Особенности финансирования бюджетных учреждений




Бюджетная система Российской Федерации в соответствии со статьей 10 БК РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе;

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

- федерального бюджета Российской Федерации,

- бюджета субъекта Российской Федерации,

- местного бюджета,

- государственных внебюджетных фондов,

- бюджетов всех уровней,

- внебюджетных доходов,

- средств, поступивших во временное распоряжение.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

3. Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах, доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Понятие "главный распорядитель бюджетных средств" разъясняется в статье 158 БК РФ.

Прежде всего, данной статьей выделены:

- главный распорядитель средств федерального бюджета,

- главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Названные бюджетные учреждения имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета являются:

- орган государственной власти субъекта Российской Федерации,

- орган местного самоуправления,

- бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право:

- представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, при условии, что Правительством Российской Федерации предоставило ему такие полномочия;

- определять задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

- утверждать сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

- составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета;

- вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, на основании мотивированного представления бюджетного учреждения;

- осуществлять контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

- осуществлять контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Главный распорядитель бюджетных средств обязан подготовить и представить органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств бюджета выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

- о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;

- предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 162 БК РФ, это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетная роспись — это документ, в котором производится поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В статье 163 БК РФ перечислены права и обязанности получателей бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

1) своевременное получение и использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

2) своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3) компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели (статья 70 БК РФ):

- на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.

Статья 71 БК РФ устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Наиболее остро в настоящее время стоит проблема недофинансирования муниципальных учреждений, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью и прочей деятельность в области спорта в связи с общим уменьшением доходной части местных бюджетов.

Общей проблемой для всей социальной сферы является недостаточное качество общедоступной социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения.

Расширение платности во всех отраслях социальной сферы привело к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на наиболее неблагополучной с точки зрения уровня доходности части населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные семьи и т.п.).

В результате роста платности услуг в отраслях социальной сферы ослаблен принцип равенства и гарантии получения различными группами населения необходимого социального обслуживания.

Состояние имеющейся материально-технической базы социальной сферы обеспечивает лишь минимальные потребности населения в гарантированном получении социальных услуг. При этом следует отметить, что невысокая эффективность функционирования рыночного сектора отраслей социальной сферы не позволяет формировать необходимые ресурсы поддержания и развития ее материальной базы.

Безусловно, наиболее приоритетными областями любых местных бюджетов являются расходы на образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Однако не стоит забывать, что развитие физической культуры и спота являются залогом формирования здоровой нации и напрямую связаны со здравоохранением и образованием. Поэтому проблема недофинансирования учреждений физической культуры и спорта и программ развития отрасли очень остро ощущается в современной жизни.

Заключение

Главной целью дипломной работы было рассмотрение расходов бюджетных учреждений, выявление принципов планирования и финансирования в области расходов бюджетных учреждений.

Первая часть дипломной работы посвящена теоретическому рассмотрению вопросов, связанных с бюджетным учреждением.

Здесь было дано определение бюджетного учреждения и выяснено, что бюджетным учреждением является учреждение, обладающее в совокупности следующими признаками:

1) созданное органами государственной власти или местного самоуправления;

2) финансируемое за счет средств бюджета либо за счет средств внебюджетного фонда.

Были определены основные функции бюджетной организации, вытекающие из целей её создания – осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, носящих общественно-значимый характер.

Здесь же представлены основные методы планирования расходов бюджетных организаций:

1. Программно-целевой;

2. Нормативный;

В бюджетных организациях используется в основном нормативный метод планирования.

Нормативный метод — это метод планирования основанный на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов. Нормы – это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг

Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда, самого труда; развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование и движение финансовых потоков и т.д.

В текущем году вступил в силу закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который предлагает разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные. Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя

В последние годы ситуация в стране, в области финансирования расходов бюджетных организаций, по сравнению с прошлым периодом, значительно улучшилась. Но, несмотря на это все же существует ряд проблем, требующих грамотного планирования расходов будущих периодов.

Смета – это основной финансовый документ, который отражает доходы

и поступления в бюджетные организации, а также целевое использование средств.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

1. Обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

2. Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

Третья часть дипломной работы посвящена проблемам и перспективам планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений.

Итак, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что, несмотря на значительное улучшение произошедшие в бюджетной сфере за последние несколько лет, все же существует ряд проблем, требующих принятие новых законопроектов. Поэтому в третьей части работы изложены предложения по улучшению ситуации в бюджетной сфере.

Правительством Российской Федерации были утверждены и в целом успешно реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ. Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации основ современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, в том числе: создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установление единых принципов бюджетной системы и четкое определение статуса и полномочий участников бюджетного процесса; создание и развитие системы Федерального казначейства, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности; введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов; организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств; переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе – утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки"; начало практического внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (проекты Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, государственные и муниципальные задания); создание законодательной базы для развития новых форм оказания государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети; установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.

В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось полностью практически применить ряд законодательно введенных принципов и механизмов и урегулировать многие правовые и методические вопросы. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем.

Отсутствуют действенные методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе – использования ими финансовых ресурсов; отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения поставленных целей; структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения; продолжает применяться раздельное планирование программных и "непрограммных", капитальных и текущих расходов; сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и местного самоуправления власти для повышения эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом. Сохраняются отдельные "необеспеченные" федеральные мандаты и неформализованные каналы предоставления межбюджетных трансфертов, доходная база региональных и местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности регионов и муниципалитетов в ее наращивании. Во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.

Продолжает расти бюджетная сеть. Остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий. Необходимость достижения долгосрочных целей социально- экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации.

Правительство РФ заинтересовано в повышении эффективности бюджетных расходов, и для этого оно прилагает максимум усилий. Так, например, разрабатываются программы повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации сроком на 3 года. Целью программы повышения эффективности бюджетных расходов на период с 2012 по 2014 год является повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Базовым условием достижения цели данной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Для достижения цели программы необходимо решение следующих основных задач:

- четко определить сферы и механизмы обеспечения ответственности публично-правовых образований и органов государственной власти и местного самоуправления внутри публично-правового образования;

- обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;

- оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных услуг, а также выполнения государственных функций;

- повысить качество управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;

- создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;

- усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения указанных задач предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

1) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

2) восстановление трехлетнего бюджета;

3) переход к программному бюджету;

4) развитие новых форм оказания государственных (муниципальных) услуг;

5) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля;

6) совершенствование механизмов государственных (муниципальных) закупок;

7) повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики (отраслям экономики и социальной сферы);

8) создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Планирование и исполнение бюджета должно сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования ресурсов, на основе которой должны приниматься решения об изменении бюджетной политики, а органы исполнительной власти – нести ответственность за качественное исполнение своих функций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: