Развитие волевых качеств личности и произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста




 

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться, не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. В то же время готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, не дается сама собой, к ней нужно приучать специально, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Подобные дети не приучены достигать каких-либо целей, так как не могут «обуздать» себя и преодолеть появившиеся трудности.

Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Родители, желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя в обществе, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия [2].

Развитие произвольности ведущих психических процессов - одна из главных особенностей дошкольного возраста. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися данным возрастным периодом.

Большое значение в развитии произвольного поведения ученые придавали детской игре. О значении игры в социализации детей, формировании у них адекватных понятий о ролевых позициях писали Д. Мид, Э. Клапаред, К. Бюлер, В. Штерн. Многие ученые отмечали влияние игры на становление поведения детей, развитие у них речи и познавательных функций. Адлер считал, что именно игра является наиболее адекватным способом компенсации неполноценности, неуверенности детей в своих силах, особенно по сравнению с окружающими их взрослыми [15].

Не менее сильно, чем игра, на развитие волевых качеств развивающейся личности влияет чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего. И, несмотря на долгие странствия, находят свою царевну или принцессу, убивают злого Кощея Бессмертного, становятся царями и королями - в общем, достигают своих целей и, кстати, не останавливаются на достигнутом [12].

Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести значимый вклад в развитие человечества. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации становится корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Огромное место в деле воспитания воли принадлежит детскому коллективу. Здесь ребенок впервые сталкивается с окружающими его людьми, с обществом. Ребенок учится общаться (во дворе, в детском саду, в начальной школе). Он становится участником общественной жизни - детских игр. Он сталкивается с другими детьми, обладающими сильной или слабой волей. Они действуют на волю ребенка, преобразовывая ее. В зависимости от того, какую позицию в игре займет ребенок, в его воле могут развиваться как хорошие, так и плохие качества: настойчивость, стойкость, решительность или малодушие, трусость и др. Сам ребенок также ответно действует в процессе коллективной детской жизни на волю окружающих его сверстников.

Участвуя в общей жизни своего коллектива, живя его интересами, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами коллектива, своего маленького общества. Это влияет на формирование их воли в будущем. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к сдержанности, решительности, уверенности в себе, разоблачения его негативных качеств.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него [2]. Не возможно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Поэтому те люди, которых ребенок любит, уважает, кем он восхищается, обязательно будут примером для растущего, впечатлительного маленького человечка, а он, считая себя взрослым или мечтая им стать, будет копировать поведение окружающих взрослых. Нередко у слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, а у людей с сильной волей - дети целеустремленные и терпеливые.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Есть множество таких обычных дел, как сходить в магазин, убрать в комнате, поухаживать за братом или сестренкой, в крайнем случае, за кошкой, почитать, помыть посуду и т.д. Если ребенок справляется с этим заданиями, взрослый человек должен поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку. Это и будет конечным результатом достижения целей, приучит ребенка к жизни по знаменитой пословице «Без труда не выловить и рыбку из пруда». Таким образом, каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.

Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, - создание строго определенного и правильного режима, т.е. распорядка его жизни. Если ребенок рос, без определенного режима, порядка занятий или не придерживался их, то в будущем для него будет характерно отсутствие способности к волевому усилию. Жизнь такого человека не принесет хороших плодов обществу, да и ему самому тоже. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве [12].

Следует также отметить, что формирование воли неразрывно связано с сознательной дисциплиной ребенка, с его умением придерживаться установленного режима и выполнять предписанные правила. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение общественных норм заставляет ребенка соблюдать правила поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления. Не менее важна в развитии воли и игровая деятельность. Подвижные, развивающие смекалку игры производят сдвиги не только в умственном и эмоциональном развитии ребенка, но и в выработке или преобразовании его воли. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях. Игрушки также придают игре волевой характер, эмоциональность. Например, игра в солдатиков. Только волевой человек сможет расставить свои и вражеские полки, включающие не одну сотню маленьких фигурок.

Необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в развитии воли ребенка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как труд. Воля формируется в преодолении трудностей. Но ведь не случайно слово «труд» и «трудности» происходят от одного корня. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить личности условия для включения в настоящий производительный труд.

Появление сознательного и произвольного поведения в дошкольном возрасте отмечается в период становления у детей умения соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах. К концу этого периода у детей начинает формироваться трудолюбие либо формируется комплекс неполноценности. Однако в большей степени эти новообразования связаны со школой и успешностью (неуспешностью) учебной деятельности.

Таким образом, если определять своеобразие волевого и произвольного действия в терминах значения и смысла как основных образующих сознания (А.Н. Леонтьев), то процесс становления волевого действия можно определить как осмысление того или иного предмета внешнего мира (культуры) как личностно значимого, побуждающего к действию, а формирование произвольного действия можно понять как процесс означивания (или объективации) собственных действий.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д.

Произвольность включает следующие умения [12]:

¾ четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу;

¾ ориентация на выполнение заданных требований.

¾ быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего;

¾ если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Приведем характеристику произвольности поведения для старшего дошкольного возраста в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Характеристика произвольности поведения старшего дошкольника [15].

Возраст Содержание опосредования Формы проявления произвольности в поведении Условия перехода на этот этап развития произвольности
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Образ своего поведения во времени Свободное, ненормированное поведение Внеситуативно-личностное общение со взрослым

 

Возраст 5-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности.

На каждом этапе развития произвольности главным условием перехода с одного уровня на следующий является особый тип взаимодействия ребёнка со взрослым. Это взаимодействие нельзя также считать совместной деятельностью, поскольку в совместной деятельности партнёры равны и имеют общий предмет.

Таким образом, старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности, происходит процесс активного становления и развития познавательной деятельности. В этом период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи, он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно.

Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений. В игре ребенок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. В игре развивается воображение и мышление ребенка, он планирует выполнение замысла, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский писал, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка" [10, c. 67-68].

В игре ребенку необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. Так же ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту, или иную роль, ребенок усваивает необходимые для этой роли нормы поведения, развивает способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений [3, c.46].

Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.

 

 

2 ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Значение и виды игр в развитии воли и произвольности у детей

 

Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил таких как органы движения; органы чувств, особенно зрения; развитие внимания, наблюдательности, мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это развитие осуществляется при помощи подвижных игр, то им принадлежит центральное место [4, с.88].

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Впервые дидактическое направление было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. Им разработана система дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Это игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач [4, c. 25-26].

М. Монтессори тоже считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания [10, c.32].

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, автора одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, "жертвовать личными выгодами ради общего блага".Е.И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды образовательных игр.

Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. [5, c.38-39]

Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переход в игру, усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Таким образом, согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С. Выготский называл игру "школой произвольного поведения" [4, с.78-79].

Особую роль в развитии воли у детей выполняют определенные виды игр, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. В период дошкольного детства развитие силы воли происходит не только в игре, но и в актах рисования, аппликации, выполнения заданий по требованию взрослого. Психологами установлено, что волевые проявления в характере стимулируются игровыми образами. Обычный прыжок в длину и прыжок в образе кузнечика, значительно отличаются по своей результативности.

Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Игры с правилами — это дидактические и подвижные игры. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения. Наблюдения за детьми, привели к убеждению, что правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен, включает свой интеллект: восприятие, память и мышление, контролирует процесс игры и свои действия. Так он приобретает опыт сосредоточенности, элементарного управления своим поведением и поступками.
Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности ситуативность поведения. Правила игры дают развитие своеобразным регулятором действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. Сначала за поведением в игре. Постепенно это переходит на жизненные поступки.

Ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой – осознанности поведения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, создающей оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она выступает наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте. Д.Б.Эльконин выделяет два механизма влияния роли в игре на произвольное поведение ребенка. Первый их них состоит в особой мотивации игровой деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным для дошкольника, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит своё воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребёнка, и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивом) его деятельности. Второй механизм влияния роли на произвольное поведение дошкольников состоит в возможности объективации своих действий, способствующей их большей осознанности и управляемости [14].

Как показывают исследования многих психологов, именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Особое значение данная игра имеет для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности дошкольника к школе.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Однако Е.О.Смирнова указывает на то, что в ролевой игре отсутствует сознательный контроль. В ней действия ребёнка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения. В игре ребёнок действует за другого, опосредуя свои действия «чужими» словами и правилами [12]. Наиболее успешно осознание своего поведения осуществляется в играх с правилом.

В играх с правилом в отличие от ролевой игры правило открыто, то есть адресовано самому ребёнку. И поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Правило в сознании ребёнка должно не только выделиться и усвоиться, оно должно приобрести аффективную значимость. Ребёнок должен захотеть действовать «правильно», то есть в соответствии с принятым и понятным правилом. Но игра с правилами становится средством развития произвольности дошкольника лишь в том случае, если взрослый является одновременно и ее участником, и организатором. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей, задаёт субъективную значимость правила. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребёнка, помогает осознать соответствие его поведения правилу, помогает соблюдать принятые правила действия. И та и другая роль в отдельности не может обеспечить развивающего эффекта: если взрослый превращается в играющего ребёнка, он не может донести правила игры, помочь их выполнению. Если же взрослый остаётся «учителем и контролёром», игра теряет свою привлекательность, превращается в формальное бессмысленное упражнение, действия ребёнка при этом не могут быть мотивированными и активными. И только в своей совокупности эти роли могут открыть для детей правило действия и сделать его предметом деятельности самих детей. Открытое правило начинает опосредовать поведение детей только после того, как одни и те же действия проиграны несколько раз. Правило как бы обращает ребёнка на собственные действия, даёт им вербальное оформление и таким образом поднимает на уровень сознания то, что уже существует в его поведении. В дошкольном возрасте многократное проигрывание одних и тех же игровых действий с постепенным введением их речевого оформления и осмысления является важнейшим условием формирования произвольного поведения в игре. Иными словами, игра с правилами как средство организации своего поведения задаётся взрослым.

Таким образом, игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребёнка дошкольного возраста. Однако в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребёнка со сверстниками. Намного уступая сфере общения со взрослыми, она имеет большое значение в развитии ребёнка и в становлении новообразований дошкольного возраста.

 

2.2 Использование игр для развития воли и произвольности у детей старшего дошкольного возраста

Для формирования набора игр для развития воли и произвольности у детей старшего дошкольного возраста психолог детского сада первоначально определяет уровень сформированности волевой готовности каждого старшего дошкольника и дальнейшим определением группы готовности.

Совместно с воспитателем разрабатывается индивидуальный «маршрут» каждого ребенка по содействию его дальнейшего волевого развития. Опираясь на изучение теории вопроса волевой готовности и знание особенностей каждого ребенка, воспитатель группы подбирает систему игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные — по выбору) на весь период учебного года.

Примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном возрасте в ДОУ представлено в таблице 2.1 [3]

 

Таблица 2.1 – План использования сюжетно-ролевых игр в ДОУ на год

Месяц Программное содержание Примерная тематика
Сентябрь Формировать представления о школьной жизни, режиме. Помочь создать в группе сюжетно- игровую обстановку. Закрепить представления детей о разных профессиях, о труде людей осенью. Учить детей руководить играми других детей «Школа» «Военные» «Сбор урожая»   «Строители»
Октябрь   Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функциях предметов одежды. Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к труду и желание трудиться. «Ателье»   «Модельная библиотека»,   «Кафе Макдональдс»   «Продовольственный рынок»
Ноябрь Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности, побуждать находить выход из возникшей конфликтной ситуации, воспитывать культуру общения. Познакомить профессиями «экскурсовод», «эксперт-оценщик», «архивариус», «хранителя музея», «художник - реставратор» Совершенствовать у детей умение самостоятельно разворачивать сюжет. «Дорожно патрульная служба» «Салон сотовой связи»   «Музей»   «Исследовательская экспедиция»
Декабрь Формировать умения детей совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Формировать у детей понимание разных эмоциональных состояний людей. «Пираты Карибского моря»   «Главпочтамт»   «Модельное агентство» «Снова праздник Новый год»
Январь Формировать положительное отношение к детскому саду. Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. «Зимняя экскурсия по территории детского сада» «Банк» «Медицинский центр диагностики, профилактики и лечения»
Февраль   Февраль Воспитывать желание приносить радость другим людям. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения Воспитывать патриотизм и чувство товарищества Учить организовывать игры на небольшом пространстве. «Студия дизайна» «Таксопарк» «Военные моряки» «Химчистка»
Март Развивать представления о разных видах растений, семян, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение, речь Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры; Закреплять знания о видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице «Экологи» «Редакция журнала «Непоседа» «Салон красоты» «Улица»
Апрель Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать культуру поведения. «Служба 112» «К нам приехал цирк» «Путешествие в космос» «Супермаркет»
Май Воспитывать положительное отношение к спорту. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать желание приносить радость другим людям Поддерживать инициативу детей. «Олимпиада» «Клиника для животных» «Кукольный театр» «Рыбалка»

 

Сюжетно-ролевой игре предшествует большая подготовительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий. Хорошо, когда в группах есть картинки и иллюстрации для бесед с целью обогащения содержания игры. Такой материал особенно полезен, когда нет возможности совершить экскурсию или пригласить в детский сад представителя той или иной профессии.

Приведем пример сюжетно-ролевой игры на тему: «Школа»

Цели игры:

- учить отбирать необходимые для игры атрибуты;

- учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

- учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции;

- учить моделировать ролевой диалог;

- расширять и углублять знания детей о школе, как учебном учреждении и её назначении, о профессиях существующих в школе.

Оборудование: школьные принадлежности необходимые для учёбы, указка, журнал, звонок, медицинские атрибуты (по необходимости).

Роли и ролевые действия:

Учитель: ведёт урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам.

Охранник: охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.

Библиотекарь: выдает детям книги,заполняет формуляры

Медсестра: осматривает больного, выписывает справку о состоянии

здоровья

Павар: готовит обед, накрывает на стол

Также будет интересна для детей тема сюжетно-ролевой игры: «Клиника для животных»

Цели игры:

- формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии из окружающей действительности, из литературных произведений;

- распределять роли в соответствии с сюжетом, подготавливать необходимые условия для ее проведения, атрибуты;

- совершенствование ролевой диалогической формы речи у дошкольников; обогащение словаря детей через узнавание новых терминов (когтерезка, переноска для животных, защитный колпак для кошек и собак)

-расширять представления детей о профессиях; обогащать знания о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных.

-расширять знания воспитанников о домашних животных

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Оборудование: телефон, медицинские халаты и шапочки, журнал для регистрациикорм и витамины для животных из бросового материала и пластилина, аксессуары для животных, переноска, носилки для животных, ветеринарные паспорта, табличка «Клиника для животных», медицинские инструметы для осмотра.

Роли и ролевые действия:

Ветеринар: выслушивает жалобы поситителей, осматривает больного питомца, назначает лечение и процедуры, лекарства, дает рекомендации по уходу за животными.

Регистратор:отвечает на звонки, ведет запись на прием, направляет посетителей на прием к ветеринару.

Медсестра:делает уколы и прививки, обрабатывет раны, проводит гигиенические процедуры: чистка зубов, ушей, обрезка когтей.

Посетители с животными:обращаются за помощью к ветеринару, консультируются по питанию и уходу за животными [3].

Воспитатель группы детей старшего дошкольного возраста ведет дневник результативности;

- осуществляет творческий подход к комплексной программе ДОУ;

- предоставляет детям больше свободы в самовыражении.

В играх с правилами воспитывается волевое поведение, но этот процесс необходимо осуществлять более целенаправленно. Для этого предлагается в подвижных играх ввести примерные дополнительные задачи.

Например, игра " Быстро возьми, быстро положи»: - ставим задачу — не отвлекаться во время выполнения.

Игра «Кого назвали, тот ловит мяч»: - задача: быть сдержанным в поведении.

Игра «Ловля обезьян»: - задача: разрешать трудности самостоятельно.

Кроме вышеуказанных игр, для развития волевых качеств детей подойдут любые игры, в которых нужно соблюдать правила. Это настольные игры: «Домино», «Шашки», «Шахматы», разные «ходилки» с кубиками и фишками. Подвижные игры типа старых и почти забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал». Играя с ребенком, не надо стараться все время поддаваться ему. Ведь когда-то он будет играть с другими детьми, которые могут оказаться ловчее и внимательнее. Умение достойно проигрывать (и выигрывать, конечно!) — тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.

Также для изучения произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста можно провести эмпирические исследования в ДОУ В исследовании принимают участие, например 19 дошкольников 6-7 лет, 11 мальчиков и 8 девочек (подготовительная группа).

Диагностируя сферу психического развития детей 6-7 лет, мы обращаем внимание на то, что произвольное поведение в этом возрасте еще в стадии становления. Дошкольники способны принимать, выполнять и опосредовать свои действия с образцами.

Для диагностики произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста можно использовать диагностическую методику из двух серий: 1. «Не подглядывай» и 2. «Дождись своей очереди».

1.Методика «Не подглядывай» И.В. Дубровина

Цель: изучить уровень произвольного поведения у детей подготовительной группы.

Проведение исследования – индивидуально с каждым ребенком.

Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но, прежде чем начать играть, ребенку нужно подождать, не подглядывая, пока взрослый приготовит все необходимое. Так как будет не интересно играть. Предложить ребенку посидеть 3 минуты с закрытыми глазами, а сам создает видимость активной подготовки к игре и наблюдает за поведением испытуемого. Через три минуты ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, сделать вид, что не заметили нарушения правил и дать ему игру [15].

2.Методика «Дождись своей очереди»

В исследованиях участвуют дошкольники парами.

Экспериментатор предлагает одному из дошкольников поиграть в новую игру, а другому посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: