Немецкая классическая философия хронологически охватывает небольшой исторический период (80-е гг. XVIII-1-я четверть ХIХ вв.) и связана с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Характерные черты немецкой классической философии:
1. Для ее представителей присуще понимание роли философии в истории как совести культуры.
2. Ее авторы придали философии форму системы дисциплин, идей и понятий.
3. Немецкие философы открыли новый метод мышления и познания - диалектику, разработали диалектическую концепцию развития природы, общества, человека, познания.
4. Они впервые попытались научно-теоретически исследовать исторический процесс и выявить в нем закономерности.
5. Все свои рассуждения о человеке и обществе немецкие мыслители связали с принципом свободы и другими общечеловеческими ценностями.
Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве И. Канта выделяют два периода:
1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естественном происхождении Вселенвой в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания.
2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный, то есть доопыт-ный характер. Мир существует объективно, он воздействует на органы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания.
К априорным формам знания И. Кант относит пространство и время. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувственного материала под единство понятия.
Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше знание всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе».
Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, которого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума - категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен быть свободен и рассматривать другого не как средство, а только как цель.
Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля является абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искусства, религии, философии.
Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит закономерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания.
Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: развитие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного духа. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления.
Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Гегель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исторический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется.
Фейербах Л. (1804—1872 гг.) – материалист. Л. Фейербах дал критику религии» и идеализма в философском произведении «Сущность христианства». Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана и является причиной самой себя. А. человек - продукт и часть природы. Особенностью философии Л. Фейербаха является антропологизм. Он понимает человека как существо природное, он не видит влияния на человека противоречий общественной жизни.