та
Неисправность | Причина | Устранение | Превентивные меры |
При торможении автомобиль заносит в одну сторону | Мягкая шина Изношенные или загрязненные тормозные колодки | Проверить давление в шинах и при необходимости накачать шины Тщательно осмотреть тормозные колодки | Проверять давление в шинах еженедельно и перед дальними поездками Проводить регулярное техобслуживание автомобиля |
Рис. 5.8. Пример спецификации ошибок
того, что «хорошо бы знать». Простейшая форма (рис. 5.9) DIF-ана-лиза помогает тренеру решить, насколько глубоким должен быть иерархический анализ задания.
Из диаграммы видно, что решение о необходимости тренинга принимается на основании трех критериев — степени трудности, важности и частоты выполнения задания. Если задание является трудным, важным и его нужно часто выполнять, то тренинг необходим. Если же задание не трудное, не важное и редкое, то тренинг не нужен, — такое задание можно освоить в рабочем порядке. Отдельного разговора заслуживает трудное и важное, но редко выполняемое задание. Как показывает диаграмма, в этом случае необходим наиболее тщательный тренинг. «Тщательный» не значит «избыточный», как может показаться некоторым. Именно в силу редкости задания учеников следует тренировать так, чтобы они могли в любой момент применить полученные знания и умения. К такой категории заданий относится порядок действий в аварийных ситуациях.
Естественно, не всякое задание требует такого анализа. Во многих случаях ответ на вопрос «Тренировать или не тренировать?» очевиден. DIF-анализ полезен, когда тренеру трудно принять решение, и являет собой скорее подход, нежели жесткий набор правил.
Технику DIF-анализа можно расширить, введя различные степени трудности, важности и частоты заданий, а также разные уровни тренинга, которые указывают на степень приоритетности тренинга и стандарт обучения. Рис. 5.10 дает пример развития базовой модели DIF-анализа.
116
Глава 5
Уровни тренинга на рис. 5.10 проранжированы по шкале от 1 до 5.
Уровень 1 указывает на крайне высокую степень приоритетности
тренинга и необходимость оттачивания знаний и умений до такого
уровня, чтобы работники в любой момент могли применить их, не
смотря на редкость задания. Одним словом, это уровень «тщательно
го тренинга».
Уровень 2 устанавливает высокую степень приоритетности тренинга и высокий стандарт компетентности, который обеспечивает выполнение задания без дальнейшего обучения исполнителей.
Уровень 3, являясь срединной точкой шкалы, устанавливает среднюю степень приоритетности и средний стандарт обучения, обеспечивающий эффективное выполнение задания. Для совершенствования исполнения потребуется дальнейшее обучение или практика.
Уровень 4 подразумевает низкую степень приоритетности тренинга и такой стандарт обучения, который обеспечивает работников только базовыми знаниями и умениями для последующего обучения и практики на рабочем месте.
Уровень 5 указывает на то, что формальный тренинг не нужен и что задание можно освоить в рабочем порядке.
Одна из проблем, с которой сталкивается тренер при использовании данной формы DIF-анализа, — это определение степени трудности и важности задания. Замечено, что исполнители и их начальники склонны по-разному оценивать работу и что исполнители всегда считают свою работу очень важной.
Степень важности работы или задания следует оценивать по специальным критериям, в числе каковых могут быть опасность для жизни, убытки, которые понесет организация в случае плохого исполнения, и т. п. Следует с осторожностью подходить и к оценке трудности задания, так как опытный, квалифицированный оператор может просто не помнить о трудностях, с которыми он сталкивался при освоении задания. Нередко исполнители не желают признаться в том, что испытывают трудности, опасаясь, что это будет воспринято Как свидетельство их неумелости или некомпетентности. Поэтому, чтобы правильно оценить уровень сложности задания, тренеру при формулировании вопросов приходится проявлять изобретательность и прибегать к вопросам типа «Что в данной работе может оказаться сложным для новичка?». Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, по какой шкале проводить оценку трудности, важности и частоты. Не существует единой шкалы, пригодной для всех ситуаций.
Виды анализа для тренинга
Да |
Часто ли надо выполнять задание? |
Нет |
Да
Тренинг
Тщательный тренинг
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Задание трудное?
Задание важное?
Да
Нет
Нет
Да