Формирование философии Возрождения и Нового времени




Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных рево­люций (XV-XVI вв.). В экономической и политической сферах это был переход от феодализма к капитализму, который в духовной сфере со­провождался обращением к лучшим ценностям античной культуры.

Характерные черты эпохи Возрождения:

— происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятель­ность;

— изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рас­сматриваться не г как наказание за грехи, а как важное качество, с помо­щью которого чееловек меняет мир и самого себя;

— человек вновь (как и во времена античности) обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу;

— возрастает интерес к социальной проблематике, формируется уто­пический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где ■ человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).

Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу.

В философиии Возрождения выделяют два периода — период гуманизма и период натурфилософии.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова оэзначает стремление к человечности, создание условий для достойной з жизни. В узком смысле слова гуманизм — это идейное движение, изучающее и распространяющее античные языки, античную литературу и искусство.

«Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304-1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незна­нии и незнании, других».

Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический! способ ведения споров. Он проповедовал идею актив­ной самореализации человека и на первое место ставил внутренние эти­ческие проблемы.

Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание,, получившее в это время широкое развитие. Ученые Воз­рождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль матема­тики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития.

Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г, Галилея.

Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-й 1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином» - «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan ~ все, teos — бог).

Новое время (XVII-XVIII вв. ) было периодом формирования буржу­азных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржу­азная революция в Нидерландах, а в 1640 году — в Англии.

Экономические интересы нового класса требовали развития естест­венных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактического мате­риала, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в филосо­фии - эмпиризма и рационализма.

Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Ос­новные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».

В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки {идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека.

Основоположником рационализма был Р. Декарт ((1596-1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе».

Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «суб­станция», под которой философ понимает сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это е есть Бог.

Сотворенный мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную, главный признак которой мышление.

Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыс­лю, следовательно, существую» — главный тезис его гносеологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: