Композиционные правила в архитектуре




КОМПОЗИЦИЯ (от лат. composition– составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Художественная выразительность зданий достигается при помощи АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ. Архитектурной композициейназывают определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое.

Формирование пространства в зодчестве подчиняется функциональным, технико-конструктивным и эстетическим требованиям. Эстетическое является при этом не только выражением идеала, созданного эпохой, обществом, но и ответом на психологические закономерности восприятия человека. Эти закономерности определяют приемы организации формы, использовавшиеся во все периоды развития архитектуры. К таким приемам относятся:

· СИММЕТРИЯ

o Симметрия – одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии – зеркальная симметрия, симметрия левого и правого.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов.

· АСИММЕТРИЯ

o Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Единство является целью построения ассиметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием.

Ассиметричная система обладает гибкостью, допускающей совместное существование несхожих, разнохарактерных частей. Такая гибкость позволяет в органическом единстве с историческими создавать новые сооружения, не придавая им архаизированной формы.

Соподчиненность частей – основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.

Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии.Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия.

· НЮАНС и КОНТРАСТ – соотношение пространств и объемов

Простейший вид связи между элементами определяется их тождеством, равенством соизмеримых признаков.

Нюанс – отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд.

Контраст – отношение, в котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст пространственных величин, как средство их композиционной связи, должен основываться на ясно воспринимаемых свойствах.

Как и все другие средства организации пространственной формы, тождество, нюанс и контраст не могут быть произвольно избранными отношениями. Их выбор определяется пространственной структурой, возникающей на основе функции и конструктивных возможностей, они служат средством выражения содержания композиции.

· РИТМ

Закономерное повторение и чередование соразмерных элементов. Простейшая, закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин, называется метром.

Ритм, организующий пространство, может быть выражен в непрерывном изменении свойств единой формы, например, в меняющейся кривизне поверхностей, образованных спиралью и кривыми конических сечений (парабола, гипербола, эллипс – кроме окружности).

Для архитектуры ритм – средство выражения динамики процессов, которые организованы с ее помощью, и средство выражения динамических закономерностей образования самой формы. Проявляется ритм в последовательном изменении свойства ряда сопоставляемых элементов.

Наиболее употребительная в архитектурной композиции разновидность ритма – чередование элементов, ритмический ряд. Он может быть прерывным, состоящим из активных элементов, перемежающихся интервалами или образованным элементами, которые непосредственно примыкают один к другому.

 

· СОРАЗМЕРНОСТЬ (Установление определенных соотношений и пропорции между частями и целым)

Золотое сечение.

Современная архитектура получила большую свободу вариаций в пределах основной системы. Архитектор определяет размеры каждого элемента своего произведения в зависимости от его назначения, материала и конструкции.

СТАТИКА и ДИНАМИКА.

Направленность, «динамизм» композиции – важное средство организации жизненных процессов. В одних случаях с ее помощью определяется направление движения, в других она служит для того, чтобы привлечь внимание к главному. Динамика и уравновешенность являются также важным средством эмоциональной выразительности в архитектуре.Асимметрия оказывается связанной не только с образным выражением динамизма, но и с динамикой формы во времени, ее изменчивостью.

Статика – состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе.Симметрия неразделима со статичностью, равновесием частей и стабильностью во времени, законченностью композиций.

По степени зрительной стабильности можно разделить на три вида:

- зрительно статичные формы;

- физически статичные, но зрительно динамические формы;

- зрительно полностью динамичные формы.

В организации архитектурной формы должна быть учтена и такая особенность зрительного восприятия человека, как возникновение оптических иллюзий. ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ – ложные оценки величины, формы и расстояния, рожденные несовершенством оптики глаза или психической системы восприятия, должны предупреждаться, исправляться или сознательно использоваться. В противном случае задуманный эстетический эффект может быть нарушен.

Построение системы пространства и тектоника – главные композиционные средства архитектуры, прямо связанные с функциональной организацией и конструкцией ее произведений.

· ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА в архитектуре прямо связана с назначением ее произведений.

Первый общий принцип организации пространства в архитектуре - разграничение жизненных процессов и одновременно установление необходимых связей в их системе.

Второй принцип – сокращение непроизводственных затрат времени в системе процессов. Этот принцип определяет необходимость его разумной экономии и рационального расчленения. Архитектурное пространство при любых его размерах и назначении должно обеспечить не только физическую возможность расположения и необходимого перемещения людей и предметов, но и эмоциональное воздействие на человека. Оно должно обладать эстетическими свойствами, оно должно гармонично, красиво.

Тритий принципорганизации архитектурного пространства – формообразование по законам красоты. Объективность этих законов определяется психофизиологией восприятия пространственной формы.

· ТЕКТОНИКА – художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала.Архитектурные формы становятся тектоническими, когда они входят в единую систему, формирующую художественный образ на основе выявления структурных особенностей и работы материала данной конструкции. Конструктивная система здания должна быть художественно осмыслена.

СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО. Стиль – устойчивая общность художественных признаков.Система признаков, определяющая стиль, находится в сложной, неявной, но неизбежной зависимости от материальной и духовной деятельности людей.

На характер образной выразительности архитектуры оказывает влияние МАСШТАБНОСТЬ – соизмеримость здания с физическими размерами человека. Это свойство также зависит от психофизиологического механизма восприятия. Масштабность в архитектуре также определяется эмоциональной оценкой формы. Указателями масштаба могут служить различные конструктивные элементы – ступени лестниц, балюстрады, парапеты и др. ограждения, двери, размер кирпича или бревна и т.п. «Указатели масштаба» позволяют прочесть как размеры сооружений, так и величину их членений, т.е. приводят все элементы в единую, соизмеримую с человеком систему.

СОПОДЧИНЕНИЕ. Наличие доминанты или другими словами подчиненность второстепенного главному. Обычно главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции.

Единство – качество необходимое для композиции в любом виде искусства; вне единства композиция не существует. В архитектуре единство многосторонне. Оно выражается в использовании приемов организации формы, подчиненных функции и законам восприятия, законам красоты.

Каждое из художественных средств архитектуры не обладает самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе – они получают смысл только в системе композиции, выражающей многостороннее содержание произведения архитектуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: