Понятие и общая характеристика закона.




Приведенные выше признаки закона позволяют дать ему логическое определение.

Закон — объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.

Следует учитывать, что в научной литературе помимо понятия «закон» употребляется также понятие «закономерность». Это не тождественные понятия, но они являются однопорядочными, поскольку в них отражены необходимые, объективные, всеобщие связи, существующие в объективной действительности. Но закономерность — более широкое понятие, чем закон. Если закон проявляется жестко, неотвратимо в конкретных условиях, то закономерность выражается как взаимосвязь, взаимодействие ряда законов. Так, при анализе общественных явлений можно говорить о конкретных проявлениях закона стоимости или закона соответствия производительных сил определенному уровню развития производственных отношений, а можно — и о поступательном развитии общества как объективной закономерности.

Приведенное определение касается всех законов. Но законы могут быть разными. Они классифицируются на основные и неосновные, динамические и статические, законы природы и общества, специфические, общие и всеобщие. Диалектику как учение о законах бытия интересуют всеобщие (универсальные) законы, поскольку они, во-первых, присущи всем сферам деятельности, т.е. действуют в природе, обществе и познании; во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно — последовательно отвечают на важнейшие вопросы: почему, каким образом, в каком направлении происходит развитие?

Главное отличие законов диалектики состоит в их универсальности. Диалектические законы не имеют границ. Они действуют и в природе, и в обществе. Им подчиняется человеческая деятельность – и практическая, и духовная. Не имеют законы диалектики и ограничений во времени.

Законы диалектики играют важнейшую роль в характеристике развития. Три основных закона диалектики раскрывают именно эти параметры развития. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, почему все движется, изменяется. Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о том, как все изменяется. Закон отрицания отрицания показывает, каково направление изменений, к чему все движется.

Закон единства и борьбы противоположностей. Среди основных диалектических законов этот закон по праву считают главным. Он устанавливает характер самых фундаментальных отношений в мире – причинно-следственных, утверждая, что причина и движущая сила всех изменений – во взаимообусловленности и взаимодействии, единстве и борьбе диалектических противоположностей.

Изучение закона единства и борьбы противоположностей предполагает рассмотрение категорий «единство», «борьба», «противоположности», «тождество», «различие», «противоречие».

Категория «единство» подчеркивает взаимообусловленность тех диалектических противоположностей, которые образуют данное явление.

Категория «борьба» отражает активное взаимодействие противоположностей. Единство противоположностей не означает упразднения их альтернативности. Оно определяет скорее форму их сосуществования. Борьба противоположностей абсолютна, в то время как их единство – относительно. Например, введение единой европейской валюты не свидетельствует о том, что преодолены противоречия экономических интересов стран, входящих в ЕЭС. Противоположность национальных интересов налицо, вот только реальная угроза попасть под долларовый прессинг заставляет усмирять национальные амбиции, искать компромисс.

Категория «противоположности» указывает на взаимоисключаемость явлений. Производство и потребление – взаимоисключающие процессы, но с точки зрения экономики их противоположность относительна: они – две стороны одного и того же явления.

Категория «тождество» противоположностей выражает такой уровень соотношения противоположностей, как их частичное совпадение, соответствие. Тождество противоположностей – состояние временное, относительное. Так, интересы работодателя и работника в условиях рыночной, либеральной экономики противоположны Работодатель стремится за счет сокращения затрат на зарплату снизить стоимость продукции, чтобы повысить ее конкурентоспособность и получить дополнительную прибыль.

Работник, требуя повышения зарплаты, одновременно выступает против политики сокращения занятости. В борьбу включаются профсоюзы и государство, заинтересованное в выполнении социальных программ. В результате работы трехсторонних комиссий достигается паритет интересов. На некоторое время устанавливается покой. Истекает срок договора – и все начинается сначала.

Категория «различие» противоположностей характеризует отношения противоположностей, проявляющиеся вслед за нарушением тождества. Собственно говоря, различия существуют и на этапе тождества противоположностей. По существу различия противоположностей универсальны. Различия могут быть несущественными и существенными. Нарастая, различия переходят в противоречие.

Развитие и разрешение противоречий проходит ряд этапов. На первом из них господствует тождество противоположностей. Различия несущественны и не нарушают устойчивости существования явления. Противоречия скрыты, но они существуют и развиваются.

Второй этап выявляет несоответствия в бытии явления. На смену сбалансированности, гармонии приходит напряжение, возникают конфликты. Если нарастание противоречий продолжается, то развитие вступает в заключительный для данного явления третий этап, завершающийся разрешением противоречий посредством перехода (превращения) его в другое состояние или в иное явление. С превращением явления старые противоречия сменяются новыми, так как новое явление должно иметь и новый источник развития.

азрешение противоречий сопровождается рождением нового качества.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Метафизическое мышление признает изменения либо количественные, либо качественные. Взаимосвязь количественных и качественных изменений – открытие диалектической философии. Эта связь представлена соответствующим законом, устанавливающим, что изменения качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных характеристик, нарастающих в определенном направлении. Новое качество объекта рождается из старого благодаря количественным изменениям.

Понимание механизма действия и значения закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».

Категория «свойство» занимает особое место в философском миропонимании. Единый мир многообразен. Многообразие мира раскрывается через различия явлений, образующих его как безграничное множество. Каждое явление при этом также представляет собой определенное многообразие: оно изменяет свое состояние, оно многогранно. Категорию «свойство» философия использует для выражения одной из сторон, граней явления. Свойство, строго говоря, равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.

Категория «качество» отражает совокупность основных, то есть необходимых, устойчивых, повторяющихся, общих свойств явлений. Их обычно называют существенными, так как они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».

Г. Гегель заметил, что качество – это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Оно определяет способ их взаимодействия. Познать качество – значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.

Категория «количество» определяет предмет, процесс со стороны его величины, длительности, интенсивности и предполагает численные методы оценки. В отличие от качества, которое до определенного момента остается инвариантным (неизменным) в развитии явления, количество может измениться без изменения сущности явления.

Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает устойчивую сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием того явления, которое они характеризуют.

Категория «мера» определяет границы количества, и пределах которого сохраняется качество объекта. В мере выражается единство качества и количества.

Категория «скачок» отражает процесс перехода одного качества в другое. Скачок – форма такого перехода. Новое качество есть результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. На смену непрерывному движению приходит скачкообразное (дискретное).

Формы скачка многообразны. Они различаются по масштабу, содержанию и способу выражения. Конкретность формы скачка зависит от природы развивающегося явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Зная условия, мы способны управлять некоторыми формами скачка. Наглядный пример тому – создание атомных силовых установок, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.

Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о нем. Существенно, что не только количественные изменения обусловливают качественные, но и качественные – количественные. Так, переход транспорта на электротягу неизбежно ведет к повышению скорости и объемов перевозок, к новой организации системы движения, новой нормативной базе.

Закон отрицания отрицания. Этот закон характеризует важнейшую сторону развития – его направленность. Своеобразие закона заключается в том, что он обнаруживает себя во времени, причем речь идет о значительных интервалах времени.

Объяснить эту особенность закона отрицания отрицания несложно. Двойное отрицание, заключенное в законе, свидетельствует о цикличности развития, отраженного в законе. Необходимость повторного отрицания предполагает продолжительность времени, и немалую.

Вне философского толкования отрицание представляется упрощенно – как отказ что-либо принять, с чем-либо согласиться, либо как противоположность утверждению. Кто-то высказывает некоторое соображение, другой, не соглашаясь, отвергает (отрицает) его. Отношение отрицания отождествляется с негативным отношением к чему-либо.

В философском смысле отрицание первоначально понималось как изменение в явлениях. «Изменение» – понятие, отражающее любое отклонение от существующего состояния – со временем приобрело новое значение. Далее «отрицание» сделалось понятием, выражающим фундаментальное изменение явления в целом, а не отдельных его признаков. Оно ассоциируется с разрушением, упразднением, утратой предмета, процесса как такового, прекращением его существования. Двигатель внутреннего сгорания оставил не у дел паровозы, отправив их в прошлое. Электродвигатель вытесняет тепловозы.

Метафизическая философия определяет отрицание как прекращение бытия. Смерть отрицает жизнь. Дефолт хоронит надежды экономики на инвестиции. Зерно, оказавшись в мельнице, становится мукой. Метафизика отражает внешнюю, видимую сторону отрицания.

Диалектика рассматривает отрицание как важнейший элемент развития мира. Поэтому в диалектическом понимании отрицание есть не прекращение бытия, а изменение конкретной формы бытия. С отрицанием развитие не завершается. Оно продолжается в двух направлениях в зависимости от характера отрицания. Если отрицание разрушает источник развития, например, происходит закрытие предприятия по случаю банкротства, то движение временно приобретает форму энтропических изменений. Реализуется оставшаяся после уплаты долгов собственность, увольняются сотрудники. Однако все это не означает конца. Вырученные средства будут вовлечены в оборот, возникнет другое производство.

Когда же отрицание не связано с источником развития (например, реструктуризация предприятия), то развитие продолжается как прогрессивное движение.

Диалектическое отрицание — это закономерный процесс обновления, смены старого качества новым, результат саморазвития явлений. Оно сохраняет связь старого и нового.

В процессе диалектического отрицания в старом упраздняется отжившее, мешающее развитию. Вместе с тем сохраняются и укрепляются ростки нового, разумного. Отрицание не может быть абсолютным. Оно всегда относительно (не по форме, а по существу). Явление не исчезает бесследно, не превращается в ничто. Оно меняет формы своего движения, свой конкретный вид.

Закон отрицания отрицания свидетельствует о том, что развитие осуществляется через преемственность. Через двойное отрицание раскрывается прогрессивный характер развития: новое, более совершенное появляется закономерно (первое отрицание) и столь же закономерно, развившись, оно уступит свое место тому, что более разумно, совершенно (второе отрицание).

Наглядно проявление закона «отрицания отрицания» обычно сравнивают с движением по спирали, демонстрируя восходящий момент развития. Движение по спирали, повторяет отчасти форму явления, а содержание меняется. Оно совершенствуется, опираясь на опыт предшествующего развития.

 

Категории диалектики.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.

Категории – это существенные понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: общее, особенное и единичное, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма. В категориях диалектики дается концентрированное выражение всего опыта общественно-исторической деятельности, чем и обусловлены их мировоззренческие и методологические функции. Именно поэтому их называют «ступеньки познания».

Сущность и явление – важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны.

Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл.

Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление – это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.

Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление.

Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура».

Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное (частное) – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления.

Причина – это явление, обусловливающее, порождающее другое явление.

Следствие – явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие). Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Необходимость и случайность – это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Универсальные связи бытия: единичное и целое, явление и сущность. Единичное, особенное, общее.. Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповтори­мые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдель­ным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибоч­ность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единично­го и отдельного, рассмотрение единичного как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и имен­но ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного.

Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.

Явление и сущность не связаны друг с другом. «Кажимость» (видимость) не только не уводит нас от познания сущности, но и позволяет увидеть за ее обманчивым обличьем глубинные сущностные стороны, свойства вещи. В марксистской философии категории сущности и явления рассматриваются как универсальные характеристики материального мира, а процесс познания — как ступени восхождения от явления к сущности, от сущности первого — к сущности второго, третьего и так далее порядка. Маркс и Энгельс были далеки от того, чтобы полагать, подобно Гегелю, что процесс познания сущности когда-либо в будущем достигнет своего за­вершения. Обоснование своего диалектико-материалистического ми­ровоззрения они связывали с достижениями науки, каждое новое, со­ставляющее эпоху, открытие которой придает философии новый вид.

Явление — способ обнаружения сущности. Оно возникает, как пра­вило, при взаимодействии предметов, когда сущность прорывается, обнаруживает себя. Каков предмет, таков и характер названных связей и взаимодействий. Так, хищник остается хищником, сколько бы ни пытались сделать из него вегетарианца. Однако его поведение меняется в зависимости

от того, в какой среде и с какой потенциальной жертвой своего аппетита он сталкивается. Вот почему явление так или иначе проявляет, высвечивает сущость предмета, т. е. внутреннее и важное его свойство.

Важнейшая задача познания - получение знания, отвечающего критерию истинности. Такое знание есть проникновение в сущность исследуемого предмета. Познание сущности предполагает раскрытие глубинных связей, отношений, законов, которые определяют основные черты и тенденции развития. И поскольку сущность природы неисчерпаема, бесконечным является и процесс ее познания. Понятие сущности имеет значение регулятивного принципа, направляющего человеческое познание к достижению полного, исчерпывающего знания. Понятие явления имеет методологическое значение, указывая на тот способ, каким можно осуществлять познание сущности. Не случайно научный эксперимент, в котором исследуемый объект ставится в необычные для него условия, позволяет зафиксировать принципиально новые явления, и тем самым открывать неизвестные ранее законы его формирования и функционирования.

Структурные связи бытия: часть и целое, содержание и форма, элементы и структура. Часть и целое. Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет - значит узнать, из чего он состоит. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “устройство” бытия, служили понятия “простого - сложного”, “части - целого”. Эти пары категорий тесно связаны между собой, ибо простое долгое время мыслилось как элементарное, не имеющее частей, а сложное - как составленное из частей, разложимое на простые составляющие.

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.

Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

Обогащение категорий “часть - целое” понятием связи открыло путь к постепенному формированию новых категорий: элемент, структура, система. Понятие связи прежде всего дало импульс к уточнению и развитию представлений о способах упорядоченности различных объектов.

Форма и содержание. Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.

Элементы и структуры. Когда мы воспринимаем и мыслим какой - либо объект, мы выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта. Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.

Уже это краткое определение показывает, что понятие системы предполагает такие понятия, как элемент и структура. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

В настоящее время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами сложный комплекс. Иначе говоря, понятие «элемент» берется как относительное. В зависимости от способа рассмотрения в одном и том же сложном предмете могут выделяться в качестве его элементов самые разные «единицы».

Структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структурные связи разного рода «пронизывают» все процессы, происходящие в системных объектах.

Долгое время казалось, что размышления о понятиях «часть» и «целое», «простое» и «сложное», «элемент» и «структура» интересны только философам, в крайнем случае - части ученых-теоретиков. Положение в корне изменилось, когда жизнь вплотную подвела людей к таким практическим задачам, для решения которых потребовалось изучение и одновременный учет не просто большого, а, можно сказать, огромного числа качественно разнообразных предметов, явлений, процессов и связей между ними. Особенно нагляден переход к таким задачам в технике XX века, когда возникли так называемые особо сложные технические системы, структура которых состоит уже не из десятков и сотен, а из десятков и сотен тысяч взаимосвязанных деталей и узлов.

Со временем выяснилось, что сходным образом обстоит дело не только в технике, но и во многих других областях знаний. Так возник и стал быстро развиваться системный подход, применивший выработанные в диалектике философские знания как основание принципиально новой системной методологии. Она представляет собой совокупность методов изучения, создания и применения сложных технических, биологических и социальных систем.

Причинные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вызывает следствие, следствие - результат действия причины. Причиной явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а в конечном счете, взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, исчезновения явлений, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия. При этом вспомним, что важнейшим видом взаимодействия выступает противоречие - источник изменений.

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами. Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, кото-рая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Играет роль своего рода спускового крючка. Эту внешнюю причину называют поводом. Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истинная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим напряженное состояние людей. Повод можно искусственно создать.Познанию вероятностных причинно-следственных связей помогают диалектические категории: необходимость и случайность, возможность и действительность.

Необходимость и случайность. Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих,а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходи- мости и случайности. Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность. Необходимость связана с общим. Случайность, существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайности, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностями, но и проявляется через них.

Возможность и действительность. Эти категории помогают понять процесс возникновения нового и значение деятельности людей в этом процессе, если он происходит в обществе. Возможностью называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи в действительности порождать новое. Действительностью называют все реально существующее в объективном мире. Вместе с тем действительность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью. Возможность и действительность тесно связаны между собой: если действительность есть реализованная возможность, то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она может стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга.

«Парные» категории диалектики как опорные пункты познания и их объективное содержание. Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.

Выделяют 6 основных парных категорий:

1. Единичное и общее.

2. Причина и следствие.

3. Сущность и явление.

4. Необходимость и случайность.

5. Форма и содержание.

6. Возможность и действительность.

Причина и следствие. Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину.

Признаки причинной связи: 1) Причинная связь – это связь порождающая. Причина порождает следствие, передавая ему материю, энергию, информацию; 2) временная асимметрия - причина необратимо предшествует следствию, и они не могут сосуществовать одновременно, иначе будут нарушены законы сохранения; 3) Закономерность - в одних и тех же условиях неизбежно наступают одни и те же причинные связи. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия; 4) пространственная и временная смежность - если причина и следствие разделены в пространстве и времени, то между ними всё равно должна быть цепочка, передающая материальное воздействие.

Причину нельзя путать с условиями и поводом. Условия – это совокупность факторов, влияющих на появление следствия, но непосредственно не порождающих его. Повод также не порождает следствие, но определяет момент его возникновения.

Причинные связи существуют объективно и порождаются материей, материальными взаимодействиями. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: