Руководство самостоятельными наблюдениями детей.




Значение и организация наблюдений.

 

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, сложный познава­тельный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развиваются мышление, речь, воспитываются материалистическое отношение, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

Организованное воспитателем наблюдение натуральных объек­тов и явлений природы является основным способом ознакомле­ния дошкольников с природой.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними жи­вотными, рыбами и птицами уголка природы. Наблюдения эти кратковременны, но часто повторяются.

В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, орга­низуют и более длительные, например за ростом и развитием растений, посеянных или посаженных в уголке природы и на зе­мельном участке.

В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место: дети следят за развити­ем растений из семян, превращением насекомых, сезонными из­менениями в природе и т. д.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улав­ливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в Старшей и подготовительной к школе группах самостоятельно.

Для того чтобы наблюдение способствовало формированию правильных представлений и умственному развитию детей, воспи­татель должен руководить ими. Он объясняет детям цели наблю­дения, задает вопросы, которые направляют их внимание на ха­рактерные особенности объекта или явления.

Если дети уже встречались с изучаемым предметом или явле­нием, воспитатель начинает с вопросов, организующих наблюде­ние. Если предмет или явление не известны, воспитатель сообща­ет, как они называются. Обозначающее их слово дети несколько раз повторяют.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринима­емое.

Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Ценным методическим приемом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству.

При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по различию проводится во всех группах. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот прием может быть применен в наблюде­ниях с детьми в старших и подготовительных к школе группах. Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью воспитателя вы­деляют существенные свойства сходных предметов, явлений и полу­чают материал для классификации их и образования элементар­ных понятий.

Наблюдения можно проводить на занятиях, экскурсиях, еже­дневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.

Наблюдения на занятиях.

 

На занятиях с натуральными объек­тами детей учат рассматривать и правильно называть части рас­тений и животных. На некоторых из этих занятий дети наблюда­ют, как питаются, передвигаются животные. Воспитатель подводит их к выводу, что питание, передвижение животного связано со строением их органов, например: «Кролик, кузнечик, лягушка пры­гают, потому что у них задние ноги длиннее передних», «У птицы (бабочки, стрекозы)—крылья, они летают», «Кошка тихо ходит, потому что у нее на лапках есть подушечки, куда она втягивает свои когти».

На занятиях в группах раннего возраста дети второго года жизни могут наблюдать котенка, щенка, цыпленка, птич­ку в клетке, плавающую в тазу рыбу, летом — лягушку, ж у к а.

На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными пе­реживаниями.

 

Примерный конспект занятия с детьми первой младшей группы «Наблюдение над рыбкой» (в начале года)

Программный материал. Первоначальные представления о рыбе: плавает в воде, хватает корм ртом.

 

Оборудование: аквариум с рыбкой, таз с водой комнатной температуры, сухой корм, сачок, кормушка

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, какая у нас красивая рыбка. Я поймаю рыбку сачком, пересажу ее в таз с водой, и мы посмотрим, как рыбка плавает в воде. (Пускает рыбку в таз с водой.) Вот поплыла рыбка к Нине, а теперь к Тане, к Мишеньке. К кому теперь поплыла рыбка? Что делает рыбка в воде хвостом? Покажите рукой, как она делает хвостом, когда плавает.

Теперь пересадим рыбку опять в аквариум и покормим ее. (Воспита­тель бросает корм в кормушку.) Просмотрите, у рыбки есть рот. Вот она ловит ртом корм. Съела корм. Опять плывет. Вот она увидела и съела^ корм.

Все видели, как плавает рыбка и ест корм. Теперь пойдем гулять, а завтра опять будем кормить рыбок.

Основным приемом воспитателя на занятии был показ с та­кими пояснениями, которые приближают объект к детям («Поплы­ла рыбка к Нине, а теперь к Тане» и т. д.). Это повышает интерес у маленьких детей к наблюдениям. То же самое значение имеет и пересадка рыб из аквариума в таз, а затем обратно в аквариум.

Игровой прием — подражание руками движениям рыбки — за­ставляет детей еще раз понаблюдать за ней. Отражение воспри­нятого в движениях способствует его закреплению в сознании де­тей.

Пользуясь подобными приемами, можно наблюдать с детьми на занятиях птицу, лягушку.

Показывая животное уголка природы, воспитатель привлекает к нему внимание детей. Обычно после занятия с рыбкой дети не­большими группами подходят к аквариуму, наблюдают за его оби­тателями и подмечают то, что они до сих пор не замечали.

В средней группе при наблюдении за рыбкой в аквариуме вы­деляют характерные особенности ее внешнего вида, связывая их с особенностями движения, питания, например: рыбка плавает, двигая хвостом, плавниками; она видит корм, хватает его ртом.

В старших группах при наблюдении над рыбами в аквариуме проводятся сравнения рыб по форме тела и быстроте их движе­ния, например: «Сравните меченосца, у которого меч служит для скорости движения, с карасем или карпом».

Нужно также провести наблюдение за движениями хвоста и плавников рыбы при ее поворотах.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах руко­водство наблюдениями -осуществляется при помощи вопросов воспитателя. Детям предлагают назвать особенности отдельных частей тела животных, определить их окраску, понаблюдать, как они передвигаются, как питаются. В этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Для активизации мышления детей данных групп, подведения их к выводам, установления связей и причин явлений помогают такие вопросы: как ты узнал? Почему ты так думаешь?

Очень важно следить за тем, чтобы свои наблюдения и выво­ды дети правильно выражали в словах.

 

Запись занятия с детьми средней группы «Наблюдение над морской свинкой» (воспитательница М. Ф. Губанова, Москва)

Программный материал. Внешний вид свинки и ее повадки (как ест, как «умывается»).

Ход занятия. Воспитатель сдвигает вместе два стола, стелет на них не­большую клеенку и рассаживает детей.

Воспитатель. Сейчас я посажу На клеенку морскую свинку и дам ей свеклу. Свинка будет есть, а мы будем ее рассматривать. (Берет свинку, сажает на стол и кладет около нее половину неочищенной свеклы. Свинка быстро при­нимается за еду. Дети смеются.)

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, как свинка ест свеклу. Свинка откусывает ее понемногу. Послушайте, как свинка грызет свеклу.

Дети прислушиваются.

Женя. А почему свинка так хрустит?

Воспитатель. У нее зубы острые, ими она грызет. Посмотрите теперь, какого цвета у свинки шерсть.

Тома. Она желтенькая и беленькая.

Воспитатель. Да, у свинки шерсть желтая с беленькими пятнышками. Посмотрите теперь, какие у нее глаза.

Н и н а. Он, у нее глаза, как у человека.

Владик. Нет, у неё они вылезают, а у человека нет, посмотри мои глаза.

Воспитатель.Владик правильно заметил, что у свинки глаза выпуклые. (Берет у животного свеклу.) Посмотрите, дети, что теперь будет свинка делать.

Животное начинает «умываться».

Сережа. Я вижу, как она «умывается».

Коля. Как она спину моет?

Воспитатель. Вы понаблюдайте за свинкой, как она будет себя чис­тить, как она лапками будет доставать свою спину. Потом мне расскажете. (Бе­рет свинку в руки, гладит ее, показывает детям ноги, пальцы).

Валя. Смотрите, смотрите, на задних ножках у нее только по три пальца!

Воспитатель предлагает детям погладить свинку.

Петя. А она не кусается?

Воспитатель. Если свинку не обижать, она не кусается.

Дети по очереди гладят морскую свинку.

Воспитатель. Ну, теперь мы посадим свинку обратно в клетку. Каж­дый день вы будете по очереди ее кормить чищеной свеклой и морковью. (Ста­вит клетку на место.)

На данном занятии воспитатель обращает внимание детей на то, как ест животное (грызет свеклу), поясняет, почему морская свинка так ест (потому что у нее острые зубы).

 

Примерный план занятия с детьми старшей группы «Наблюдение за кроликом»

Программный материал. Внешний вид кролика, особенности движения.

Оборудование: кролик, небольшая клеенка.

Ход занятия.

Дети показывают руками, какой величины кролик, сравнивают его с величиной кошки и собаки.

Отвечают на вопросы: какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги?

Обращают внимание на различие в длине передних и задних ног, на­блюдают за движением зверька и объясняют, почему он прыгает, а не ходит.

Отмечают некоторые повадки кролика: при испуге прижимает к спине уши; когда прислушивается, поднимает их.

Гладят кролика и определяют, какая у него шерсть.

 

Дежурным по уголку природы воспитатель предлагает пронаблюдать, что охотнее всего ест кролик — морковь, траву или сено.

В ходе наблюдения использованы различные анализаторы.

Дети зрительно воспринимают особенности внешнего вида кро­лика, его повадки, движение; прикасаясь к животному, определя­ют качество его шерсти.

На занятии использован такой прием, как вопросы воспита­теля, направляющие внимание детей на сравнение (различие в длине передних и задних ног). Вопросом «Почему кролик прыга­ет, а не ходит?» воспитатель подводит детей к выводу: «Кролик прыгает потому, что его задние ноги длиннее передних».

Занятие связывается с последующими самостоятельными на­блюдениями детей в уголке природы: они выясняют, что охотнее ест кролик.

Следует предупредить о широко распространенной ошибке, за­ключающейся в том, что воспитатели, объясняя детям приспособ­ления животных или растений к среде, употребляют такие выра­жения: «Рыбка окрашена в цвет воды, чтобы ее не заметили вра­ги», «Заяц серый, чтобы его не было видно», «У птицы крылья, чтобы летать». Такое объяснение противоречит научному понима­нию основного закона биологии о единстве организма и среды.

Фразы должны быть сформулированы примерно так: «Кролик потому прыгает, что у него задние ноги длиннее передних»; «Заяц летом потому серый, что эта окраска скрывает его в траве и он не виден. Это спасает его от врагов»; «У птицы крылья, потому что она летает».

 

3. Наблюдения на экскурсиях.

 

На экскурсиях дети могут под ру­ководством воспитателя наблюдать особенности растений, внеш­ний вид и повадки животных, сезонные изменения в жизни приро­ды и устанавливать некоторые связи между ними. Все это расши­ряет конкретные знания дошкольников, способствует росту любо­знательности, служит основой для научного миропонимания.

Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим (для младших групп—1—2, для средней—2—3, для старших—3—4). На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Часто слушают воспитателя только неко­торые из них, а остальные смотрят по сторонам.

Внимание маленьких детей (2—4 лет) можно привлечь, как уже указывалось, приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятий с радостными переживаниями. Так, например, обращаясь к ребенку, воспитатель может сказать: «Послушай, как для тебя птички поют». «А для меня поют?» — сейчас же спрашивают другие дети. «Послушайте хорошенько,— говорит воспитатель,— если услышите, значит, и для вас поют». Дети прислушиваются и с радостью сообщают: «И для меня по­ют» (из опыта воспитателя Е. П. Хромовских, Ленинград). Можно использовать игровые приемы: «Покажите, как скачет лягушка,

как прыгает воробей». Чтобы воспроизвести движение, ребенок должен понаблюдать за животными.

В средней и старшей группах основным приемом привлечения

внимания детей служит постановка перед ними вопросов для на­блюдений. Ответы детей воспитатель сопровождает пояснениями. Продуманность вопросов и пояснений имеет очень большое значе­ние. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия. Говорить нужно только о том, что дети не­посредственно воспринимают.

При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами.

В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отве­чать следует только на те из них, которые связаны с непосредствен­ными восприятиями детей. Например, воспитатель подводит детей к дереву для наблюдения за дятлом. Дети сразу же задают вопро­сы: что делает дятел? Он портит дерево? Он вредный? Где его детки? Где его гнездо?

Воспитатель поясняет, что своим клювом дятел отыскивает на дереве жуков' и ест их; жуки портят кору, поэтому дятел — по­лезная птица. Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть, какой клюв у дятла, как он им стучит по дереву, как сидит птица, упираясь хвостом в дерево, какого цвета голова, хвост и спина. О гнезде же дятла и его птенцах воспитатель обещает рассказать в другой раз.

Во время экскурсии воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые са­мостоятельные выводы. Например, дети стоят у реки в ясный сол­нечный день. Воспитатель спрашивает, какого цвета вода в реке, какого цвета небо, предлагает сравнить цвет воды и неба и объяс­нить, почему вода в реке светло-голубого цвета. После этого надо обратить внимание детей на цвет воды у берега, где растут де­ревья, и спросить почему здесь она зеленая.

4. Наблюдения во время прогулок.

 

На прогулках можно наблю­дать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они проводятся многократно.

Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период време­ни о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде че­ловека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Поясним сказанное на примере.

Допустим, в течение зимы дети должны усвоить отличие воро­ны от галки по внешнему виду, питанию, способу передвижения, по их следам на снегу.

На одной из прогулок воспитатель обращает внимание детей на стаю ворон и называет их. В другой раз, показывая на ворону, спрашивает, кто летит. На третьей прогулке воспитатель предла­гает посмотреть, что делает ворона. На четвертой — дети рассмат ривают оперение птицы. На пятой прогулке им предлагают пона­блюдать за тем, как ворона передвигается по земле (шагает и головой кивает), какие она оставляет следы на снегу. На ше­стой— дети рассматривают, как устроены у вороны глаза («У нас рядом, а у нее с боков головы»). По такому же плану происходит ознакомление с галкой. В результате дети начинают различать ворон и галок по ряду признаков. Во время этих небольших, но систематических наблюдений у детей возрастает интерес к птицам и развивается наблюдательность.

На ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать вни­мание детей на характерные сезонные изменения в жизни расте­ний и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавли­вать связь между изменениями в неживой и живой природе, на­пример: стало холодно — завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы...

Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Например, показывая в лесу съедобные грибы, воспитатель может подчерк­нуть их особенности и местонахождение отрывками из стихотворения Е. Трутневой:

Рядышком с иголками Рыжики под елками, Не малы, не велики И лежат, как пятаки.
Под осинами на кочке —

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать.

И его придется взять.

Во время наблюдений с детьми подготовительной к школе группы полезно вспомнить народные приметы, в которых отраже­ны доступные для понимания детей связи между явлениями приро­ды, например: «Ласточки летают низко — будет дождь».

Руководство самостоятельными наблюдениями детей.

Очень важно продолжать и развивать проведенные детьми наблюдения. Поясним это на примере. Девочка замечает на цветке маленькое насекомое. Воспитатель объясняет, что это тля — вредитель расте­ний, который может быть уничтожен жучком божьей коровкой. Воспитатель помогает детям отыскать это насекомое и сажает его в садок вместе с растением, на котором были тли. На другой день ' все убеждаются, что тли съедены божьей коровкой. После этого де­ти очень бережно относятся к жучку. Вот другой пример, когда вос­питатель может организовать наблюдение над явлением, которое было самостоятельно отмечено детьми. Зина и Витя обращаются к воспитателю: «Посмотрите, что это у нас на клумбе, вот такое кругленькое?» Воспитатель подходит к клумбе и говорит: «Это бу­тон ноготков. Понаблюдайте за ним, и вы увидите, как он раскро­ется и превратится в цветок» (из дневника воспитателя Я- И. Юди­ной, Москва).

Из опыта известно, что в тех старших и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство наблюдения­ ми, дети становятся очень внимательными и сами начинают заме­чать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям. Так, например, после рассматри­вания веток на занятиях и наблюдения за появлением на них листьев в уголке природы дети старшей группы могут уже само­стоятельно отмечать изменения, происходящие весной на разных деревьях и кустарниках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: