Конкурентоспособности предприятий и товаров




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

 

 

КАФЕДРА:

Экономики и менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу маркетинг на тему:

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТОВАРОВ

 

 

КОНСУЛЬТАНТ: к.т.н.,

доц. Сорокин И.В.

 

ВЫПОЛНИЛ:

студентка гр.

 

МОСКВА 2009 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Актуальность проблемы конкурентоспособности предприятий и товаров...5

2. Конкурентоспособность предприятий………………………………………..8

3. Конкурентоспособность товаров…………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...26

 

Введение

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на сегодняшний день едва ли не главное в ряду основных направлений, поскольку решение данной проблемы является основным критерием эффективности производства, результативности деятельности системы управления различных уровней.

Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. Располагая в недалеком прошлом мощным научно-техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, Россия имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности.

Объектом исследования данной работы является понятие конкурентоспособность предприятия и товара.

Цель курсовой работы - раскрыть актуальность проблемы конкурентоспособности предприятий и товаров, изучить факторы и резервы конкурентоспособности предприятия, рассмотреть оценку конкурентоспособности предприятия и товара, методы и стратегии для обеспечения конкурентоспособности товаров.

 

 

Актуальность проблемы

конкурентоспособности предприятий и товаров

Как показывает практика, экономика России в данный момент имеет весьма низкий уровень конкурентоспособности. Переход к рыночным отношениям характеризовался глубоким экономическим спадом производства, который обусловил катастрофическое падение конкурентоспособности экономики России на мировом рынке. Поскольку конкурентоспособность экономики России – это суммарная конкурентоспособность ее предприятий, фирм, организаций, соответственно одним из путей выхода из состояния спада может быть стимулирование роста конкурентоспособности на уровне предприятия. Огромное значение решению этой проблемы должно уделяться на предприятиях, работающих в реальном секторе экономики, т.е. промышленных предприятиях, от уровня развития которых во многом зависит решение задач повышения уровня и качества жизни населения России.

В настоящий период особенно тяжелые условия сложились в сфере промышленного производства. Нарушение кооперированных поставок, возникновение дефицита сырья и материалов, а для отдельных регионов – электроэнергии и топлива, повышение требований к качеству, проблемы с реализацией готовой продукции привели к серьезным осложнениям в хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

Нормальная хозяйственная деятельность промышленных организаций и предприятий стала зависеть от возможности обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, технического оснащения производства, конкурентоспособности продукции и эффективности завершенных НИОКР, технические проекты, которые превратились в товар. Особенно неблагополучная ситуация складывается в тех отраслях промышленности, где используется большая номенклатура изделий с частой сменой выпускаемой продукции и при увеличении объема импортных поставок аналогичной.

Переход к рыночным отношениям и усиленный приток на российский рынок зарубежных товаров выявил узость отечественного ассортимента промышленной продукции, неэффективность используемых технологий, а также ряд проблем, связанных с качеством и безопасностью выпускаемой продукции.

Таким образом, проблема насыщения отечественного рынка высококачественной и доступной по цене российской продукцией является одной из основных и непосредственно связана с необходимостью повышения технико-экономического уровня производства промышленных предприятий.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые российскими промышленными предприятиями в последние годы (внедрение высокопроизводительного и экологически безопасного оборудования, новых технологических процессов), темпы прогрессивных технико-экономических сдвигов уступают потенциально возможным. Практически повсеместно используются традиционные (иногда даже устаревшие) технологии, приводящие к накоплению значительного количества малоиспользуемых отходов от переработки различного сырья. Это не только отрицательно влияет на эффективность производственной деятельности промышленных предприятий и их конкурентоспособность, но и создает экологические проблемы.

Таким образом, актуальность проблемы создания конкурентоспособного предприятия и товара, в условиях рыночных отношений для успешного развития многономенклатурного промышленного производства, не вызывает сомнения.

Высококачественная продукция способствует росту спроса и увеличению объема реализации, что при прочих равных условиях обеспечивает эффективность производства.

Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.

2. Конкурентоспособность предприятий

Понятие конкурентоспособности предприятия

Понятие конкурентоспособности является базовым для любого предприятия и рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах – на уровне предприятия в целом, на уровне производства и на уровне продукции. Конкурентоспособность является комплексным системным свойством, по-разному проявляющимся на каждом из уровней.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия сохранять устойчивое положение на рынке товаров, услуг и.т.п. Является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики.

Конкурентоспособность производственного комплекса или отдельных его видов является интегральной мерой общего потенциала производственной системы предприятия, характеризующей ее во всех основных срезах – научно-техническом, финансово-экономическом, кадровом, производственно-технологическом.

Обеспечение привлекательности инвесторов и доверия в сфере производства продукции предприятия возможно только при наличии конкурентоспособного производственного комплекса, или отдельных его видов, инвестиции в которые - способы качественно повысить параметры сферы бизнеса, общий и инновационный потенциал предприятия.

Отдельного внимания заслуживает оценка влияния издержек производственного комплекса, длительности цикла строительства, обеспечения качества промышленной продукции и других факторов на конкурентоспособность производственного комплекса или отдельных его видов. Не исключена возможность достижения конкурентоспособного уровня только отдельных видов производств, исходя из специфических условий предприятия.

Факторы и резервы конкурентоспособности предприятия

Можно выделить следующие факторы конкурентоспособности предприятия, увязанные с производством продукции и определяющие конкурентные преимущества предприятия:

· Количество, квалификация и стоимость рабочей силы (человеческие ресурсы).

· Количество, качество, доступность и стоимость участков воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, климатические условия, географическое положение страны (физические ресурсы).

· Сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг (ресурс знаний).

· Количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как не обеспечение задолженности, обеспеченный долг, акции и.т.д. У каждой из форм свои условия функционирования (денежные ресурсы).

· Тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги и.т.д. (инфраструктура).[5]

Опыт промышленно развитых стран показывает, что на макроуровне меры по совершенствованию перечисленных выше факторов не всегда объективны, а возможность учесть их на уровне предприятия весьма проблематична.

По отношению к предприятию факторы конкурентоспособности можно классифицировать как внешние и внутренние.

К внешним факторам следует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироваться товаропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. Это:

· экономические и административно-хозяйственные факторы со стороны государства;

· основные характеристики действующих рынков, где реализуется продукция (сегментация, емкость, возможности соперников и.т.д.);

· деятельность политических партий, общественных и негосударственных организаций.

Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:

· маркетинг;

· научный, технологический, финансово-экономический, кадровый потенциалы;

· эффективность рекламы;

· материально-техническое обеспечение;

· сервисное обслуживание.[5]

Внутренние и внешние факторы – это средство и способ использования резервов конкурентоспособности предприятия.

Резервы конкурентоспособности – это специфические потенциальные возможности предприятия (планируемые запасы товарно-материальных ценностей, возможности совершенствования технологических процессов и обеспечения их гибкости, улучшение использования основных производственных и оборотных средств). Эта проблема характеризуется доктором экономических наук Н.С. Яшиным как не использование возможностей, связанных с одной стороны, с особенностями отдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, с факторами внешней среды.

Такой подход позволил классифицировать резервы конкурентоспособности по следующим пяти основным группам.

Первая группа. Резервы использования налоговых льгот:

 

· выбор целевого рынка и его сегмента;

· определение условий деятельности на целевом рынке с учетом налогового законодательства.

Вторая группа. Резервы использования организационного потенциала предприятия:

· повышение эффективности рекламы;

· использование научно-технического потенциала предприятия;

· повышение уровня патентной работы;

· обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

· изменение качества изделий и его технико-экономических параметров в соответствии требованиям потребителя и его конкурентных запросов, повышение внимания к надежности продукции;

· выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, учет этих результатов на своем предприятии;

· изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке; разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

· определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик (долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение внешнего оформления);

· нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой;

· обеспечение сертификации продукции и систем управления;

· улучшение производственного обслуживания продукции;

· развитие сервисного обслуживания;

· повышение эффективности гарантийного обслуживания;

· использование маркетингового потенциала предприятия.

Третья группа. Резервы использования производственного и технологического потенциала предприятия:

· улучшение использования основных фондов;

· эффективное использование производственных площадей;

· повышение сменности работы оборудования;

· улучшение использования инструментов и приспособлений;

· ускоренное обновление структуры основных фондов;

· совершенствование технологий производства;

· улучшение технологической преемственности;

· интенсификация технологических процессов;

· сокращение временных затрат на технологическую подготовку производства;

· улучшение материально-технического обеспечения;

· повышение качества монтажных и пусконаладочных работ;

· повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

· повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа. Резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия:

· повышение финансовой устойчивости предприятия;

· улучшение использования собственного капитала;

· повышение эффективности использования заемного капитала;

· усиление инвестиционной привлекательности предприятия;

· использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе применяемых фирмами конкурентами (спад цены, сроков и объемов гарантий и.т.д.).

Пятая группа. Резервы использования кадрового потенциала:

· сокращение потерь рабочего времени;

· повышение квалификации кадров;

· развитие творческой активности кадров.[5]

Все резервы предприятия тесно взаимосвязаны. При этом каждая группа имеет свои особенности. Анализ конкурентоспособности предприятия осуществляется с помощью информационной модели.

Оценка конкурентоспособности предприятия

Анализ уровня конкурентоспособности предприятия обеспечит его реальную оценку только в том случае, если он связан с показателями хозяйственной устойчивости предприятия.

Оценка спроса α на основе сопоставления стоимости нереализованной продукции (Цнр) и общей стоимости, поставляемой на товарный рынок продукции (Цпост) определяется как отношение:

α = Цнрпост

Падение спроса будет наблюдаться при росте доли остатков продукции (αост) на товарном рынке.

Показатель αсб – отношение стоимости расходов по сбыту продукции (Зсбыт) к одной стоимости поставки продукции на товарный рынок (Цпост):

αсб = Зсб/ Цпост

Снижение αсб ведет к росту прибыли.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.

По методике оценки конкурентоспособности предприятия предложение ученого Фатхутдинова заключается в следующем:

-уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

-отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации, исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

-отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;

-прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.

По мнению ученого Фатхутдинова, конкурентоспособность предприятия(Кпред) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

К пред = ∑ ai bi * Кi j → 1, где

ai удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы;

bi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран значимость рынка, по мнению ученого Фатхутдинова, рекомендуется принимать равной 1, для остальных стран – 0,7; для внутреннего рынка – 0,5;

Кi j – конкурентоспособность i – го товара наj –м рынке. [5]

Таким образом, рассмотрев понятие конкурентоспособность предприятия, изучив факторы и резервы конкурентоспособности предприятия и проанализировав литературные источники и методические разра­ботки, посвященные вопросам оценки конкурентоспособности, пришли к выводу, что наиболее слабым звеном в оценке кон­курентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения ос­новных показателей его хозяйственной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: