Диалектика как общая теория развития.




Тема 6. Философское учение о развитии (ОК-1)

Слово «диалектика» - греческого происхождения, которое означает: искусство вести беседу, искусство рассуждать.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как развитие всей материи в целом, оно связано только с конкретными материальными или духовными системами. О развитии ''материи в целом'' можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся систем. Развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

Метафизика (от греч. Meta ta phiysika - «после физики») - противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных моментов - черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение.

Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Принцип развития – это главный принцип материалистической диалектики. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач диалектики

Как понимается в диалектике сам процесс развития? Он рассматривается как направленные, необратимые, качественные изменения системы. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линий, а по спирали. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям, то есть во внутренних противоречиях.

Принцип всеобщей связи:

Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поскольку предметы и явления материального мира многообразны, многообразны и их взаимосвязи, взаимодействия. Диалектика изучает наиболее общие, существенные связи, то есть которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знания же общих законов составляет непременное условие практической, преобразующей деятельности человека.

Из того, что всё в материальном мире находится во всеобщей связи и взаимозависимости, следует диалектический взгляд на окружающий мир как находящийся в движении и развитии.

Энгельс писал: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества, или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1952, стр. 20).

Раскрытие связи и взаимозависимости явлений даёт картину развития и изменения природы и общества.

В.И. Сталин указывает: «В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, 1952, стр. 576).

Материалистическая диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. «...Диалектика, — говорил В. И. Ленин, —...учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде...». (В. И. Ленин, Соч., т. 19, изд. 4, стр. 4).

Диалектика как наука оказалась возможной только после того, как было доказано, что движение и развитие есть форма бытия, способ существования материи. Энгельс говорит: «...диалектика рассматривается как наука о наиболее общих законах всякого движения». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1952, стр. 350). При всём бесконечном многообразии материального мира на всех ступенях его существования, от мельчайших элементарных частиц до колоссальных скоплений материи в системах галактик, от атома до сложного организма, — всюду, несмотря на многообразие состояний материи, общим является движение и развитие.

Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

 

 

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объ­ясняется тем,что:

- метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватываю­щей теорией;

- на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, про­тивоположных диалектике.

Если диалектика подчеркивает сложность бытия и его познание, то для метафизики характерен упрощенный подход к действительности и ее познанию. При таком методе по существу отрицалась взаимосвязь и развитие явлений, а при их характеристике считалось достаточным ограничиваться однозначными оценками.

1. Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей; их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Образно говоря метафизик за отдельными деревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это также одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, переоценка роли отдельной личности в истории).

2. Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная "форма", у Платона — вечная идея. Гегель таковым источником считал таинственную "абсолютную идею", а Ньютон — некий "перводвигатель" мироздания. В христианском вероучении внешним (сверхъестественным) источником всего сущего считается Бог. Развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как обычное движение по кругу, не выходящее за его пределы.

3. Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основания") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.

В отличии от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количественному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою противоположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие. Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии политике. Он широко распространен в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.

Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:

- по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

- по вопросу о причине движения — согласно метафизике движе­ние не может исходить из самой материи, причиной движения яв­ляется внешний первотолчок;

- по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники ме­тафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (уве­личение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря ка­честву (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

- по вопросу направленности движения, развития — если диалек­тика считает, что развитие происходит, главным образом, по вос­ходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по пря­мой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности раз­вития;

- в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизи­ческий опирается на формулы «или — или, «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

- в отношении к окружающей действительности — диалектика ви­дит мир вовсем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

- в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относи­тельных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);

- согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозри­тельный» характер;

- в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир це­лостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдель­ных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направ­ленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мыш­ления перед диалектическим.

В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической «консервативной» диалектике,

В то же время внутри диалектики существует направление, альтер­нативное общей («консервативной ») диалектике, — так называемая «негативная » диалектика.

«Негативная » диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов об­щепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903—1969), Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличающие ее от обычной «консервативной»:

- Диалектика может быть только «негативной»— критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

- «негативная » (критическая) диалектика не имеет объективного зна­чения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать кри­тике все явления действительности.

Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика — построение теоретических истин на основе произ­вольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.

С офистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, ко­торые некорректно подаются как правильные.

Софистика также считается проявлением метафизического мышления. Она представляет собой сознательное применение неправильных произвольных, суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Диалектика по сути своей противоположна догматизму, который превращает теорию в закостеневшую доктрину. Догматизм критиковался уже древнегреческими философами, в частности представителями скептицизма, которые и ввели в философское мышление сам этот термин. Но догматизм-это не только старое, но и вечно воспроизводящееся на всех этапах развития человеческого мышления явление. Догматизм проявляется в том, что обьективно-истинные моменты трактуются без учёта условий места и времени.

Догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий (" застывший ") тип мышления.} Это — мышление догмами, которые воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы классического марксизма ит.д.

Таким образом, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение.

начение диалектики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.

Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.

Исходным моментом в раскрытии содержания любой науки (и диалектика в этом плане не исключение) является анализ ее принципов.

Что же такое принципы?

В философском плане понятие «принцип» означает фундаментальное положение, первоначало, наиболее существенное основание какой- либо концепции или теории. Диалектике как философской теории принципы придают характер единого целого, превращают ее законы и категории в стройную систему. В современных концепциях диалектики наиболее весомую роль играют принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип связи. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Иначе говоря, всякое образование проявляется через связь с другими образованиями. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и участвует во взаимодействии с другими объектами. Нет объектов, которые существовали бы вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимосвязей и взаимодействий объектов между собой и заключается один из существенных признаков диалектики и содержание принципа всеобщей связи.

Таким образом, диалектика требует определения всеобщей связи, господствующей в материальном мире. Связи характеризуются следующими чертами:

1) связи имеют объективный характер, т.е. существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность;

2) связи универсальны, поскольку обнаруживаются повсюду и всегда, во всех явлениях, на всех уровнях и ступенях;

3) взаимосвязь многогранна по своей сущности и природе, ведь каждый предмет, любое явление связаны с другими, и эта связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного миров.

4) реальные связи бесконечно разнообразны по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления (схема 1). Диалектика предусматривает дифференцированный подход к анализу разнообразных связей действительности, выделяя среди них: связи, присущие основным видам материи и формам ее движения (механические, физические, химические, биологические, общественные); связи, присущие основным формам существования материи (пространственные, временные, структурные, генетические, причинные, функциональные).

Однако среди множества конкретных форм связей диалектику интересуют наиболее характерные (характер связей), которые обнаруживаются во всех явлениях и процессах действительности. К таким формам связей относятся: внутренние и внешние; существенные и несущественные; необходимые и случайные; устойчивые и неустойчивые; общие и единичные.

Роль этих связей в развитии различна: благодаря одним связям предмет реализует свою природу, т.е. они играют главную роль, другие — второстепенны. На этом основании появилось выражение «закон есть связь». Правильно ли это? Правильно, если добавить, что закон — это не всякая связь.

Какая же связь является законом?

Для связей, которые становятся законом, характерен ряд необходимых признаков: их объективность, существенность, необходимость, стойкость, всеобщность.

Объективность связи. В этом случае речь идет не о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра — отменяются. Если говорить о законах сохранения энергии и вещества или о законе всемирного тяготения, то было бы бессмысленно утверждать, что мы сможем отменить или сознательно затормозить их действие. Значит, существенным признаком закона будет то, что он отражает объективное состояние вещей, объективную связь между вещами, предметами, явлениями.

Существенность связи. Существенная связь — это такая связь, которая определяет существование вещи, ее движение и развитие. Например, периодический закон элементов выражает существенную связь между атомным весом, зарядом атомного ядра и химическими свойствами элементов.

Схема 1. Классификация связей

Необходимость связи. Необходимая связь — такая связь, которая с необходимостью проявляется в определенных условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью обнаруживается в каждом случае прохождения электрического тока в проводнике, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками.

Устойчивость связи. Устойчивая связь — это связь, которая надежно сохраняется. Она имеет место на протяжении всего существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии ее развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока существуют эти явления и предметы.

Всеобщность связи. Проявляется в том, что ей подчинены многие или даже все предметы, явления, процессы объективного мира.

Принцип развития. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия исходит из того, что объективный мир пребывает в постоянном движении, изменении и развитии. Это положение диалектики фиксируется во втором ее принципе — принципе развития. Однако видеть развитие и признавать его существование недостаточно. Необходимо разобраться в самом понятии «развитие».

Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии?

Определить понятие «развитие» можно путем его соотнесения с другими уже известными понятиями — «изменение» и «движение». Изменение — переход предметов, явлений из одного состояния в другое. Оно противоположно устойчивости и имеет направленный характер — прогрессивный или регрессивный. Прогресс — постепенный переход от низших форм организации материи к высшим, от простого к сложному. Процесс, происходящий в обратном направлении, называют регрессом.

Понятие «движение» применительно к материи диалектика определяет как «изменение вообще», т.е. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, чем развитие, но развитие по конкретному содержанию глубже, чем движение. Развитие от феномена движения можно отличить, выделив такие черты:

1) направленность во времени — от прошлого через настоящее к будущему;

2) необратимость процесса, т.е. то, что реальные предметы, явления, которые изменчивы, неповторимы в своих индивидуальных чертах;

3) появление в процессе развития нового, т.е. не существовавшего ранее;

4) закономерный характер развития, подчиненность его определенным законам.

Таким образом, развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присущи закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных и духовных объектов.

Поверхностное ознакомление с развитием может породить представление о том, что оно имеет однонаправленный характер и является триумфальным движением вперед. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести понятия «развитие» и «прогресс», которые нередко отождествляют.

Как уже отмечалось, развитие приводит к возникновению нового — того, чего не было ранее. Но возникает вопрос: всегда ли новое является более совершенным, чем старое? В 30-х гг. XX в. в Германии возник фашизм как новое явление общественной жизни. Был ли это прогресс в жизни общества? Безусловно, нет. Итак, не все новое является прогрессивным. Отсюда вывод: новое может как превосходить старое по уровню развития, так и наоборот, быть шагом назад в развитии. Поэтому в процессе развития следует различать две тенденции — прогрессивную и регрессивную. Например, в таких сложных материальных системах, как общество, элементы прогресса и регресса идут рядом. В эпоху трансформации общества это особенно дает о себе знать. Итак, развитие имеет сложный, диалектически противоречивый характер.

Диалектико-материалистическая концепция развития обращает большое внимание на следующие моменты.

Во-первых, источником развития являются внутренние противоречия предметов, явлений, процессов. Это означает, что всем без исключения явлениям действительности свойственны внутренние противоположности, отношения между которыми называют противоречиями. Противоположности внутри каждого предмета, явления, процесса находятся в единстве, во взаимосвязи и в противодействии. Это противодействие — источник развития. Оно происходит всюду: и в неживой, и в живой природе, и в общественной жизни, и в сфере сознания, потому что действует всеобщий закон бытия — закон диалектической противоречивости.

Во-вторых, формой развития является взаимное преобразование количественных и качественных изменений. Анализ процессов, которые происходят в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенности, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Сущность этих изменений проявляется в том, что постепенные количественные изменения накапливаются, увеличивая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания поступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия — закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В-третьих, в процессе развития неизбежно присутствует момент преемственности. Вследствие этого постоянное накопление богатства предыдущих степеней развития придает ему поступательный характер. Тем не менее именно эта поступательность является противоречивой, поскольку развитие включает фазы цикличности, происходит «как бы» возвращение к старому и развитие приобретает спиралевидную форму

Таким образом,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: