Характеристика Программы




Содержание. В детском саду дошкольников знакомят с предме­тами и явлениями неживой природы: с небесными светила­ми (солнцем, луной, звездами), зрелищем звездного неба — вос­ход и заход солнца, луны, смена фаз луны, места нахождения солн­ца утром, в полдень, вечером в разное время года: с водой — из­менением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением, направлением и силой ветра; с электрическими и све­товыми явлениями (гроза — гром, молния, радуга, фор­ма и расположение цветных полос); с растениями своего зе­мельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы)—частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими зверями, наиболее распространенными в данной местности (внеш­ний вид, строение отдельных органов и связь их с особенностями передвижения, питания, защита от врагов, место обитания жи­вотных, изменение их жизни в разное время года, забота о живот­ных и их охрана); с трудом по выращиванию растений и уходу за животными.

Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, во­доемах и др.), с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, где они получают необходимые условия жизни.

Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными (посев семян, посадка черенков, высадка рассады, поливка, рыхление, прополка, кормление рыб, кроликов, кур и других мелких животных) и на­выки бережного отношения к природе.

Структура. Учитывая возрастные особенности детей, програм­ма ознакомления с природой составлена к о н ц е н т р и ч е.с к и: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

Пример. Дерево — объект изучения веек групп. От самых маленьких де­тей требуют умения выделить его среди других предметов и показать. Детей младших групп знакомят с признаками дерева — листьями, их цветом и вели­чиной. В средней группе дошкольники узнают о расположении частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках — листья), их учат различать лиственное дерево и хвойное. В старших группах дети устанавливают связь между похолоданием, изменением окраски листьев и опаданием их или потеплением и появлением листьев из почек. В подготовительной к школе группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек, получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.

С небесными светилами (солнцем, луной, звездами) дети знакомятся на протяжении всего пребывания в детском саду.

На третьем году жизни дети учатся выделять объекты в пространстве («это солнце»), получают представление, что «солнце светит». Во второй младшей группе детей подводят к установлению простейшей связи менаду солнцем и температурой воздуха («Солнце греет — тепло, жарко»).

В средней группе дети наблюдают зимой восход и заход солнца, устанав­ливают простейшие связи между солнцем и изменением состояния воды («Светит солнце — лужи высохли»).

В старших группах дети наблюдают за изменением фаз луны («Луна бы­вает круглой, половинкой круга, серпом»), за движением солнца в течение дня круглый год, связывая это с продолжительностью дня.

В подготовительной к школе группе детей подводят к установлению связей между высотой стояния солнца и температурой воздуха, продолжительностью дня в разное время года.

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в та­кой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года.

Материал расположен по кварталам, соответствующим опреде­ленному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яр­кие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.

Огромное значение в формировании представлений и понятий имеет слово. Обогащение словаря детей и овладение родным язы­ком совершается в неразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен.

В «Программе воспитания в детском саду» материал ознаком­ления с природой распределен по видам деятельности детей. Осу­ществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогул­ках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и ухо­ду за животными. Существует тесная связь между программным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в бы­ту. Так, например, накопленные представления во время наблю­дений на прогулках, во время игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на заня­тиях, дети применяют в повседневной деятельности — в игре, тру­де, наблюдениях.

Образовательный материал реализуется во всех видах дея­тельности детей. Особенности проведения работы заключаются в формах организации познавательных процессов детей и методах руководства ею.

Планирование работы. Для осуществления образовательно-вос­питательной задачи в детском саду заранее намечается план — система мероприятий, предусматривающих порядок, последова­тельность, сроки выполнения работы.

При составлении планов определяются задачи и отбирается материал на определенный отрезок времени (квартал, месяц, две недели) на основе «Программы воспитания в детском саду» и с учетом имеющихся у детей знаний, природы местного края.

Всю работу по ознакомлению детей с природой надо вести в той последовательности, в какой возникают изучаемые ими явле­ния. Поэтому, для того чтобы составить календарный план работы, нужно определить, какие явления природы и когда следует пока­зать детям. Для этого надо знать сроки наступления разных се­зонных явлений в своей местности и сроки проведения сельскохо­зяйственных работ, а также природное окружение детского сада (наличие парка, сквера, близость леса, поля и т. д.), имеющихся там растений и животных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: