Содержание. В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами), зрелищем звездного неба — восход и заход солнца, луны, смена фаз луны, места нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года: с водой — изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением, направлением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза — гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос); с растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы)—частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими зверями, наиболее распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов и связь их с особенностями передвижения, питания, защита от врагов, место обитания животных, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана); с трудом по выращиванию растений и уходу за животными.
Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и др.), с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, где они получают необходимые условия жизни.
Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными (посев семян, посадка черенков, высадка рассады, поливка, рыхление, прополка, кормление рыб, кроликов, кур и других мелких животных) и навыки бережного отношения к природе.
Структура. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена к о н ц е н т р и ч е.с к и: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.
Пример. Дерево — объект изучения веек групп. От самых маленьких детей требуют умения выделить его среди других предметов и показать. Детей младших групп знакомят с признаками дерева — листьями, их цветом и величиной. В средней группе дошкольники узнают о расположении частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках — листья), их учат различать лиственное дерево и хвойное. В старших группах дети устанавливают связь между похолоданием, изменением окраски листьев и опаданием их или потеплением и появлением листьев из почек. В подготовительной к школе группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек, получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.
С небесными светилами (солнцем, луной, звездами) дети знакомятся на протяжении всего пребывания в детском саду.
На третьем году жизни дети учатся выделять объекты в пространстве («это солнце»), получают представление, что «солнце светит». Во второй младшей группе детей подводят к установлению простейшей связи менаду солнцем и температурой воздуха («Солнце греет — тепло, жарко»).
В средней группе дети наблюдают зимой восход и заход солнца, устанавливают простейшие связи между солнцем и изменением состояния воды («Светит солнце — лужи высохли»).
В старших группах дети наблюдают за изменением фаз луны («Луна бывает круглой, половинкой круга, серпом»), за движением солнца в течение дня круглый год, связывая это с продолжительностью дня.
В подготовительной к школе группе детей подводят к установлению связей между высотой стояния солнца и температурой воздуха, продолжительностью дня в разное время года.
Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года.
Материал расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.
Огромное значение в формировании представлений и понятий имеет слово. Обогащение словаря детей и овладение родным языком совершается в неразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен.
В «Программе воспитания в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь между программным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в быту. Так, например, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, во время игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в повседневной деятельности — в игре, труде, наблюдениях.
Образовательный материал реализуется во всех видах деятельности детей. Особенности проведения работы заключаются в формах организации познавательных процессов детей и методах руководства ею.
Планирование работы. Для осуществления образовательно-воспитательной задачи в детском саду заранее намечается план — система мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность, сроки выполнения работы.
При составлении планов определяются задачи и отбирается материал на определенный отрезок времени (квартал, месяц, две недели) на основе «Программы воспитания в детском саду» и с учетом имеющихся у детей знаний, природы местного края.
Всю работу по ознакомлению детей с природой надо вести в той последовательности, в какой возникают изучаемые ими явления. Поэтому, для того чтобы составить календарный план работы, нужно определить, какие явления природы и когда следует показать детям. Для этого надо знать сроки наступления разных сезонных явлений в своей местности и сроки проведения сельскохозяйственных работ, а также природное окружение детского сада (наличие парка, сквера, близость леса, поля и т. д.), имеющихся там растений и животных.