МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Управление труда
ОХРАНА И УСЛОВИЯ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Информационно-аналитический
Бюллетень
Новое в законодательстве по охране труда
ВЫПУСК 16
Сыктывкар
Содержание
Новое в законодательстве по охране труда | |
Новый национальный стандарт системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья: принципиальные особенности. | |
Нормативные правовые акты по охране труда, вступившие в силу в 2013 – 2014 годах, а также разъяснения и другие документы по вопросам охраны труда. |
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 426 «О специальной оценке условий труда». Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
|
В связи с этим, формулировки, используемые в отдельных правовых актах Минтруда и Минздравсоцразвития России, касающихся аттестации рабочих мест, приведены в соответствие с данным Федеральным законом.
Приказом Минтруда России от 12.02.2014 № 96 внесены изменения и признаны утратившими силу некоторые постановления и приказы Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Внесены изменения, в частности, в:
- Межотраслевые правила по охране труда в литейном производстве (Постановление Минтруда России от 21.03.1997 № 14);
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37);
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14);
- Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (Постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10);
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики» (Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).
Кроме того, признаны утратившими силу:
- Постановление Минтруда России от 16.07.1993 № 139 «Об утверждении Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда»;
|
- Постановление Минтруда России от 03.11.1995 № 64 «Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда»;
- Приказ Минтруда России от 21.08.2000 № 208 «Об утверждении типовых программ для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных»;
- Приказ Минтруда России от 25.03.2013 № 115 «О признании утратившим силу постановления Министерства труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда».
Обновлена процедура назначения Фондом социального страхования Российской Федерации социального обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 577н «Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти».
Новый Административный регламент устанавливает, в частности:
- круг заявителей, имеющих право на обращение за государственной услугой (перечень граждан, относящихся к застрахованным от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и перечень лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного);
|
- порядок информирования о предоставлении государственной услуги, сроки ее предоставления;
- исчерпывающие перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги (в т.ч. документов, уже находящихся в распоряжении государственных органов и необязательных для представления заявителем);
- формы контроля за предоставлением государственной услуги.
Аналогичный Административный регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.03.2012 № 270н, признан утратившим силу.
Новый национальный стандарт системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья: принципиальные особенности
Федорец А.Г., - доц., канд. техн. наук, директор Автономной некоммерческой организации «Институт безопасности труда» (г. Москва)
Современный период социально-экономического развития России требует смещения центров компетенций и принятия управленческих решений в области обеспечения безопасности производства с федеральных органов исполнительной власти к хозяйствующим субъектам.
Концепция Программы действий по улучшению условий и охраны труда, разработанная Минздравсоцразвития России, (далее – Концепция) содержит основные характерные черты существующей системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и главные принципы будущей системы менеджмента безопасности труда, а именно:
- соответствие международным принципам менеджмента, в том числе принципам менеджмента безопасности труда;
- переход от принципов реагирования на несчастные случаи к принципам их профилактики;
- смена концепции безопасности – переход от «концепции абсолютной безопасности» к «концепции приемлемого риска». Как указано по этому поводу в Концепции, «основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия»;
- системный подход к реформированию сферы охраны труда, включающий в себя всю систему трудовых отношений и все аспекты безопасности, разделенные сегодня ведомственными барьерами.
С 1 января 2013 г. вступил в силу национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» (далее – ГОСТ Р 54934-2012), полностью идентичный одноименному международному стандарту OHSAS 18001:2007 «Occupational health and safety management systems – Requirements» (далее – OHSAS 18001:2007). Параллельно продолжает действовать введенный с 1 июля 2009 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230- 2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». В свое время он был разработан на основе аутентичного перевода Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 (Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems ILO-OSH 2001) (далее – Руководство МОТ-СУОТ 2001).
Невыполнение требований указанных государственных стандартов не влечет за собой применение административных санкций.
Однако если организация приняла на себя добровольное обязательство по соблюдению положений какого-либо стандарта, то следование им становится для нее обязательным.
В этом случае при нарушении требований соответствующего государственного стандарта, которое привело к нанесению имущественного или морального ущерба другим лицам, организация может быть привлечена к гражданской ответственности (возмещение вреда) по инициативе потерпевшей стороны ввиду «введения в заблуждение».
Критерий, которым обычно руководствуется та или иная организация при принятии решения о необходимости применения национального стандарта, один – будет ли это способствовать получению или увеличению прибыли.
Данное утверждение применимо и к ситуациям, когда соответствие добровольному национальному стандарту является обязательным условием аккредитации, сертификации, лицензирования, договора (контракта). Поэтому руководителям организаций, а также специалистам служб охраны труда для выстраивания эффективной системы управления профессиональными рисками и безопасностью труда важно понимать особенности и различия ГОСТ Р 54934- 2012 и ГОСТ 12.0.230-2007.
Хотя оба документа и нацелены на улучшение деятельности по сохранению жизни и здоровья работников, они основаны на разных принципах и методологии. Это обусловлено разницей в идеологиях документов, послуживших первоисточниками. OHSAS 18001:2007 нацелен на интеграцию деятельности по обеспечению безопасности труда в общую систему менеджмента организации, т. е. в ее бизнес-процессы. Он совместим с международными стандартами серии ИСО 9000 (система менеджмента качества. Включает стандарты ИСО 9001, 9002, 9003, 9004) и серии ИСO 14000 (система экологического менеджмента).
На сегодня распространенным вариантом этой серии является ИСО 14001. Совершенно невозможно внедрить OHSAS 18001:2007, как говорится, на пустом месте – без предварительного внедрения ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems – Requirements»). Возможно одновременное внедрение системы менеджмента качества (ИСО 9001:2008) и системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001:2007) в виде интегрированной системы менеджмента.
OHSAS 18001:2007 основывается на следующих принципах:
- приоритет экономических интересов и целей организации перед социальными (сильная социальная политика может быть выстроена только на устойчивом экономическом базисе);
- лидерство высшего руководства – важнейший элемент системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (94% по У.Э. Демингу);
- центральное место идентификации опасностей и оценки рисков;
- важная, но не главная роль участия работников в формировании и результативности системы менеджмента (6% по У.Э Демингу).
В то же время Руководство МОТ-СУОТ 2001 отражает ориентацию МОТ на высокий уровень социальной защищенности работников в системе трудовых отношений. Его базовые принципы:
- улучшение условий труда первично по отношению к экономическим результатам деятельности организации;
- укрепление социального партнерства важнее, чем улучшение управляемости организации;
- участие работников в управлении важнее, чем лидерство высшего руководства. Как указано в п. 4.2.1 ГОСТ 12.0.230-2007, «участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации».
При этом в ГОСТ 12.0.230-2007 были добавлены традиционные для российской практики понятия и термины, отсутствующие в Руководстве МОТ-СУОТ 2001.
Так, дословно название данного документа (Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems) переводится на русский язык как «Руководство по системам менеджмента безопасности труда и здоровья». Отличия ГОСТ 12.0.230-2007 от Руководства МОТ-СУОТ 2001 нацеливают российский стандарт на «управление охраной труда», т. е. на выполнение государственных предписаний (типовых мероприятий).
Следует также отметить, что в соответствии с российской нормативной базой в понятие «охрана труда» не входят промышленная, пожарная, технологическая и иные виды безопасности. Последние упоминаются в ГОСТ 12.0.230-2007 и могут быть учтены в рамках СУОТ предприятия, но это должно быть отдельно оговорено в локальном акте.