119
методика служит полезным подспорьем при проведении DIF-анали-за, когда возникает необходимость разделить множество заданий, каждое из которых представляется исполнителям чрезвычайно важным. Ее значение особенно велико, когда недостаток времени вынуждает тренера сконцентрироваться на жизненно важных, критичных аспектах работы, а также в случае изучения редко выполняемых заданий, таких как порядок действия в аварийных ситуациях, и заданий, которые в силу физических ограничений или отсутствия доступа к рабочему месту исполнителя (например, при работе в замкнутом пространстве) не поддаются прямому наблюдению.
Сбор информации лучше всего осуществлять посредством индивидуальных и групповых интервью. Для регистрации данных можно использовать заранее подготовленные бланки ответов, однако последние вряд ли применимы, если тренер плохо знает исследуемую работу. Поэтому самый простой и надежный способ регистрации данных — запись ответов опрашиваемых исполнителей на диктофон, что гарантирует сохранность информации и отсутствие искажений при регистрации. Участников просят вспомнить случаи успешного выполнения рабочих заданий и случаи, когда они не справились с поставленными задачами. Участники должны поместить эти эпизоды в общий контекст работы и дать подробный отчет о действиях, приведших к позитивному или негативному результату. Например, руководитель при проведении дисциплинарной беседы должен опросить подчиненных, чтобы разобраться в конфликтной ситуации, — неумение или нежелание сделать это может привести к ухудшению производственных отношений. Точно так же игнорирование требования о проверке номера запчасти может вызвать поломку оборудования. С другой стороны, готовность разобраться в конфликте и проверку номера запчасти можно считать критичными для успешного исполнения. Ясно, что не все участники захотят «признаться» в допущенных ошибках перед группой или интервьюером; такое сопротивление вполне естественно и, чтобы преодолеть его, нужно гарантировать участникам конфиденциальность результатов.
|
После сбора и классификации информации можно приступить к составлению листа наблюдений и оценки для дальнейшего исследования. Однако следует помнить о том, что при классификации данных, основанных только на воспоминаниях людей, всегда существует опасность субъективизма; поэтому тренеры должны придер-
Глава 5
живаться единого подхода и единой системы регистрации и классификации данных, тем более что им придется рассмотреть множество инцидентов, чтобы составить ясную картину изучаемой работы.
Техника репертуарных решеток. Эта форма анализа похожа на технику критического инцидента тем, что исследует и сравнивает хорошее и плохое исполнение. Технику репертуарных решеток можно применять в различных целях. К ним относятся:
• определение объектов тренинга;
• оценка эффективности учебных курсов;
• изучение мнения руководства о функции тренинга;
• исследование рынка учебных продуктов и услуг.
В основу техники положена система изучения так называемых индивидуально-личностных конструктов, или способов мировосприятия. Техника репертуарных решеток представляет собой метод выявления этих конструктов. Как и в технике критического инцидента, главным средством получения информации, необходимой для построения решетки, служит интервью. Однако в данном случае интервью должно быть гораздо более структурированным, и интервьюеры должны иметь хорошую подготовку, чтобы избежать предвзятости при истолковании полученных ответов. Эта техника особенно полезна при исследовании межличностных взаимодействий и, в отличие от других аналитических методик, позволяет получить большое количество информации от небольшого числа людей.
|
Участников просят подумать о тех или иных аспектах работы, именуемых элементами. При выборе элементов следует руководствоваться прежде всего целью исследования или проекта. Однако кроме этого общего критерия при выборе конкретных элементов необходимо учесть следующие требования.
• Используя в качестве элементов предметы, события, людей и действия, старайтесь сделать их как можно более дискретными.
• Не смешивайте элементы разных классов; предметы, события, люди и действия должны быть представлены по отдельности.
• Нельзя представлять элемент как часть или субэлемент другого элемента; например, чай — это один элемент, а дарджилинг1 — другой.
1 Сорт чая. — Примеч. перев.
Виды анализа для тренинга
121
• Избегайте элементов, которые несут в себе или допускают оценочное истолкование (например, «заинтересованность», «самоконтроль» и т. п.).
• Избегайте абстрактных понятий (например, «прекрасный начальник»).
Для руководителя отдела тренинга в качестве элементов могут выступать подотчетные ему тренеры или инструкторы. Исследовать природу хорошего и плохого исполнения инструктора можно с помощью следующих процедур.
|
• Напишите на карточках имена всех инструкторов и разделите карточки на две стопки. В одной стопке должны быть карточки с именами тех, кто хорошо справляется со своей работой, в другой — имена тех, чья работа оставляет желать лучшего.
• Возьмите две карточки из «хорошей» стопки и одну из «плохой». Сначала сравните между собой «хороших» инструкторов, чтобы выявить общие черты хорошего исполнения. Затем сравните их исполнение с «плохим» исполнением, стараясь выявить различия между первым и последним.
• После установления различий переходите к следующей стадии исследования, называемой «ладдеринг»1. Она подразумевает детальный опрос тренеров и инструкторов с целью выявления тех форм поведения, которые, по их мнению, являются существенными для данной работы. Это поможет определить ключевые поведенческие проявления, способствующие хорошему исполнению. Данная стадия чрезвычайно важна, ибо позволяет уйти от расплывчатых заявлений, не имеющих практической ценности.
Зондирующий опрос может строиться по следующей схеме.
Предположим, вы обнаружили, что одно из различий между хорошим и плохим исполнением связано со способностью инструктора решать проблемы, возникающие при обучении конкретных учеников. Получив подобный ответ, вы можете задать серию уточняющих вопросов, например: как вы определите, что они хорошо справляются с такого рода проблемами? Применяют ли они такой же подход при решении других проблем? и т. д.
• Положите выбранные карточки в соответствующие стопки и по
вторите процедуру. Неважно, если какие-то имена попадутся вам
дважды.
1 От англ. ladder — лестница. - Примеч. перев.
122
Глава 5
Выявленные различия между сильными и слабыми исполнителями могут быть предметом обсуждения с менеджером по обучению, что поможет понять, каким образом и почему они возникли.