Консультация для родителей
«Музыкально — дидактические игры для детей в домашних условиях»
Одной из главных проблем воспитания, стоит вопрос о самостоятельной деятельности детей, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.
Виды самостоятельной деятельности ребенка разнообразны. Одним из важных средств развития самостоятельной деятельности детей являются музыкально дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально дидактических игр формирование у детей музыкальных способностей, развитие чувства ритма, способность отличать звуки по высоте, динамический и тембровый слух, побуждение к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Как любая другая игра, музыкально — дидактическая должна включать в себя развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные молоточки.
Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
Можно выделить 3 группы музыкальных игр:
· игры на развитие внимания
· игры на развитие памяти
· игры на развитие мышления
По форме проведения игры подразделяются на:
Ø Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Ø Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Ø Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Ø Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
Ø Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Ø Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Ø Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ø Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Развивающие игры можно проводить в любую выдавшуюся свободную минутку, это не займет много времени, а польза очень велика! Предлагаю вам несколько музыкально-дидактических игр, которые можно быстро сделать и поиграть с ребенком.
Игра «Музыкальный магазин»
Как сделать игровой материал?
Сделайте из коробочки игрушечный проигрыватель с вращающимся диском (из картона или старых дисков). На диски приклеить иллюстрации к знакомым песням.
Ход игры: Покупатель просит проиграть пластинку, которую хочет купить. Продавец ставит пластинку на вращающийся диск проигрывателя и голосом воспроизводит мелодию. От его исполнения будет зависеть купит ли покупатель пластинку. Иногда сами покупатели могут попробовать звучание инструмента.
Игра «Определи инструмент»
Что нужно приготовить?
Если есть дома: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…
Можно взять обычные ложки, карандаши…
Ход игры: Садимся спиной друг к другу. На столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.