Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия хронологически охватывает не­большой исторический




Немецкая классическая философия хронологически охватывает не­большой исторический период (80-е гг. XVIII-1-я четверть ХIХ вв.) и связана с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Характерные черты немецкой классической философии:

1. Для ее представителей присуще понимание роли философии в истории как совести культуры.

2. Ее авторы придали философии форму системы дисциплин, идей и понятий.

3. Немецкие философы открыли новый метод мышления и познания - диалектику, разработали диалектическую концепцию развития природы, общества, человека, познания.

4. Они впервые попытались научно-теоретически исследовать исторический процесс и выявить в нем закономерности.

5. Все свои рассуждения о человеке и обществе немецкие мыслители связали с принципом свободы и другими общечеловеческими ценностями.

Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способно­сти суждения».

В творчестве И. Канта выделяют два периода:

1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естествен­ном происхождении Вселенвой в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания.

2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой позна­вательной способностью человека и носит априорный, то есть доопыт-ный характер. Мир существует объективно, он воздействует на ор­ганы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания.

К априорным формам знания И. Кант относит пространство и вре­мя. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувст­венного материала под единство понятия.

Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше зна­ние всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе».

Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, кото­рого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума - категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен быть свободен и рассматривать другого не как средство, а только как цель.

Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля яв­ляется абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искус­ства, религии, философии.

Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит зако­номерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: за­кон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания.

Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: раз­витие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного ду­ха. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления.

Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Ге­гель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исто­рический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется.

Фейербах Л. (1804—1872 гг.) – материалист. Л. Фейербах дал критику религии» и идеализма в философском произведении «Сущность христианства». Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана и является причиной самой себя. А. человек - продукт и часть природы. Особенностью философии Л. Фейербаха является антропологизм. Он понимает человека как существо природное, он не видит влияния на человека противоречий общественной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: