Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных революций (XV-XVI вв.). В экономической и политической сферах это был переход от феодализма к капитализму, который в духовной сфере сопровождался обращением к лучшим ценностям античной культуры.
Характерные черты эпохи Возрождения:
— происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятельность;
— изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рассматриваться не г как наказание за грехи, а как важное качество, с помощью которого чееловек меняет мир и самого себя;
— человек вновь (как и во времена античности) обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу;
— возрастает интерес к социальной проблематике, формируется утопический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где ■ человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).
Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу.
В философиии Возрождения выделяют два периода — период гуманизма и период натурфилософии.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова оэзначает стремление к человечности, создание условий для достойной з жизни. В узком смысле слова гуманизм — это идейное движение, изучающее и распространяющее античные языки, античную литературу и искусство.
«Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304-1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незнании и незнании, других».
Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический! способ ведения споров. Он проповедовал идею активной самореализации человека и на первое место ставил внутренние этические проблемы.
Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание,, получившее в это время широкое развитие. Ученые Возрождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль математики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития.
Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г, Галилея.
Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-й 1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином» - «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan ~ все, teos — бог).
Новое время (XVII-XVIII вв. ) было периодом формирования буржуазных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржуазная революция в Нидерландах, а в 1640 году — в Англии.
Экономические интересы нового класса требовали развития естественных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактического материала, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в философии - эмпиризма и рационализма.
Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Основные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».
В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки {идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека.
Основоположником рационализма был Р. Декарт ((1596-1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе».
Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «субстанция», под которой философ понимает сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это е есть Бог.
Сотворенный мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную, главный признак которой мышление.
Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыслю, следовательно, существую» — главный тезис его гносеологии.