Реферат на тему: «Спрос и предложение»




 

1.Рыночный спрос.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Спрос – количество товара, которое покупатели готовы приобрести на рынке по определённой цене.

Спрос можно отобразить графически в виде кривой спроса, где величина спроса зависит от цены товара. Люди неодинаковы, имеют разные желания и доход, поэтому кривая спроса, характеризующая его общий объем, образуется в результате сложения индивидуальных кривых спроса.

 
 
B

 


На графике можно видеть, что при цене в 24 денежные единицы будет продана 1 единица товара (точка A). Если же цена снизится до 14 денежных единиц, то спрос увеличится до 2 единиц (точка B). Данные изменения величины спроса позволяют вывести закон спроса.

Закон спроса - величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. Закон спроса ставит величину спроса в зависимость лишь от цены. Другие же факторы считаются неизменными.

Однако спрос может меняться и при неизменной цене. На это влияют неценовые факторы, основными из которых являются:

· увеличение числа покупателей;

· рост доходов покупателей. Воздействие данного фактора на спрос зависит от типа товара. Различают нормальные товары, спрос на которые возрастает при увеличении доходов, и низшие товары, в случае которых наблюдается обратная закономерность. Так, например, при росте доходов люди начинают меньше питаться фастфудом и пользоваться общественным транспортом, переходя в дорогие рестораны и на личные автомобили

· изменение цен на другие товары. Товары могут быть взаимозаменяемыми (субституты), тогда рост цены на один из них, приведет к увеличению спроса на другой. Примером могут послужить манная и гречневая крупа. Если возрастет цена на первую, то люди начнут переходить на более дешевую вторую. Также бывают взаимодополняющие товары (комплементы). В этом случае рост цены на один из них вызывает падения спроса на другой. Например, при росте цен на бензин спрос на автомобили будет снижаться;

· предпочтения и ожидания. Если кинозрители предпочитают боевики мелодрамам, то при неизменной цене спрос на боевики будет расти, а на мелодрамы падать. Если в будущем году ожидается рост цен на автомобили, то спрос на них вырастет в текущем году.

 

2.Рыночное предложение.

Наличие предложения отражает готовность производителей производить и продавать свои товары на рынке по определенным ценам в определенный период времени.

Предложение - количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определённой цене.

Предложение можно также отобразить графически, в виде кривой предложения, которая показывает зависимость между величиной предложения товара на рынке и цену этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах влияющих на предложение.

 

 

Кривая предложения

 

 


Например, в точке A при цене в 15 денежных единиц на рынок будет предложено 10 единиц товара. При увеличении цены до 30 денежных единиц предложение возрастет до 30 единиц товара. Исходя из этого, можно вывести закон предложения.

 

Закон предложения – величина предложения находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена, тем выше предложение, и наоборот. Закон предложения ставит предложение в зависимость лишь от цены. Другие факторы считаются неизменными.

 

Но предложение также может изменяться и при неизменной цене. На это влияют такие факторы как:

· рост объемов производства. При появлении нового туристического агентства предложение таких услуг, хотя цена на туристические путевки не изменится;

· улучшение условий производства. Понижение налогов, усовершенствование технологии, удешевление факторов производства станут причиной сокращения затрат, что позволит производить больше товаров при неизменной цене;

· изменение цен на другие товары. Товары или услуги могут быть взаимозаменяемыми в производстве, из-за чего рост цены на один из них к увеличению его предложения за счет сокращения предложения другого. Если же товары взаимодополняющие, то рост цены на один из них вызовет рост предложения другого;

· предпочтения и ожидания. Если потребители предпочтут смартфоны серии Galaxy смартфонам серии Note,то производство и предложение смартфонов Galaxy возрастет. Когда ожидается холодная зима, то производство нефти, угля и газа увеличивается.

 

3. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Спрос характеризует готовность и возможность потребителей купить товар, а предложение – готовность и возможность производителей его продать. Тогда под равновесием логично понимать совпадение этих двух готовностей.

Рыночное равновесие – равенство спроса и предложения на рынке определенного товара.

Рыночное равновесие можно также отобразить графически. Его характеризуют два показателя:

· равновесное количество – равенство величины спроса величине предложения;

· равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

E
D
C
B

Рыночное равновесие

 


На графике равновесное количество – 25 единиц товара и равновесная цена – 25 денежных единиц (точка А). Это единственно возможное равновесие, при любом изменении цены или количества товара возникнет дисбаланс – перепроизводство или дефицитЖ

· перепроизводство – избыточное предложение: при цене 30 денежных единиц спрос равен 20 единиц, а предложение 30 единиц (точки B и C);

· дефицит – избыточный спрос: при цене 15 денежных единиц спрос равен 40 единицам, а предложение только 10 единиц товара.

В случае перепроизводства или дефицита начинает действовать рыночный механизм.

Рыночный механизм – автоматическое достижение в балансе спроса и предложения равновесных цены и количества товара. В его действии возможны четыре основные цепочки событий:

· рост спроса—> рост цен—>рост величины предложения;

· падение спроса—> падение цен—>падение величины предложения;

· рост предложения—> падение цен—>рост величины спроса;

· падение предложения—> рост цен—>падение величины спроса.

 

Цена – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативные издержки, если цена выражена в другом товаре.

Равновесная цена возникает при равенстве спроса и предложения.

Цена выполняет важнейшие функции в рыночной экономике, такие как:

· распределяющая – при неизменных доходах цены определяют, сколько каждого товара может приобрести потребитель;

· информационная – помогает производителю понять, какие области деятельности являются наиболее выгодными;

· стимулирующая – изменение цен побуждает совершенствовать производство и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы. Посредством цен можно реально стимулировать научно – технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: