Менеджмент в шоу-бизнесе




Введение

В наши дни сфера культуры является многогранной и объединяет в себе совокупность самых разных направлений, процессов, форм и практик. В отличие от других социальных сфер деятельности (образование, спорт, здравоохранение и пр.), данная сфера деятельности включает в себя гораздо более разнородные отрасли, что и делает ее сложным объектом управления. Поэтому особенности менеджмента сферы культуры обусловлены, прежде всего, этим качеством неоднородности сферы культуры.

Современная сфера культуры – это и фольклор, и искусство (включая традиционные искусства и ремесла), и образование, и досуговые программы, и культурная индустрия, и культурное наследие и многое другое. Кроме того, сюда входят и те области данной сферы (правовые, экономические, организационные и пр.), которые обеспечивают реализацию и функционирование указанных направлений работы. В сфере культуры заняты режиссеры, экскурсоводы, библиотекари, менеджеры, артисты и люди других профессий. Но все они – работники сферы культуры.

Менеджмент в сфере культуры – это совокупность управленческих решений, направленных на эффективность использования в культурной деятельности всех типов ресурсов (социальные, креативные, финансовые, символические, материальные и пр.). Управлять такой организацией, будь то театр, музей или выставочный зал - непросто, и это связано с рядом факторов.

Логическим продолженим культуры является шоу-бизнес, полностью коммерческая индустрия в которой в полной мере ракрывается система менеджмента.

Менеджмент Шоу-Бизнеса – это не только область знания, помогающая осуществить функцию руководства созданием художественных ценностей (материальных и духовных) но и продвижение на рынок культурных услуг как результатов творческой деятельности: авторов, режиссёров, артистов, актёров, музыкантов и др. исполнителей.

Рассмотрение менеджмента в сфере культуры представляет собой особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента. Во-вторых — перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. В-третьих — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

 

Основная часть

Менеджмент - система взаимоотношений меж управляющим и подчиненным определяющая качество выполнения поставленных задач.

Слово менеджмент происходит от британского “manage”, что, означает, руководить либо управлять. Стало быть, говоря о менеджменте, нужно разглядывать как иерархический процесс в целом, так и рядового менеджера как личность.

Главные функции менеджмента: организация, контроль, координация, регулирование, предвидение, активизация и исследование.

Исторически сложилось, что менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики, то есть это понятие, связанное с конфигурацией форм принадлежности и увеличением роли человеческого фактора.

Основными признаками менеджмента как своеобразного типа управления являются:

- организационные формы управления (гибкие и адаптированные к действиям рыночного поведения компании)

- профессионализм персонала

- организационные ценности (человеческий фактор)

- мотивирование эффективной деятельности

- личностный фактор (творчество и искусство менеджера, выделение креативного компонента).

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены во многом характерной для соответствующих учреждений миссией и спецификой осуществляемой ими деятельности. Несмотря на разную ведомственную принадлежность или разный статус учреждений культуры, в миссии каждого из них будет общий фундамент.

Большинство учреждений культуры являются некоммерческими. Следовательно, их главная цель состоит не в получении прибыли. Деятельность учреждений культуры предполагает достижение скорее духовных, нежели материальных целей – образование, просвещение, воспитание, творческое развитие, благотворительность и пр. Например, миссией библиотеки может быть не только создание уникального информационного ресурса в регионе, но и формирование креативной и коммуникативной площадки на данной территории.

Иными словами, миссия учреждений культуры включает в себя нравственное и интеллектуальное совершенствование человека, формирование духовной культуры общества, развитие творческого начала личности. В связи с этим, особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены соответствующими направлениями работы данных учреждений. Стратегической задачей менеджмента учреждения культуры является грамотное освоение и использование его ресурсов для реализации целей культурной деятельности и обеспечения миссии учреждения культуры.

Менеджмент культуры — это единая система управленческой деятельности, обеспечивающая развитие различных социальных институтов в сфере культурной направленности. Основной задачей в культурной деятельности является обогащение и постоянное улучшение духовной жизни людей и их сознания.

Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами, в понятие культуры входят следующие аспекты:

- степень развития личности,

- социально-культурная деятельность человека

- результаты этой деятельности.

Однако помимо достижения тех задач, для которых и существуют организации в данной сфере, все же второстепенной (сопутствующей) целью работы учреждения культуры может стать и материальная прибыль. Искусство менеджмента в данном случае является вдвойне важным. Как учреждению культуры реализовать свою миссию и в тоже время обеспечить финансовую прибыль для того, чтобы открыть дополнительные возможности и новые перспективы?

Менеджеры учреждений культуры решают эту задачу по-разному. Для того, чтобы грамотно применить управленческие инструменты, менеджер социокультурной сферы должен руководствоваться следующими условиями:

· ключевой миссией сферы культуры (например, духовное, творческое или интеллектуальное развитие общества и человека);

· направленностью отрасли культуры, определяющей «правила игры» именно в этом секторе культурной деятельности (театральная деятельность, музейные проекты, образование в области искусства и пр.);

· спецификой соответствующего сегмента рынка (досуг, образование, рекреация и пр.) и целевой аудитории (дети, туристы, молодежь и пр.).

В сфере культуры производятся, преимущественно, не столько материальные товары (например, книги), сколько нематериальные, то есть услуги. Специфика производимых культурных услуг определяет, соответственно, и характер работы учреждения культуры. Особенности производства сферы услуг, а также характеристика культурных услуг и влияют на особенности менеджмента в сфере культуры.

Культурная услуга – это результат культурной активности, или культурной деятельности в сфере культуры. Культурными услугами можно назвать библиотечное обслуживание, экскурсию по музею, показ кинофильма, предоставление возможности посещения выставки, концерт, театральную постановку, мастер-классы в доме народного творчества, обучение фольклорному искусству и пр.

Когда мы вводит понятие «культурная услуга», то переходим скорее на прикладную позицию при взгляде на культуру и культурную (творческую, духовную, образовательную) деятельность. С помощью данного понятия мы имеем возможность предметно оценивать деятельность в сфере культуры, применять технологии менеджмента и маркетинга, анализировать и проводить мониторинг работы учреждений данной сферы.

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены, в том числе, характером рыночной среды, в которой не только реализуются продукты культурной деятельности, но и производятся. Организационная, координационная работа, а также управленческие технологии в менеджменте культурных услуг разнообразны вдвойне. И это связано со сложной конфигурацией рынка культурных продуктов.

Специфику рынка культурных продуктов можно раскрыть исходя из следующих аспектов.

а) Особенности спроса и конкуренция. Современные условия деятельности учреждений культуры в рыночной среде делают необходимым учитывать в стратегиях управления тенденции спроса на те, или иные культурные услуги. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности соответствующих учреждений. Без учета спроса и анализа конкурентов учреждение культуры может столкнуться с постоянным снижением числа посетителей

б) Сегменты рынка. Рынок культурных услуг разнообразен, как следует из того, о чем говорилось выше. В связи с этим, культурные услуги являются частью не одного, а целого ряда рынков той или иной направленности. Прежде всего, услуги учреждений культуры будут востребованы в рамках таких сегментов рынка, как досуговый, развлекательный, образовательный, рекреационный и пр. Однако, конкурировать данным учреждениям часто приходится с коммерческими организациями. Именно поэтому учреждению культуры требуются гибкие и адаптивные инструменты менеджмент.

в) Рынок доноров и рынок сбыта. Учреждения культуры балансируют среди двух основных векторов рынка. Первый вектор направлен на то, чтобы привлечь дополнительные ресурсы для производства культурных услуг. Источником таких ресурсов, как правило, являются доноры учреждения, среди которых спонсоры, грантодатели, партнеры и пр. Тогда как второй вектор, наоборот, направлен на искусство реализации культурных услуг. Например, организация выставки может быть поддержана местной властью или благотворительным фондом (рынок доноров), тогда как целевая группа, для которой она будет реализоваться, является совершенно иной (школьники, или горожане, или гости города и так далее).

Специфика рынка, в связи с этим, является ключевым основанием для маркетинговых решений учреждения культуры: создание определенных культурных услуг, креативные способы их реализации, позиционирование, продвижение услуг и т.д.

Сфера культуры относится к тем социально значимым сферам, в функционировании которых заинтересовано общество, а значит, и государство. Ежегодно в федеральном, региональном, муниципальном бюджете закладываются финансовые средства на содержание и поддержание не только школ, больниц или спортивных объектов, но и учреждений культуры – театров, библиотек, фольклорных центров, школ искусств, домов культуры, филармоний, музеев и так далее. Поскольку культурные учреждения, преимущественно, некоммерческие, то без государственного финансирования сфера культуры не смогла бы осуществлять свою деятельность. И такая ситуация не только в России, но и во многих других странах.

Однако отношения между государством и сферой культуры могут быть разными, и это зависит от принципов и направлений культурной политики государства или региона. Государство может финансово поддерживать все отрасли культуры, но одновременно может сосредоточить свое внимание на особенно важных культурных проектах или видах культурной деятельности. Нередко государство во многих странах с особым вниманием относится к проблеме сохранения уникальных, выдающихся памятников культурного наследия. Поэтому данное направление деятельности сферы культуры финансируется государством стабильно.

С другой стороны, государство нередко инициирует финансовые программы в рамках самых разных отраслей культуры (например, для развития кинематографа, для поддержки талантливой молодежи в области музыкальной культуры, для создания инновационных культурных проектов и так далее). В данном случае культурная политика государства является дифференцированной. И менеджеру социокультурной сферы важно владеть постоянно меняющейся информацией о поддерживаемых направлениях культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

Между тем, в разных странах отношения между государством и сферой культуры выстраиваются в целом аналогично, но на иных принципах. Так, в некоторых странах (например, в США), государство самостоятельно не финансирует деятельность культурных учреждений. Государство путем обеспечения налоговых льгот бизнесу, активно привлекает для финансовой поддержки музеев, школ искусств, театров и т.д. частные лица и организации, которые субсидируют их деятельность. Такое взаимодействие является взаимовыгодным для государства, бизнеса и сферы культуры. Однако реализация такой модели культурной политики может быть успешной лишь при благоприятных условиях для развития бизнеса, включая малый и средний бизнес.

Культура является дотационной и зависимой от принципов культурной политики государства, но это не ограничивает спектр работы менеджеров соответствующих учреждений. Современные учреждения культуры активно реализуют не только коммерчески выгодные культурные услуги, что является дополнительным финансовым ресурсом их деятельности. Многие и наиболее успешные из них эффективно используют альтернативные способы ресурсного обеспечения и тем самым привлекают дополнительные средства для своей работы.

Источники дополнительного ресурсного обеспечения культурной деятельности в менеджменте сферы культуры, принято называть донорами. В качестве таких доноров могут быть самые разные структуры, организации, частные лица и многие другие, кто может и способен оказать любую форму поддержки.

Как показывает практика, источниками дополнительных ресурсов современных учреждений культуры чаще всего выступают:

· представители крупного и среднего бизнеса, частные предприниматели, которые могут оказывать как финансовую поддержку (например, спонсорская помощь), так и материальную (покупка оборудования или аренда зала).

· органы местной власти, субсидируя определенные культурные проекты (например, поддержка проведения театрального фестиваля, музыкального конкурса, выставки детских работ и т.д.).

· средства массовой информации, возможность которых состоит в том, что они способны оказать существенную информационную поддержку (например, реклама культурного проекта)

· волонтеры, привлечение которых в самые разные направления культурной деятельности набирает популярность сегодня;

· социальные партнеры (среди них не только другие учреждения культуры, но и школы, ВУЗы, спортивные объекты и пр.), благодаря сотрудничеству с которыми происходит существенная экономия затрачиваемых ресурсов.

Искусству привлечения дополнительных, негосударственных ресурсов для некоммерческих организаций посвящен особый вид деятельности, который называется «фандрайзинг». С помощью фандрайзинга учреждения культуры имеют возможность регулярно использовать средства доноров для повышения эффективности своей работы.

 

Социально­культурная сфера представ­ляет собой сетевую структуру, в которой, со­гласно теории организации сетевых структур, поддерживаются система тесных и взаимо­проникающих человеческих взаимосвязей и сотрудничество между равными, самостоя­тельными и участвующими в принятии реше­ний партнерами. С другой стороны, в этой сфере невозможны прямолинейные, обуслов­ленные чисто экономической выгодой реше­ния. Поэтому управление социокультурной сферой обладает весьма многоплановой спе­цификой по сравнению с другими видами со­ циального управления. Во­первых, культура представляет собой открытую сложную диффузную систему, а управление такими системами отличается, по свидетельству специалистов, слабой структу­ рированностью, высокой субъективностью, малой прогностичностью. Во­вторых, в менеджменте социокуль­ турной сферы приходится оптимизировать развитие объективно ценных ее элементов, опираясь на аксиологические методы позна­ ния и ориентации, а также принимать во вни­ мание инерционность культуры и силу тради­ ций.

Эффективность менеджмента социокультурной сферы не укладывается в строгие рамки экономических показателей и имеет преимущественно внеэкономический характер. В менеджменте социокуль­ турной сферы объект управления одновре­менно попадает в контекст управления, то есть сами методы, формы и технологии менед­жмента аккумулируются культурой и впиты­вают ее. Культура как наиболее рефлексивная сфера, по сравнению с другими, кото­рая содержит в себе свои же отображения (о чем, например, писали М.А. Розов, Г.В. Сте­ панов и др.), сама выступает как механизм уп­равления по отношению к самой себе и к лю­дям, включенным в нее и причастным к ней, не только предлагая на выбор творческие мо­дели отражения действительности (произве­дения литературы и искусства), но и внедряя ненавязчиво (а иногда и агрессивно) принци­пиально важные ценностные ориентиры. В свою очередь менеджмент социокуль­ турной сферы становится рефлексией второ­го рода, что проявляется в наличии критичес­ких, оценочных элементов во всех культурно­ созидательных процессах (литературная критика, художественная критика и др.). Эти элементы выполняют функции саморегуляции и выступают важным средством саморазвития культуры.

Между менеджмен­том и культурой существует диалектическая связь. С одной стороны, способность человека управлять какими ­либо объектами и их при­годность быть управляемыми, то есть изме­няться под воздействием целенаправленных усилий, свидетельствует о степени влияния че­ловека на структуру и динамику природных, социальных, культурных систем. И это можно характеризовать как культурный уровень ме­неджмента. В то же время культура как спо­соб жизнедеятельности человека, группы, со­общества предполагает формирование, сорти­ ровку, накопление и передачу как результатов деятельности, так и их отдельных форм и с этой точки зрения менеджмент сам становит­ся элементом культуры. Поэтому культура и менеджмент тесно взаимопроникают друг в друга, что и отражается в наличии как терми­на «культура менеджмента», так и термина «менеджмент культуры или социокультурной сферы». Всё это позволяет говорить об изучении менеджмента социокультурной сферы как об актуальной научной проблеме, а в качестве практической задачи выступает развитие ме­неджмента социокультурной сферы.

Менеджмент в шоу-бизнесе

Структурную основу менеджмента в сфере шоу-бизнеса (ШБ) составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которой зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление ШБ имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности.

Целями менеджмента в сфере ШБ являются: формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства, охрана авторских прав, достижение оптимального финансового результата.

Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения и созданием услуг для различных категорий населения.

Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). С развитием масштабных зрелищ в древнем мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу той или иной команды гладиаторов, часть от выигрыша шла ланистам, выставлявшим эти команды.

Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако далеко не все гладиаторы занимались боями на арене «из-под палки». Известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу. Самые удачливые гладиаторы получали от поклонников и устроителей боев богатые подарки, а также проценты от ставок в тотализаторе.

С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.

Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.

Вплоть до начала 20 в. перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа»5.

Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой.

Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети 20 в. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.

Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама6.

Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. Их количество растет и географически расширяется благодаря увеличивающимся потребностям зрительской аудитории, ее финансовым возможностям. Это позитивное явление, так как: происходит насыщение рынка культурных услуг, развивается индустрия культуры, не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов ШБ и государственных структур.

ШБ сегодня – одно из наиболее развитых профессиональных направлений. Зачастую его проекты становятся дочерними предприятиями крупных организаций, что позволяет рассматривать ШБ как некий связующий профессиональные сферы сектор. Он выступает как своеобразная площадка для общения между представителями различных профессиональных направлений. Поэтому специалисты, связавшие профессиональную деятельность с ШБ, должны обладать не только управленческими и организаторскими, но и высоко развитыми коммуникативными навыками.

Заключение

Менеджмент культуры имеет свои особенности, так как связан с продуктами духовного производства (культурные ценности народа — спектакли, кинофильмы, концерты, книги, картины) различных народностей и мировых культур.

Уникальность менеджмента культуры заключается в существовании организаций в культурной сфере и соприкосновении или взаимодействии каждой фирмы с культурной сферой. Тема менеджмента шоу-бизнеса связана со многими предметами. Это и экономика, и политика, и менеджмент, и деловое общение, и искусство, а также музыка, литература и право.

 

 

Список литературы

1. А. Коноалов «Маленькие секреты большого шоу-бизнеса», Санкт-Петербург, «Питер», 2004 год.

2. [ Электронный ресурс], Режим доступа: 20.04.2019 https://studbooks.net/1268261/marketing/menedzhment_biznesa

3. [Электронный ресурс], Режим доступа:17.04.2019 https://management-rus.ru/management/shou-biznes.php

4. [Электронный ресурс], «Формирование культуры управления и стратегии менеджмнта», Режим доступа: 08.04.2019, https://yro.narod.ru/bibliotheca/econ_k1.htm

5. Учебно-методическое пособие, «Менеджмент культуры», Е.К. Пилилян.- Владивосток: Изд-во, 2007 – 81 с.

6. [Электронный ресурс], Режим доступа: 08.04.2019, «Особенности менеджмета в сфере шоу-бизнеса», https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4267

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: