Глава 1. ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ РАСКРЫТИЯ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ.




Введение

Важной задачей государства в сфере рынка ценных бумаг это добиться высокого уровня информационной прозрачности рынка. Для того чтобы осуществить информационную прозрачность в сфере рынка ценных бумаг, благодаря информированию всех заинтересованных лиц о работе профессиональных участников рынка ценных бумаг и её показателях.

Но должно быть разграничение информации которая является тайной и которая не является тайной или же информация которая может в любой момент понадобится государственным органам или гражданам. Необходимо усилить контроль и принять крайней меры за предоставление недостоверной информации определенному законодательством о ценных бумагах определенным гражданам, если информация крайне необходима.

Законодатель предусмотрел соответствующую норму касаемо сферы информации и ценных бумаг.

Так в Уголовном кодексе Российской Федерации в статье 185.1. «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» отмечается, что предоставление заведомок ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству – наказывается штрафом в размере,ъ от трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Федеральнаяяя служба исполнительной власти должна вести базы данных доступную для граждан, где будет информация о правонарушениях в сфере ценных бумаг, о выписках, лицензиях связанных с ценными бумагами.

В Федеральном законе от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О рынке ценных бумаг» в статье 30 есть термин о раскрытии информации касаемо ценных бумаг.

Так вот, согласно статье 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по её раскрытию.

Поэтому и необходимо чтобы в открытом доступе была нужная информация для граждан которые связаны с рынком ценных бумаг и другие заинтересованные лица в этой сфере, могли быстро найти интересующую их информацию по поводу ценных бумаг, например о штрафах, примененных в отношении граждан которые совершили правонарушениях связанные с рынком ценных бумаг.

 

Глава 1. ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ РАСКРЫТИЯ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ.

 

В уголовном кодексе Российской Федерации в главе 22 «Преступления против экономической деятельности» есть статья 185.1 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах». Данная статья гласит, что злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

 

Основным объектом данной статьи являются – общественные отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, и порядок раскрытия и предоставления информации о такой деятельности.

Объективная сторона данной статьи является – злостным уклонением от раскрытия и предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации.

Субъектом данной статьи является – физическое, вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-ти летнего возраста (должностные лица, инвесторы).

Субъективной стороной данной статьи будет являться – умышленная вина. Совершивший преступление осознает, что уклоняется от предоставленной информации и дает неполную, неправдивую информацию, он предвидит что от его действий может произойти последствия и допускает либо безразлично относится к последствиям, которые могут принести большой ущерб.

Под раскрытием информации нужно понимать обеспечение её доступности всем гражданам и другим заинтересованным лицам, и неважно для каких целей, информация должна быть доступна, получение данной информации должна соответствовать процедуре, гарантирующей её нахождение и получение.

Злостность уклонения это невыполнение каких-нибудь действий когда суд выносит решение, а совершивший преступление отказывается его соблюдать и выполнять действия которые прописаны в решении суда.

Также злостным уклонением может считаться многократное непредставление информации.

Состав преступления статьи 185.1. Уголовного кодекса Российской

 

Федерации носит материальную сторону, которая включает в себя признак, причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

 

Контроль над рынком ценных бумаг ведет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

 

А вот деятельность участников рынка ценных бумаг контролируют органы выдавшие лицензии.

 

Представлять информацию должны только участники рынка ценных бумаг и эмитенты.

 

Под эмитентами нужно понимать, что это организации или физические лица, которые осуществляют выпуск ценных бумаг для финансирования деятельности.

 

Эмитенты, а также участники рынка ценных бумаг в обязательном порядке должны предоставлять открытый доступ к информации до приобретения ценных бумаг.

 

Если подписка открыта, то эмитент должен опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, а также он ещё должен указать порядок доступа к информации лицам которым нужна данная информация.

 

Если подписка закрытая, то сопровождающеейся регистрацией ценных бумаг эмитент должен выставить сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, а также указав данные доступа владельцев ценных бумаг к информации, которая находится в проспекте ценных бумаг.

 

Органы исполнительной власти должны вести базу доступную для всех гражданн, а также для других лиц связанных с рынком ценных бумаг. В данной базе, должны быть все правонарушения граждан и лиц которые связаны с ценными бумаги,,, должны быть также санкции которые примененыы к гражданам которые совершили правонарушения, в сфере рынка ценных бумаг, а также должна быть в открытом доступе информация о ценных бумагах которые выпустились, также выданные лицензии.

 

Ценные бумаги это – различные документы имеющие особую ценность, то есть это акции, облигациии, векселя, и другие ценнные документы которые могут считаться ценными бумагами. В статье 142 ч. 2. Гражданского кодекса Российской Федерации, перечислены все ценные бумаги.

 

Эмитентыы и участники которые связаны с рынком ценных должны осуществлять доступ к информации ооб ценных бумагах, таким образом чтобы любые владельцы могли видеть информации до преобретения ценных бумаг.

 

Согласно Федеральному закону от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» в целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг в своем официальном издании опубликовывет информацию;

 

- об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

 

- о саморегулированнных организациях профессиональных участников (далее – саморегулируемые организации);

 

- об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

 

- о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. 1

Видами раскрытия информации об эмитенте и его ценных бумагах, финансовой – хозяйственной работе при необходимости регистрации проспекта ценных бумаг являются: ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях) касающихся финансвовой хозяйственной работы эмитента.

 

Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом осуществляющим функции единоличного испольнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции) подтверждающими тем самым достоверность всей содержащийся информации. Он должен быть предоставлен в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Этот отчет также предоставляется инвесторам эмиссионных бумаг по их требованию за плату, не превышающую затрат по изготовлению брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

 

Не только на эмитента федеральный закон о рынке ценных бумаг и о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, возлагают

____________

1 Федеральному закону от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

обязанности и по раскрытию нужной информации и на профессинальных участников рынка ценных бумаг, ими являются граждане зарегистрированные в качестве предпринимателей, юридические лица, которые осуществляют работу как брокерскую, депозитарную.

 

Большинство ученых рассматривают в качестве предмета указанного посягательства информацию, обязанность раскрытия или предоставления которой установлена законодательством. Так как под предметом преступления в теории уголовного права обычно понимают вещи материального мира, воздействуя на которые виновный осуществляяет посягательство на охраняемые уголовным законом общественные отношения, то есть причиняет вред обхекту преступления; имеют материальную оболочку и доступны для воспрития из вне, предметом злостного уклонения являются документы содержащие информацию, определенную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления или раскрытия, которые должны быть представлены в соответствии с законом в частности, с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» установленному кругу лиц.

 

Злостность уклонения от предоставления требуемой информации может определяться истечением продолжительного времени после наступления сроков для предоставления информации контролирующему органу, упорным невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа.

 

Субъект преступлений предусмотренных в ст. 185.., определен как лицо, обязанное обеспечить инвестора или контролирующий орган информацией, содержащей данные об эмитенте, его финансовой- хзяйственной деятельности и ценных бумагах и сделках и иных операциях с ценными бумагами. В случаях предоставления инвестору или контролирующему органу заведомо неполной или ложной информации субъектами преступдения будут лица подписавшие документ, содержащий такую информацию (ежеквартальный отчет, сообщение о существенных фактах).

 

Сообщениями о существенных фактах признаются сведения о: реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ; фактах, повлекших за собой разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%; фактах, повлекших за собой разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10% фактах разовых сделок эмитента, размер которых их стоимость имущества по которым составляет 10 и более процентов активов эмитента по состоянию 2 __________

2 Постановление ФКЦБ РФ от 02.07.2003 N 03-32/пс (ред. от 24.12.2003) "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.09.2003 N 5084)

 

на дату сделки; об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным; включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25,30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций; дате закрытия реестра акционеров эмитента, сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, решениях общих собраний; начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента и др. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №138-ФЗ). 2

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» 3 в случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересванных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрации проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.

 

Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг. В ст. 30 названного Закона указаны формы раскрытия эмитентом информации о своих ценных бумагах и о своей финансово-хозяйственной деятельности и содержание раскрываемой информации.

 

Порядок и сроки раскрытия информации регламентированы Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/ пз-н <1>.

_______________

3 Постановление ФКЦБ РФ от 02.07.2003 N 03-32/пс (ред. от 24.12.2003) "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.09.2003 N 5084)

4 Федеральный закон о «рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39 – ФЗ (последняя редакция)

 

Глава 2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ РАСКРЫТИЯ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ.

Некоторые авторы выделяют в качестве основного объекта указанного преступления – общественные отношения, обеспечивающие законный выпуск ценных бумаг и интересы инвесторов и контролирующих органов; дополнительный объект рассматриваемого посягательства - финансовые отношения (в сфере обращения ценных бумаг) и имущественные отношения (т.к. преступление посягает на имущественные интересы инвесторов и потенциальных инвесторов). 4 И.А. Клепицкий называет непосредственным объектом рассматриваемого посягательства инвестиционные отношения в широком смысле, дополнительным объектом – финансовые отношения (в сфере обращения ценных бумаг) и имущественные отношения (имущественные интересы инвесторов и потенциальных инвесторов). 5 По нашему мнению, основным непосредственным объектом злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах являются охраняемые государством общественные отношения, обеспечивающие порядок раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации.

Дополнительным обязательным непосредственным объектом являются имущественные (в том числе, инвестиционные) интересы граждан, организации или государства. Большинство ученых рассматривает в качестве предмета указанного посягательства информацию, обязанность раскрытия или предоставления которой установлена законодательством. 6 Так как под предметом преступления в теории уголовного права обычно понимают вещи материального мира, воздействуя на которые виновный осуществляет посягательство на охраняемые уголовным законом общественные отношения 7 т.е. причиняет вред объекту преступления; имеют материальную оболочку и доступны для восприятия извне, 8 предметом злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах являются документы содержащие информацию, определенную законодательством

___

5Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Юриспруденция О.Ш. Петросян и др. 2011 г.

6 Клепицкий И.А. «Система хозяйственных преступлений» - М., 2005 – С 212-213

7Комментарий к УК РФ / Под ред. С.И. Улезько – М., 2002 С. 2004; Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах// Юрист – 2003.

8 Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова – 2005 г.

Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления или раскрытия, которые должны быть представлены в соответствии с законом (в частности, с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг») установленному кругу лиц.

По конструкции объективной стороны состав, предусмотренный ст. 185.1 УК РФ, является материальным. Деяние может выражаться в следующих альтернативных формах: злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определѐнной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; предоставление заведомо неполной информации; предоставление заведомо ложной информации. Первая форма рассматриваемого деяния выражается в злостном уклонении от раскрытия или предоставления информации, определѐнной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Термин «уклонение» указывает на то, что деяние состоит в смешанном бездействии (т.е. возможна ситуация, при которой субъект для обеспечения бездействия в будущем осуществляет активные действия, например, уничтожает документы, содержащие информацию, определѐнную законодательством РФ о ценных бумагах) 9. Уголовная ответственность за бездействие наступает в случае, когда лицо было обязано действовать (в силу указания закона, иных нормативно-правовых актов, характера профессии и т.д.), имело возможность действовать и при наличии данных условий бездействовало.

Очередным условием уголовной ответственности за уклонение от раскрытия или предоставления информации, определѐнной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах наряду с наличием закреплѐнной в законе и иных нормативно-правовых актах обязанностью раскрытия или предоставления информации является наличие возможности лица выполнить эту обязанность, злостно от неѐ уклонившись. Закреплѐнный в диспозиции ст. 185.1 УК РФ признак злостности носит оценочный характер. В целях установления указанного признака следует обращать внимание на наличие следующих обстоятельств: истечение продолжительного времени после наступления сроков для предоставления или раскрытия информации, упорное невыполнение этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа 10; создание препятствий для контактов с инвесторами или контролирующим органом; умышленное сокрытие или уничтожение требуемой информации 11; неисполнение обязательных предписаний контролирующих органов 12; лицу был наложен штраф за такое нарушение 13; открытый, дерзкий отказ от

__________

9 Лопашенко Н.А. Указ. соч. – С. 490.

10 Комментарий к УК РФ под ред. Г.А. Есакова – 2010 г.

11 Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики 2006 г.

12 Чупрова А. Проблемы обеспечения уголовной ответственности лиц, злостно уклоняющихся от предоставления информации о ценных бумагах. 2006 г.

13 Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. 2011 г.

 

предоставления от предоставления информации (открытый – явно выраженный, устно или письменно; дерзкий – демонстрирующий пренебрежительное и непочтительное отношение к требованиям инвесторов или контролирующих органов). 14

Второй формой деяния, образующей объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ, является предоставление заведомо неполной информации. Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, которая полагает, что в этом случае требуемая информация предоставляется инвестору или контролирующему органу не в полном объѐме. Часть информации утаивается, скрывается. При этом представленная информация выдаѐтся за полную 15. К тому же относительно качества полноты информации нужно добавить еѐ соответствие в полном объѐме рассмотренным нормативно-правовым актам. Предоставленная неполная информация при всѐм должна быть достоверной, иначе будет иметь место следующая форма объективной стороны состава, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ. Третья форма – предоставление заведомо ложной информации. По-разному в теории уголовного права определяют содержание указанной формы: предоставление информации с полным или частичным искажением 16; предоставление фальсифицированной, не соответствующей действительности информации 17. Следует согласиться с точкой зрения, согласно которой предоставление заведомо ложной информации – предоставление фальсифицированной, не соответствующей действительности информации в независимости от того, дефектна вся информация или еѐ часть 18. По нашему мнению возможно предоставление одновременно заведомо неполной и ложной информации. Поэтому предлагаем внести соответствующие изменения в диспозицию ст. 185.1 УК РФ. Как уже отмечалось ранее, состав, предусмотренный ст. 185.1 УК РФ, по конструкции объективной стороны является материальным, т.е. момент окончания законодатель связывает с наступлением последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, размер которого определяется в примечании к ст. 185 УК РФ. В теории уголовного права относительно определения субъективной стороны рассматриваемого состава нет единой позиции. Некоторые учѐные полагают, что субъективная сторона деяния, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла. Иной точки зрения придерживается И.А. Клепицкий, считающий, что данное преступление может быть совершено и с неосторожной формой вины, указывая на «необычное сочетание обмана, заведомости и неосторожности, которое объясняется тем, что последствия

_________________

14 Комментарий к УК РФ под ред. С.И. Улезько 2002 г.

15 Лопашенко Н.А. Указ. соч. С - 490.

16 Уголовное право России. Часть Общая и Особенная: Курс лекций под ред. А.И. Рарога 2005 г.

17 Лопашенко Н.А Указ соч. Галкина В.И. Преступления в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг (уголовно – правовые аспекты) 2009 г.

18 Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. 2003

преступления не совпадают с результатом целенаправленной деятельности преступника и не сопутствуют ему с неизбежностью»33. По нашему мнению, следует согласиться с суждением о том, что субъективная сторона может характеризоваться виной в форме прямого либо косвенного умысла. Справедливо, на наш взгляд, замечал Б.В. Волженкин, что злостно уклоняясь от предос тавления соответствующей информации либо предоставляя заведомо неполную или ложную информацию, субъект предвидит если не неизбежность, то хотя бы возможность наступления общественно опасного последствия, и как минимум относится к этому безразлично (сознательно допускает) 19. Таким образом, лицо осознаѐт общественную опасность злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определѐнной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, предоставления заведомо неполной или ложной информации, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает причинить такой ущерб или сознательно допускает наступление такого ущерба либо относится к нему безразлично. Субъект рассматриваемого преступления – физическое вменяемое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главный бухгалтер (иное лицо, выполняющее его функции), должностное лицо органов исполнительной власти и местного самоуправления, являющихся эмитентом; лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, участник (акционер) эмитента, лицо, указанное в подпункте 25 пункта 14 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», лицо, осуществляющее управленческие функции в организации, подконтрольной эмитенту, акционер (акционеры) эмитента или иные лица, получившие полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров, лицо, приобретающее эмиссионные ценные бумаги открытого акционерного общества, лицо, осуществляющее управленческие функции в организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, – обязанные в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах раскрывать или предоставлять информацию, определѐнную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Необходимо заметить, если диспозиция ст. 185 УК РФ содержит хотя бы один квалифицирующий признак в ч. 2 (те же деяния, совершѐнные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), то в ст. 185.1 УК РФ они вообще отсутствуют. На наш взгляд, логично было бы предусмотреть квалифицированный состав в ч. 2 ст. 185.1 УК РФ – те же деяния, совершѐнные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой Как уже отмечалось ранее примечание к ст. 185 УК РФ содержит определение особо крупного ущерба, а диспозиция

 

__________

19 Воложенкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России – 2007

указанной статьи не содержит соответствующего квалифицирующего признака. При этом действие примечания к ст. 185 УК РФ распространяется и на ст. 185.1 УК РФ, поэтому предлагаем внести изменения уголовного закона: включить квалифицирующий признак – те же деяния, причинившие особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству, – не только в диспозицию ст. 185, но и в 185.1 УК РФ. Следует обратить внимание и на то, что в названии ст. 185.1 УК РФ «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определѐнной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» законодатель не перечислил все формы деяния, отражѐнные в диспозиции статьи. При этом помимо пассивного обмана в виде злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, диспозиция содержит ещѐ две формы активного обмана (предоставление заведомо неполной информации или заведомо ложной информации). Таким образом, соглашаясь с суждением, что злостность применительно к данной статье относится только к случаям уклонения от раскрытия или предоставления информации 20, необходимо отметить несоответствие между названием ст. 185.1 УК РФ и еѐ диспозицией. Исходя из изложенного, предлагаем внести изменение в название ст. 185.1 УК РФ, изложив в следующей редакции: «Нарушение порядка раскрытия или предоставления информации, определѐнной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 29.12.2012) <1> инвесторами являются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. В ст. 6 названного Закона установлено, что эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством РФ. Согласно нормам гл. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг. В той же главе определено содержание ежеквартального отчета, существенных обстоятельств, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, и др. Предоставление информации происходит в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (в ред. от 24.04.2012).

 

_____________

20 Воложенкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России – 2007

11

Раскрытие информации профессиональным участником рынка ценных бумаг (о понятии таких участников см. гл. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; к ним относятся, в частности, брокеры, дилеры, депозитарии и др.), содержание такой информации регламентируется ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также многочисленными документами ФСФР России, в частности, Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным совместным Постановлением от 11.12.2001 ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н (в ред. от 16.11.2009) <1>, Положением о предоставлении информации о заключении сделок, утвержденным Приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-67/пз-н (в ред. от 29.03.2007) <2>, и др. В Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" установлены сроки предоставления соответствующей информации.

ХО понятии злостности уклонения см. коммент. к ст. 177. Злостным признают длительный характер уклонения, сопровождающийся нереагированием на неоднократные требования инвесторов и контролирующих органов, и др.

Крупный ущерб согласно примеч. к ст. 185 УК должен превышать 1 млн. руб.

Субъективная сторона преступления может выражаться как в прямом, так и косвенном умысле.

Субъект преступления определен в статье как лицо, на которого возложена обязанность предоставлять соответствующую информацию. Им может быть руководитель организации-эмитента, руководитель организации, являющейся профессиональным участником, брокер и т.д.

 

Объект преступления - установленный порядок защиты интересов инвесторов. Согласно Федеральному закону от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1>, Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <2>, Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <3> и другим нормативным актам участники рынка ценных бумаг (владельцы, эмитенты, профессиональные участники: брокеры, дилеры, регистраторы и т.д.) обязаны в установленных случаях предоставлять инвесторам и контролирующим органам определенную информацию, в том числе:

а) об эмитенте, т.е. о юридическом лице или органе исполнительной власти либо органе местного самоуправления, несущего от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав,

закрепленных ими. Например, сведения о дате регистрации эмитента; наличие у него аффилированных лиц, дочерних и зависимых обществ; содержании учредительных, регистрационных, разрешительных и внутренних документов, в том числе годовых отчетов общества; б) о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Например, данные ежеквартального отчета эмитента, включая бухгалтерскую отчетность; сообщения о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента (реорганизация эмитента, дата закрытия реестра общества, сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами акций, решениях общих собраний, выплаты дивидендов); в) о ценных бумагах. Например, сведения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска; о ценах и котировках ценных бумаг; об их оценке рейтинговым агентством; г) о сделках и иных операциях с ценными бумагами. Например, данные о приобретении определенного процента акций; сведения о добровольном или обязательном предложении владельцам акций в случае консолидации крупного пакета ценных бумаг.

Информация может предоставляться инвестору или контролирующему органу лично в устной или письменной форме, в электронном виде, публиковаться через средства массовой информации, в Интернете или присылаться по почте. Порядок, объем, форма и сроки обеспечения или предоставления информации определяются соответствующими нормативными актами. Так, в соответствии с п. 1.11 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н) <1> эмитенты, ценные бумаги которых включены фондовой биржей в котировальный список, обязаны публиковать в ленте новостей сообщения о существенном факте не позднее одного дня с даты принятия такого решения.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 4. Инвестор - это физическое или юридическое лицо, объектом инвестирования которого являются эмиссионные ценные бумаги. Контролирующим является федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях (бездействии): 1) злостном уклонении от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган; 2) предоставлении заведомо неполной или ложной информации, последствии в виде крупного ущерба гражданам,

 

организациям или государству, причинной связи. Злостное уклонение - это оценочное понятие, которое устанавливается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. О злостности непредоставления информации может свидетельствовать: существенное нарушение сроков ее предоставления; повторное ее непредоставление, прямой отказ в ее предоставлении, создание препятствий в получении сведений и т.д. Под предоставлением инвестору или контролирующему органу заведомо неполной информации понимается передача таких сведений не в том объеме, который установлен действующим законодательством. Под предоставлением ложной информации понимается передача сведений, не соответствующих действительности в полном объеме или частично. Деяние, сопряженное с подделкой официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 327 УК РФ. Преступление является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Состав преступления материальный. В соответствии с примечанием к ст. 185 УК РФ под крупным ущербом необходимо понимать сумму, превышающую один миллион рублей. С к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: