Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами
и другими объектами очень ценны, так как проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, сделанные на прогулках и экскурсиях, продолжают в уголке природы. Приведем пример.
На прогулках дети наблюдают за гусеницами, рассматривают их внешний вид и передвижение. Чтобы дети знали о вреде, наносимом гусеницами, воспитатель сажает их в банку со свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в уголок природы. Детям дают задание: «Посмотрите завтра, что случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что листья у веточки обглоданы гусеницами, и, следовательно, устанавливают приносимый ими вред.
Для привлечения внимания детей к наблюдениям в уголке природы и на земельном участке полезно применять игровые приемы: «Кто первый увидит» или «Кто быстрее найдет».
8. Эксперимент.
Эксперимент, или опыт,— особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности детей, воспитания их активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др.
Примеры,
Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку, и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать в природе: высота волны в реке (море, озере) зависит от силы ветра.
|
Некоторые опыты можно проводить с растениями и животными. Если, например, принести срезанные зимой ветки деревьев в комнату и поместить их в разные температурные условия, дети могут наблюдать, как по-разному развиваются побеги; так они узнают о влиянии тепла на развертывание почек, появление из них листьев.
Во время кормления животных в уголке природы дети могут узнать, что едят животные, какой вред приносят гусеницы.
На звонок или постукивание карандашом по аквариуму у рыб можно выработать условный рефлекс.
Детей старших и подготовительных к школе групп часто интересует, откуда появилась лягушка, бабочка, стрекоза. Поэтому хорошо пронаблюдать разные стадии развития бабочек, лягушек, превращение личинок стрекозы.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует предупредить воспитателей о недопустимости увлечений опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая довести до сознания детей значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.
Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям у детей можно только на примере положительных результатов их труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост. Нельзя допускать сознательное нанесение вреда выращиваемым растениям, это несовместимо с охраной природы.
|
Фиксация наблюдений.
Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить зарисовки и лепка объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки.
Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, плодов, животных закрепляют их формы в памяти детей. То же значение имеет лепка овощей, фруктов и животных. Рисование и лепку проводят после того, как дети приобретут некоторые конкретные представления о них.
Рисование и лепка развивают наблюдательность детей, обогащают их знания. И это естественно. Для того чтобы воспроизвести предмет на бумаге или в пластилине, его нужно очень внимательно рассмотреть.
Согласно «Программе воспитания в детском саду» дети подготовительной к школе группы круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках на отдельных листах ('Д или '/б листа), из которых составляют календарь природы.
Можно использовать и тематические рисунки. Так, после прогулки или экскурсии, на которой наблюдалось одно из сезонных изменений, воспитатель дает всем детям бумагу определенного формата и предлагает зарисовать то, что они видели и что делали в этот день.
Вместе с детьми он отбирает рисунки с наиболее полным отражением наблюдаемого, со слов детей записывает, что изображено.
|
Пример.
20 ноября. Было ясно и тепло. Мы кормили птиц.
26 ноября. Шел крупный снег. Мы играли в снежки. В парке появилось много птиц.
29 ноября. Небо было серое, шел мелкий снежок, мы катались на санках.
Из этих рисунков за определенный период времени (месяц, сезон) составляют календарь природы в виде плаката-сводки или книжки-ширмы.
Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Отражение в рисунках сезонных изменений в природе очень помогает закреплению представлений у детей. Кроме того, собранные рисунки можно использовать при формировании понятия о том или ином сезоне. Воспитатель показывает рисунки детям, прочитывает сделанные на них записи. Дети вспоминают, что видели на прогулках и экскурсиях, устанавливают последовательность явлений, выявляют некоторые связи между погодой, жизнью растении
и животных.
Своеобразной фиксацией наблюдений детей за растениями может быть приготовление с детьми старших групп гербария. Дети на экскурсиях и прогулках в лесу, на лугу, в поле знакомятся с разными растениями, собирают листья, цветы, засушивают их.
Гербарий можно приготовить на темы по месту сбора рас гений, например «Цветы нашего участка», «Цветы луга», «Цветы леса», или по времени цветения растений, например «Весенние цветы», «Осенние цветы».
На своем участке в уголке природы дети выращивают овощные растения. Хорошо также собрать одно растение в разные фазы его развития, например «Как рос наш горох» или «Как росла в поле рожь». Можно показать какое-нибудь сообщество растений, например «Что растет в лесу» (дать листья деревьев, кустарников и травянистые растения). Собранные и засушенные растения или их части на ту или иную тему прикрепляют на один лист картона, накрывают целлофаном и окантовывают или же каждое растение прикрепляют на отдельные листы картона и собирают в одну папку. -
Гербарии можно использовать как наглядные пособия на занятиях при проведении беседы о растениях, временах года или в дидактических играх.
Рассказ о виденном имеет громадное значение для развития речи и закрепления представлений. Давая задание для наблюдения, воспитатель должен предупредить детей, что им придется рассказать обо всем, что они узнают нового. Эти рассказы позволяют установить, что дети усвоили, что им непонятно, что нужно еще пояснить.
В сюжетно-ролевых играх дети часто воспроизводят воспринятое ими на экскурсиях и прогулках. В них находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети, повторяя то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.
Для фиксации наблюдений можно использовать игрушку, например «Какая сегодня погода». Это доска размером 35х35 см, в середине которой находится вращающаяся стрелка, а на углах прикреплены картинки, изображающие разную погоду. Дети средней группы, возвращаясь с прогулки, по очереди поворачивают стрелку на ту картинку, которая соответствует погоде данного дня Дети старшей группы делают это утром, по приходе в детский сад, и после возвращения с прогулки (если погода изменилась).
Контрольные вопросы.