Carlos Gon a.k.a Cost Killer




По национальности Карлос – ливанец-христианин, но родился он в Бразилии, 9 марта 1954 года. Позже семья Гонов переехала в Бейрут, а затем во Францию, где Карлос вначале окончил химический факультет Высшей Политехнической Школы (это было в 1974 году), а четырьмя годами позже – Высшую Горную Школу в Париже.

В 1978 году Гона принимают в концерн Michelin, находившийся в то время не в лучшем положении – его владельцы были вынуждены продать в 1976 все акции автопроизводителя Citroёn, который находился под их контролем более тридцати лет. Карлосу Гону удалось существенно сократить расходы на производство покрышек –благодаря его методу выхода из кризиса Michelin была реорганизована и вновь стала приносить прибыль владельцам. Гон отдал шинной компании 18 лет, в 1989 году получив кресло президента североамериканского подразделения. Карлос Гон встал в один ряд с самыми выдающимися автомобильными топ-менеджерами (Ли Якокка, Боб Лутц, Эдзел Форд).

К середине 90-х годов в глубоком финансовом кризисе оказался французский автопроизводитель Renault S.A., и совет директоров концерна во главе с Луи Швейцером пригласил Карлоса Гона на должность исполнительного вице-президента. Гон перешел в новую компанию в декабре 1996. В том году убытки Renault, 40% акций которого принадлежали государству, составили около двух миллиардов франков. Денег не хватало ни на создание новых моделей, ни на модернизацию существующих. Репутация компании падала, как тогда казалось, навсегда. Но совет директоров все же одобрил предложенный Гоном план реорганизации концерна. Первым делом Карлос закрыл завод в Бельгии, и по всему миру не осталось ни одного завода Renault (а также Samsung Motors и Dacia), на котором не сократили бы персонал. Эти меры вызвали волну акций протеста, в адрес нового исполнительного вице-президента посыпались угрозы, но его план работал. Именно в те годы европейская пресса окрестила Карлоса «киллером издержек». Для тех, кто остался работать в прибыльной уже к концу 1997 года компании, талантливый управленец стал настоящим героем.

В те же годы японский концерн Nissan Motor Co. Ltd находился в самом глубоком за свою историю кризисе – убытки росли, доля компании на мировом и даже японском рынках снижалась, падал престиж марки. Руководство Renault S.A. посчитало, что миссия Карлоса в компании закончилась, и он в июне 1999 перешел в Nissan на должность директора по производству. После нескольких дней знакомства с делами, Гон заявил, что выведет японскую компанию из кризиса через год. Почти одновременно закрываются пять заводов фирмы, и «на улице» оказываются около 14% сотрудников концерна. Безработными осталась почти половина управленцев, а квалифицированные рабочие продолжили трудиться – Карлос Гон всегда стремился к сокращению непроизводственных расходов. Были проданы практически все акции компаний-поставщиков, принадлежавшие автопроизводителю. Оценив модельный ряд Nissan, «киллер издержек» решил, что большую часть автомобилей следует снять с конвейера, и взял дизайнерское подразделение концерна под личный контроль. Целью Гона стало поднятие репутации японского концерна. И она была успешно выполнена. Загруженность мощностей Nissan выросла с 53 до 82%, а стоимость закупки комплектующих снизилась на 20%. Работая в японской компании, Гон сменил не одну должность: в июне 2000 (то есть, через год после начала деятельности) он стал президентом концерна, а в июне 2001 – генеральным директором Nissan.

В 2004 году президент Renault Луи Швейцер решил отойти от дел и пригласил Карлоса Гона вернуться в компанию. Но тот посчитал, что его миссия в Nissan не закончена, и предложил советам директоров обоих концернов себя на должности гендиректора и президента. К тому времени Renault выкупил 44,4% акций японской компании, которая в свою очередь имела 15% активов французского автопроизводителя. При этом французскому правительству принадлежало лишь 15% Renault. С легкой руки Гона был создан взаимовыгодный технический и финансовый альянс, известный теперь как Renault Nissan Alliance.

В 1999 году Renault выпустила 2,347 млн автомобилей, из них 1,976 млн – легковые, Nissan – 2,455 млн (легковых – 1,911). К 2016-му картина поменялась кардинально: Nissan в совокупности выпустил 5,556 млн машин, Renault – лишь 3,373. Со времен образования альянса «Рено-Ниссан» каждая из компаний лишь однажды опускалась в «красную» зону по прибыльности, да и то ненадолго. Дело было в 2008-2009 годах, когда лихорадило не только мировую автоиндустрию, а вообще всю мировую экономику. Между тем в 2010-м щупальца Гона дотянулись и до Daimler. В рамках «исторического сотрудничества» немецкий концерн получил 3,1% акций франко-японского альянса и такой же процент передал в Renault-Nissan (по 1,55% каждой из сторон). В 2012 году Карлос Гон наложил лапу на АвтоВАЗ, а в 2016-м настала очередь Mitsubishi.

Справедливости ради, нужно уточнить, что в этой истории «великий и ужасный» Гон уже играл не первую скрипку. Дело в том, что по мере возрождения Nissan в японской фирме крепли сепаратистские настроения. Японцы постоянно лоббируют увеличение своей доли голосующих акций с тем, чтобы иметь возможность проводить более независимую политику и в конце концов отделиться. Эксперты склоняются, что историю с покупкой Mitsubishi провернули именно «сепаратисты» и провернули, надо признать, виртуозно.

Mitsubishi по заказу Nissan выпускала для японского рынка две маленькие машинки – Dayz и Dayz Roox (перелицованные Mitsubishi ek Wagon и Mitsubishi ek Space). Поскольку товар был контрактный, в «Ниссане» не проводили свои замеры эксплуатационных характеристик, записывая в паспорт цифры коллег из «Мицубиси». С чего вдруг технари Nissan заподозрили неладное, не ясно, однако, такие исследования были проведены весной 2016 года и обнаружились сильные расхождения в данных. В результате проведенного расследования выяснилось, что инженеры Mitsu не только намеренно искажали процедуру замеров, но в некоторых случаях шли на прямой подлог. Вместо того чтобы замять дело, менеджеры Mitsubishi «разоружились перед партией», акции компании тут же упали на треть, а общее падение курса акций к осени составило почти 50%. По законам жанра кто-то должен был купить стремительно обесценивавшиеся бумаги – Nissan и купил. 34% за $2,3 млрд.

Случайно или нет, но только с этого времени позиции Гона начали слабеть: 1 апреля 2017 года он уступил место президента Nissan японцу Хирото Саикаве. В качестве компенсации Гону дали формально более высокое кресло председателя совета директоров Nissan (и аналогичный пост в Mitsubishi), обладатель которого на деле практически не имеет полномочий по оперативному управлению компанией.

NISSAN RUSSIA

Продажи компании на российском рынке в 2017 году составили 105 482 автомобиля трех брендов. Доля рынка Nissan, Infiniti и Datsun в России в 2017 году составила 6,6%. Сегодня Россия является одной из немногих стран в мире, где представлены все три бренда компании.

Продажи Nissan на российском рынке в 2017 году составили 76 000 автомобиля, из них около 45 тысяч были произведены на заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Еще около 28 тысяч автомобилей сошли с конвейеров партнеров компании по альянсу. Доля рынка Nissan в России в 2017 году составила 4,8%.

Datsun были представлены в 2014 году, и всего за три месяца продаж уже достигли ощутимых результатов, войдя по итогам декабря в двадцатку самых популярных автомобильных марок в стране

Россия стала первой европейской страной, в которой был официально представлен люксовый бренд Infiniti, созданный в 1989 году и первоначально предназначавшийся только для рынка Северной Америки. Официальные продажи в России начаты в октябре 2006 года. В 2017 году в России было продано 4 972 автомобилей бренда, доля рынка составила 0,3%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: