Понятие конкурентоспособности товаров
Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она складывается из таких показателей как качество товара, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.
Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах.
|
Качество продукции - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара. Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление).
К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности товара, относятся:
· ценовые показатели;
· показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
· показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
· показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.[4]
Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимых товаров на рынке и, значит, предпочтительнее позиции его изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.
|
Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок продукции и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.
Также напрямую влияет на конкурентоспособность товаров принимаемые на себя изготовителем гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
Организационные условия приобретения и использования продукции потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей ее конкурентоспособности. К ним относятся:
· обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
· доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
|
· расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. [4]
Конкурентоспособность товара, кроме вышеперечисленных показателей, можно охарактеризовать также и экономической составляющей, которая включает в себя выгодность или невыгодность приобретения данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию:
· количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии приобретенным товаром;
· расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями;
· количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара;
· расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.[4]
Одно из первых мест в определении уровня конкурентоспособности товара занимают вопросы имиджа и престижа как фирмы, производящей данный товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребителям. Показателями престижной фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака, доля в общем объеме продаж и т.д.
Важным фактором конкурентоспособности товара является его новизна, поэтому разработка новых товаров всегда актуальна. Каждая фирма производитель должна уметь создавать новые товары. Также нужно уметь управлять их производством с учетом меняющихся вкусов, перемен в технологии и в состоянии конкуренции.
Методы обеспечения конкурентоспособности товаров
Существует несколько методов и стратегий для обеспечения конкурентоспособности товаров. В начале 70-х годов японские ученые разработали метод, известный как «применение систем качества», включающий четыре этапа:
1. проектирование изделия на основе результатов анализа рыночной ситуации и выявления количественных значений основных характеристик нового изделия;
2. проектирование детали осуществляется с помощью матрицы тестирования качества, которая позволяет выявить параметры деталей, предопределяющих качество изделия в целом;
3. проектирование технологического процесса предусматривает определение практических этапов и разработку режимов технологии, обеспечивающих достижение заданного качества изделия;
4. проектирование производственного процесса и разработка должностных инструкций, выполнение которых обеспечивает поддержание высокой технологической дисциплины.
Другой вариант данного метода предусматривает параллельное выполнение операций: разработка качественных показателей, его узлов и деталей с учетом требований потребителей; разработка технологии, обеспечивающей изготовление изделий с требуемыми качественными параметрами; стоимостной анализ, включающий разработку мероприятий, по снижению издержек; анализ надежности, позволяющий на основе обработки данных об отказах в процессе эксплуатации вносить соответствующие изменения в конструкцию и технологию производства изделия.
Европейскими исследователями конкурентоспособности в основу положен «метод профилей». Суть этого метода такова:
1. выявление требований потребителя к товару, т.е. установление рынка изучаемого товара и анализ его особенностей, в том числе определение соответствия предлагаемых на нем товаров представлениям покупателей об идеальном товаре;
2. установление ранжира параметров в зависимости от их значимости для покупателя, т.е. определение параметров, которыми должен обладать новый товар, чтобы при реализации обеспечивался максимальный доход;
3. изменений технико-экономических параметров данного изделия и сравнение его с конкурирующими, т.е. анализ деятельности подразделения, осуществляемого реализацию в сравнении с деятельностью аналогичных подразделений предприятий-конкурентов.[4]
Оценка конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара является мерой прибыли предприятий-производителей или исполнителей, так как увеличение конкурентоспособности обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации.
Оценка конкурентоспособности товаров — совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.
В зависимости от целей оценки может быть определена прогнозируемая или реальная конкурентоспособность.
Прогнозируемая конкурентоспособность — ожидаемая способность товаров удовлетворять потребности.
Реальная конкурентоспособность — фактическая способность товаров удовлетворять потребности.
Определение комплексного показателя конкурентоспособности по методике Долинской М.Г. и Соловьевой И.Н., согласно которой, расчет конкурентоспособности осуществляется через несколько последовательных операций. Определение единичных показателей конкурентоспособности (q) как отношение величины 1-го параметра для анализируемого товара (Р) к величине 1-го параметра базового образца (Рi0).[2]
qi = Pi/ Рi0 * 100%,
qi = Рi0/ Pi * 100%
Из формул выбирается та, согласно которой рост показателя соответствует улучшению параметра показателей. Далее рассчитывают групповые показатели (индексы) конкурентоспособности (Imn), которые характеризуют соответствие товара потребности в нем.
Imn = ∑ ai*qi, где
ai - вес параметра в общем наборе;
qi - единичный показатель по i-му техническому параметру;
Imn- групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
Расчет уровня конкурентоспособности (К) с помощью групповых показателей по одной группе параметров:
К = Imn1 * Imn2, где
Imn1, Imn2 - показатели конкурентоспособности для первого и второго товаров-конкурентов.
Определение интегрального показателя конкурентоспособности (К) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:
К = Imn/С, где
С - групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
Цп = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10+С11, где
Ц1 - цена рынка;
Р2 - расходы на транспортировку;
С3 - стоимость установки;
С4 - стоимость хранения;
С5 - стоимость технической информации и прочей документации;
P6 - расходы по обслуживанию изделия;
Р7 - расходы на топливо и электроэнергию;
P8 - расходы на ремонт;
О9 - оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 - стоимость страхования; С11 - стоимость утилизации.
Расчет показателя конкурентоспособности (К):
К = (Q+C)/ Цп, где
Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
Таким образом, рассмотрев понятие конкурентоспособность товаров, можно сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.
3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
знание поведения и возможностей конкурентов;
знание состояния и тенденций развития рынка;
знание окружающей среды и ее тенденций;
умение создать такой товар и так довести его до потребителя,
чтобы потребитель предпочел его товару конкурента
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
· Качество продукции и услуг;
· Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
· Уровень квалификации персонала и менеджмента;
· Технологический уровень производства;
· Налоговая среда, в которой действует предприятие;
· Доступность источников финансирования.
Чтобы определить первоочередные меры по реформированию промышленности, следует определить причины потери конкурентоспособности российскими предприятиями.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели понятия конкурентоспособность предприятия и товара и выполнили задачи, которые были поставлены перед нами.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность - это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товаров предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.
Экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность менеджмента предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.
Список используемой литературы:
1. Зайцев Л.Н., «Экономика организации», учебник, М., 2004
2. Иванова Е.А., Оценка конкурентоспособности предприятия: Учебное пособие Высшее образование, М., 2008
3. Субботина Т., «Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности», журнал «Вопросы экономики», №2, 2006
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент, учебник, М., Дело,2007
5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации, Маркет ДС, 2008