Потребительская кооперация - сельская торговая система




Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения

 

Торговля сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.

В потребительской кооперации за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2000 году он увеличился в товарной массе на 8,9 %, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.

Немаловажным фактором развития сферы торговли явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. За первое полугодие 2001 года оборот розничной торговли торгующих организаций возрос на 13 пунктов, в то время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров: в первом полугодии текущего года удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составил 53,5%[2].

Насыщение розничной торговли потребительскими товарами в начале девяностых годов было достигнуто за счет импортной продукции, их доля в товарных ресурсах в 1994-1995 годах составляла более 52%. В 2000 году этот показатель сократился до 31%, при этом насыщенность пищевкусовой промышленности возросло на 9,6%, мясомолочной - на 7,3, текстильной - на 5,7, швейной - на 13,3% в сравнении с аналогичным периодом 2000 года[3].

В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Эти предприятия, построенные за собственный счет, уже работают и отвечают принципам торговли по сниженным ценам. Магазины «Ветеран», столовые «социального питания», имеющиеся во многих регионах страны, частные магазины, так же принимают участие в этой работе.

В 1994 году была приватизирована основная масса предприятий торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.

Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.

Потребительская кооперация - сельская торговая система

Розничная торговля потребительской кооперации обеспечивает удовлетворение спроса на товары и услуги пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельских жителей. Поэтому потребительская кооперация в экономике страны имеет как сельская торговая система. В общей численности сельского населения (около 40 млн. чел.) доля населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляет 92,1% (рис.3)

Рис.1. Доля сельского населения, обслуживаемого потребительской кооперацией)

Следует отметить, что около 12 млн. человек взрослого сельского населения являются пайщиками – членами потребительских обществ. Пайщики особенно заинтересованы в том, чтобы торговое обслуживание их семей осуществляют организации потребительской кооперации, услугами которых они пользуются на протяжении многих лет.

Основным показателем розничной торговли является оборот розничной торговли, который показывает объём продажи товаров населению через розничные торговые предприятия. За 1999 год объём оборота розничной торговли потребительской кооперации превысил 30 млрд. р. В общем объёме товарооборота потребительской кооперации удельный вес оборота розничной торговли в сельской местности составил 65,6% (рис. 2)

Рис.2. Удельный вес оборота розничной торговли потребительской кооперации в сельской местности)

Большая часть розничных торговых предприятий потребительской кооперации расположена в сельской местности- 65,2% от их общего количества (рис. 3)


Рис.3. Доля розничных предприятий потребительской кооперацией, расположенных в сельском населении)

 

Сложность обслуживания сельского населения связана с его расселением. Большая часть сельских поселений – это небольшие по числу жителей населенные пункты.

Общее количество сельских населенных пунктов в стране-152,9 тыс. единиц, в том числе:

· с числом жителей до 50 человек-74,8 тыс. единиц;

· с числом жителей с 51 до 500 чел.-58,2 тыс. единиц

· с числом жителей от 501 до 1000 человек-11,5 тыс. единиц;

· с числом жителей свыше 1001 чел.-ь8,4 тыс. единиц.

В небольших населенных пунктах потребительская кооперация содержит магазины, торговая деятельность которых не приносит прибыли, т.е. убыточные магазины. Это объясняется тем, что содержание магазинов требует значительных затрат на отопление, освещение, заработную плату продавцам и сторожам и др.

Чтобы обеспечить безубыточную торговую деятельность в небольших сельских населенных пунктах, потребительская кооперация организует магазины на дому; магазины, совмещенные с заготовительными пунктами; магазины, совмещенные с хлебопекарнями; киоски; обслуживает население автокрамницями и специально оборудованным транспортом.

Таким образом, потребительская кооперация в соответствии с приведёнными показателями является сельской торговой системой, удовлетворяющей спрос на товары и услуги пайщиков и обслуживаемого населения.

 

4. Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации

Розничная торговля потребительской кооперации в реформируемой экономике развивалась под воздействием многих негативных внешних и внутренних факторов. Основными из них являются: высокий уровень налогов; высокий уровень процентных ставок за банковский кредит; высокий уровень инфляции; низкие доходы обслуживаемого населения, снижающие платежеспособный спрос населения; усиление конкуренции на потребительском рынке; увеличение тарифов на транспорт и энергоносители; недостаток собственных оборотных средств; слабое экономическое участие пайщиков в деятельности организаций потребительской кооперации; неэффективное управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации.

Эти факторы оказали существенное влияние на снижение объёмов хозяйственной деятельности всех отраслей кооперативного хозяйства, в том числе и торговли. Оборот розничной торговли в 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократился в 14 раз.

Существенной особенностью розничной торговли потребительской кооперации является обслуживание особого контингента потребителей- сельских жителей. За годы реформ снизились доходы сельских жителей, соответственно снизилась покупательная способность населения. В структуре расходов сельских жителей стали преобладать расходы на продукты питания, которые превысили 40% от общей суммы расходов на конечное потребление. В условиях развития конкуренции потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счёт сокращения торговли в районных центрах, уступки самого выгодного сегмента сельского рынка предприятиям других организационно-правовых форм. Повсеместно уменьшилось количество магазинов по торговле непродовольственными товарами. Рассмотренные факторы способствовали изменению структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации, в которой стали преобладать продовольственные товары.

Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять приоритет продажи продовольственных товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской кооперации имеются реальные возможности.

Потребительская кооперация занимается сельским хозяйством, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья, производством продовольственных товаров на промышленных предприятиях. Эти отрасли являются поставщиками товаров для розничной торговли потребительской кооперации. За годы реформ удельный вес товаров собственного производства в общем объёме товарооборота розничной торговли потребительской кооперации возрос с 9% до 26% (рис. 4)

 

Рис 4.Удельный вес товаров собственого производства в общем объёме оборота розничной торговли потребительской кооперации в 1990 и 1999 гг.)

В настоящее время в общем объеме оборота розничной торговли страны на долю потребительской кооперации приходится около 5%. В то же время удельный вес оборота розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше.

Потребительская кооперация была и остается основной торгующей системой на селе. Ее удельный вес в продаже социально значимых продовольственных товаров остается достаточно высоким:тпо отдельным товарам он колеблится в пределах от 10% до 20% в общем обороте розничной торговли страны.

В розничной торговле системы преобладают основные потребительские товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, мясопродукты, одежда, галантерея, парфюмерия, электротовары, строительные материалы.

В перспективе организации потребительской кооперации предусмат-ривают расширение ассортимента и объема продаж как продовольственных, так и непродовольственных товаров и укрепление своего положения на потребительском рынке. Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объёмов оборота розничной торговли до уровня 1990 г., что позволит значительно увеличить удельный вес потребительской кооперации в общем объёме оборота розничной торговли страны.

Таким образом, основными особенностями розничной торговли потребительской кооперации являются следующие:

1. Розничная торговля потребительской кооперации занимается обслуживанием населения преимущественно в небольших сельских населённых пунктах.

2. Розничная торговая сеть потребительской кооперации состоит в основном из магазинов.

3. Более крупные магазины размещаются в раойнных центрах и посёлках городского типа.

4. Основным типом магазинов потребительской кооперации является магазин «Товары повседневного спроса».

5. В структуре оборота розничной торговли преоладают продовольственные товары.

6. Удельный вес оборота розничной торговли потребительской кооперации в общем обороте розничной торвли страны составляют около 5%, однако по отдельным социально значимымтоварам он значительно выше (10-20 %). В розничную торговлю потребительской кооперации поступает 26% товаров собственного производства, что позволяет обеспечить устойчивый ассртимент социально значимыхтоваров.

7. Деятельность организации потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объёмов оборота розничной торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах.


2Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 122.

3 Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 130.

4Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 131-132.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: