ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Основы правового регулирования туристической деятельности (2 часа)
Вопросы:
1. Понятие «правовое регулирование туристической деятельности»,
основные категории дисциплины.
2. Система и источники правового регулирования туристической
деятельности.
Лекция - 2 часа,
(Типовая программа)
Туризм как объект правового регулирования. Взаимосвязь дисциплины «Правовое регулирование туристской деятельности» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Прикладной характер дисциплины в рамках специальности «Туризм и гостеприимство».
Общие положения о правовом регулировании туристической деятельности. Предмет гражданско-правового регулирования туристической деятельности. Субъекты гражданских правоотношений в сфере туризма. Генезис гражданско-правового регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь.
Понятие «государственное регулирование туристической деятельности». Значение государственного влияния в туризме и гостеприимстве. Принципы государственного регулирования туристической деятельности. Цели, приоритетные направления и пути государственного регулирования туристической деятельности. Государственное регулирование и международная практика.
Введение
Основные цели изучения дисциплины:
– формирование целостного представления о нормативно-правовом регулировании туристической деятельности на международном и государственном уровне, а также правовых основах деятельности организаций и объектов туристической индустрии, выступающих как многоотраслевое экономико-правовое явление;
– формирование социально-личностной компетенции студентов, основанной на приобретении теоретических знаний и практических навыков в области правового регулирования туристической деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
- дать представление о сущности и особенностях правового регулирования туристической деятельности;
- познакомить с основами правового регулирования международного сотрудничества в области туризма;
- ознакомить с основами правового регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить нормативные правовые акты сферы туризма и гостеприимства Республики Беларусь;
- дать представление о правовом обеспечении создания туристического предприятия;
- ознакомить с основами лицензирования, сертификации и стандартизации туристической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить принципы договорных отношений в сфере туризма и гостеприимства;
- ознакомить с нормативными документами, касающимися страхования в туризме;
- дать представление о правовых нормах, регулирующих защиту прав потребителей;
- изучить нормативные акты, регулирующие таможенные, валютные и визовые формальности.
В результате изучения дисциплины выпускник должен:
знать:
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере туризма и гостеприимства Республики Беларусь;
- международное право в сфере туризма и гостеприимства;
- паспортно-визовые формальности;
уметь:
- составлять договоры об оказании туристических услуг;
- оформлять въездные и выездные документы туристов;
- составлять и заключать договоры с основными контрагентами в туризме.
Изучение дисциплины рассчитано на 206 учебных часов, из них 100 аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий: лекций – 50 часов, практических занятий – 28 часов и семинарских занятий –22 часа. Рекомендуемые формы контроля знаний: зачет и экзамен.
Понятие «правовое регулирование туристической деятельности», основные категории дисциплины.
Государственное регулирование туристической деятельности – это деятельность государственных органов, должностных лиц, направленная на урегулирование правоотношений, возникающих в сфере туризма.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О туризме» субъектами государственного регулирования в сфере туризма являются:
· Президент Республики Беларусь;
· Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание);
· Совет Министров Республики Беларусь;
· Министерство спорта и туризма Республики Беларусь;
· местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;
· иные государственные органы в пределах их полномочий.
Компетенцию перечисленных органов в сфере туристической деятельности мы изучим на следующей лекции. Перечисленные органы осуществляют регулирование в сфере туристической деятельности определенными способами.
Способы государственного регулирования туристской деятельности:
· правовое регулирование - создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
· содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (организация рекламы др.)
· защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
· лицензирование, стандартизация в туристической индустрии, сертификация туристического продукта;
· установление правил въезда в Республику Беларусь, выезда и пребывания на территории Республики Беларусь с учетом интересов развития туризма;
· прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию целевых программ развития туризма (реализован проект «Августовского канала);
· создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
(предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Республики Беларусь и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Республики Беларусь);
· налоговое и таможенное регулирование;
· содействие кадровому обеспечению туристской деятельности (организация обучения);
· развитие и поддержка научных исследований в сфере туристской индустрии (например в настоящее время осуществляется научное исследование на предмет местонахождения древнего Минска (Менска), организованы раскопки под Заславлем);
· содействие участию белорусских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
· обеспечение картографической продукцией (активно осуществляется в последнее время – изданы карты большинства районных населенных пунктов и районов с указанием в них исторических достопримечательностей, исторических мест, музеев и др.)
· издание имиджевой туристической литературы, буклетов, календарей, сувенирной продукции т.д.;
· создание сайтов о Республике Беларусь
· и др. способы.
Каждый из перечисленных способов (путей) государственного регулирования туристической деятельности представляет собой крупное явление, влекущее принятие законодательных и иных правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового регулирования, каким выступает туристская деятельность. При этом каждый из этих способов имеет свой круг, свою характеристику отношений, возникающих в государственном регулировании того или иного направления туристской деятельности.
Основными принципами государственного регулирования в сфере туризма являются:
· защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;
· развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами;
· поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;
· развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;
· гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.
Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:
· обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;
· формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов;
· обеспечение доступности туризма;
· рациональное использование туристических ресурсов;
· создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;
· развитие туристических зон;
· развитие международных контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.