Методология Руководства МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007, базирующаяся на принципах социального партнерства и участия работников в деятельности по улучшению условий труда, не согласуется с методологией современных систем менеджмента, реализованных в стандартах серий ИСО 9000, ИСО 14000, которые основаны на лидерстве и ответственности высшего руководства.
В связи с этим система управления охраной труда, построенная на ГОСТ 12.0.230- 2007, не может быть органично интегрирована в единую систему менеджмента организации, основанной на стандартах серий ISO 9000, ISO 14000 и которая ориентирована на приобретение конкурентных рыночных преимуществ.
Согласно п. 4.2.4 ГОСТ 12.0.230-2007 «работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой».
Справедливости ради следует заметить, что оригинальное Руководство МОТ-СУОТ 2001 в этом отношении является более либеральным: «3.2.4. Работодатель должен гарантировать при необходимости (as appropriate) создание и эффективное функционирование комитета по безопасности труда и участие представителей работников в вопросах безопасности и здоровья в соответствии с национальными законами и практикой».
Пункт 4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007 содержит требование об обязательном наличии в организации «линейной управленческой функции». Речь в данном случае идет об обязательном выстраивании линейной (иерархической, командно-административной) структуры системы управления охраной труда.
Известно, что при такой структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинствами этой структуры являются простота, экономичность, предельное единоначалие.
|
Ее основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей и низкая скорость реагирования на изменения.
Линейная структура является наиболее приемлемой для простых форм организаций, хорошо работает в небольших коллективах, возглавляемых высокопрофессиональным и авторитетным руководителем, а также широко применяется в государственном управлении, в военных и военизированных структурах.
В большинстве современных самостоятельных (коммерческих) организаций такой тип структуры управления применяется крайне редко. Чаще используются более гибкие структуры:
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- проектная и др.
OHSAS 18001:2007 изначально разрабатывался как стандарт, на основании которого можно оценить и сертифицировать систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Спецификация «стандарт» предполагает четкие и однозначно трактуемые положения, выполнение (или невыполнение) которых можно проверить (иначе сертификация невозможна). Практический (экономический) смысл внедрения этой системы менеджмента заключается в получении двух возможных выгод, обусловленных подходом работодателя:
- формальное внедрение системы и сертификация в целях доступа на международный рынок (без системы менеджмента безопасности труда, сертифицированной авторитетным международным органом на соответствие OHSAS 18001:2007, доступ производственных компаний на глобальный рынок закрыт);
|
- реальное внедрение системы в целях улучшения общей системы менеджмента организации (обеспечение непрерывности и устойчивости менеджмента в интеграции с системами менеджмента качества и экологии). Впрочем, некоторые российские органы по сертификации, пытаясь привлечь клиентов, не стесняются подтверждать в сертификате одновременное соответствие как ГОСТ 12.0.230-2007, так и OHSAS 18001:2007, что в принципе исключено ввиду несоответствия их идеологий.
Выводы и рекомендации
Представляется, что ГОСТ Р 54934-2012 имеет неоспоримые преимущества в качестве основы для разработки результативных систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, проверенных на практике.
Стандарт OHSAS 18001:2007 практически реализован огромным количеством организаций по всему миру, как правило, в качестве третьего, интегрирующего стандарта после внедрения стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001. Соответствие ГОСТ Р 54934-2012 означает полное соответствие OHSAS 18001:2007.
С точки зрения автора как руководителя организации и аудитора систем менеджмента, стандарт OHSAS 18001:2007 практически безупречен по методологии, стилю и содержанию и может послужить хорошим методическим примером для подготовки других национальных стандартов. Понятно, что для этого требования OHSAS 18001:2007 должны быть поняты и тщательно расшифрованы с учетом идеологии стандартов данной серии применительно к особенностям и потребностям организации. Для понимания требований OHSAS 18001:2007 необходимо пройти специальное обучение.
Тем не менее следует признать, что для результативного внедрения OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) не только с целью сертификации, а для осуществления эффективной деятельности по сохранению жизни и здоровья работников, повышения конкурентоспособности организации на рынке необходимо наличие ряда объективных условий, а именно:
|
- высокий уровень экономической (реальной) конкуренции в виде экономической деятельности, которую осуществляет конкретное предприятие;
- сложившаяся деловая практика, опирающаяся на надежную правовую (судебную) систему;
- высокий уровень производительности труда и квалификации (ценности) работников;
- высокий уровень стоимости жизни работника и вообще «человека» в государстве, в частности, «цена жизни» при страховании и возмещении ущерба;
- высокий уровень оценки своей жизни и здоровья самими работниками (гражданами). Что касается такого условия, как высокая «цена жизни», то в нашей стране этот показатель также постепенно растет. Так, выплаты семьям погибших в результате резонансных трагедий (аварии на шахте «Распадская» и Саяно-Шушенской ГЭС) достигали 2 млн руб. Однако даже подобные суммы не являются достаточными, а кроме того, они не предусмотрены законом.
Тем не менее, и отечественным (наиболее продвинутым) предприятиям реальное (не только для получения сертификата) внедрение методологии OHSAS позволяет:
- улучшить управляемость организации, обеспечить устойчивость и непрерывность менеджмента, создать основу для стабильного социально-экономического развития;
- повысить ответственность и лояльность интересам предприятия со стороны линейных руководителей и рядовых работников, что служит надежным фундаментом стабильности в период кризисных явлений;
- снизить риски крупных аварий, способных создать угрозу самому существованию предприятия. Методология OHSAS 18001:2007 (в отличие от Руководства МОТ-СУОТ 2001) предельно проста:
- здоровье работника – это его способность выполнять работу быстро, качественно и безопасно;
- ущерб, нанесенный здоровью работника в результате несчастного случая или заболевания, обусловленных работой, – это убыток предприятия, уменьшение прибыли;
- высшее руководство предприятия назначено его собственником для обеспечения высокой стабильной прибыли и снижения убытков, в т. ч. обусловленных несчастными случаями и профессиональными заболеваниями;
- высшее руководство, управляя рисками, перераспределяет свободные средства между отчислениями в прибыль и финансированием предупредительных мер таким образом, чтобы чистая прибыль была максимальной при сохранении приемлемого уровня социальной стабильности на предприятии.
В то же время ГОСТ 12.0.230-2007 (а еще лучше – точный перевод Руководства МОТ - СУОТ 2001) может служить источником полезных методических рекомендаций при совершенствовании традиционной, социально ориентированной СУОТ. Внедрение ГОСТ Р 12.0.230-2007 успешно служит задачам демонстрации социальной ответственности бизнеса, высокого уровня социального партнерства.
Организации, намеренные следовать методологии Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ГОСТ 12.0.230-2007), должны быть уверены в:
- достаточном для внедрения ГОСТ 12.0.230- 2007 уровне социального партнерства и солидарности работников с высшим руководством организации;
- понимании работниками приоритетности задач экономического развития предприятия перед задачами социального развития;
- готовности работников поставить стратегические корпоративные интересы предприятия выше своих личных текущих интересов;
- понимании работниками того, что их здоровье важнее заработка, а «компенсации за вредность» – это преступление;
- понимании высшим руководством того, что здоровье работника важнее прибыли организации;
- готовности высшего руководства и собственников согласиться с тем, что целью предприятия является не только прибыль, но и рост благосостояния, а также личностное развитие работников;
- понимании высшим руководством наивысшей ценности главного ресурса предприятия – его квалифицированного, ответственного, лояльного персонала.
Таким образом, новый ГОСТ Р 54934 - 2012 (по сравнению с методологией ГОСТ 12.0.230-2007) в ключевых моментах содержит совершенно иную точку зрения на обеспечение безопасности труда наемных работников, а также на роль высшего руководства, линейного менеджмента и рядовых работников в этом процессе. А на каком из указанных стандартов следует остановить свой выбор, должны решать руководители организации исходя из стратегии развития предприятия.
Нормативные правовые акты по охране труда
вступившие в силу в 2013 – 2014 годах, а также
разъяснения и другие документы по вопросам охраны труда.
№ | Название документа | Дата вступления в силу |
Российская Федерация | ||
1. | Приказ Минтруда России от 18.09.2013 № 467н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)» | 11.01.2014 г. |
2. | Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» | 01.01.2014 г. |
3. | Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» | 01.01.2014 г. |
4. | Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» | 01.01.2014 г. |
5. | Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» | 01.01.2014 г. |
6. | Приказ Минтруда России от 09.08.2013 № 372н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» | 24.12.2013 г. |
7. | Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» | 15.11.2013 г. (за исключением отдельных положений). |
8. | Приказ Минтруда России от 11.09.2013 № 457н «Об установлении продолжительности сокращенного рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных» | 09.11.2013 г. |
9. | Приказ Минтруда России от 02.08.2013 № 341н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» | 10.09.2013 г. |
10. | Приказ Минтруда России от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» | 24.06.2013 г. |
11. | Федеральный закон от 07.06.2013 № 106-ФЗ «О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)» | 18.06.2013 г. |
12. | Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» | 18.06.2013 г. |
13. | Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» | 18.06.2013 г. |
14. | Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» | 01.06.2013 г. (за исключением отдельных положений) |
15. | Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по выбору и проверке электрических аппаратов и кабелей напряжением 6 (10) кВ» (утв. приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 630) | 31.05.2013 г. |
16. | Федеральный закон от 05.04.2013 № 36-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» | 08.04.2013 г. |
17. | Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности по производству средств индивидуальной защиты (утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 355н) | 10.03.2013 г. |
18. | Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Минтруда России от 06.09.2012 № 178н) | 10.03.2013 г. |
19. | Разъяснение Минтруда России от 13.02.2013 г. «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870» | 13.02.2013 г. |
20. | Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» | Правила, утвержденные данным приказом введены в действие с 01.01.2013 г. Начало действия документа - 05.02.2013 г. |
21. | Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2013 году и на плановый период 2014 и 2015 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 № 1396) | 06.01.2013 г. |
22. | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» | 01.01.2013 г. |
23. | Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164) | 01.01.2013 г. |
24. | Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651 «Об отмене определения Верховного Суда РФ от 04.04.2012 № АКПИ12-317, которым было прекращено производство по делу о признании недействующими пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», абзаца первого пункта 1 и абзаца 1 пункта 4 «Инструкции о порядке применения Списка...», утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, и направлении дела в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу». | |
25. | Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» | 01.07.2013 г. |
Республика Коми | ||
26. | Постановление Правительства РК от 05.02.2014 № 41 «Об утверждении региональной программы «Улучшение условий и охраны труда в Республике Коми (2014 - 2016 годы)» и признании утратившим силу распоряжения Правительства Республики Коми от 13 сентября 2011 г. № 370-р» | 05.02.2014 г. |
27. | Постановление Правительства РК от 22.03.2013 № 85 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга состояния условий и охраны труда в Республике Коми» | 06.04.2013 г. |
28. | Распоряжение Правительства РК от 30.07.2013 № 284-р «О реализации решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми по вопросу о соблюдении работодателями в Республике Коми трудового законодательства в части своевременной выплаты заработной платы и обеспечения охраны труда» | 31.07.2013 г. |
29. | Приказ Минэкономразвития РК от 07.05.2013 № 143 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работ по охране труда в организациях Республики Коми» |