Виды анализа для тренинга





 

135


Характер критериев, выбранных на каждой стадии, будет разным. Приведем примеры возможных критериев. Знания. Насколько хорошо ученики:

• удерживают/запоминают факты и процедуры?

• распознают и выбирают адекватные процедуры?

• демонстрируют аналитические способности и понимание понятий и закономерностей?

Умения. Насколько эффективно ученики:

• применяют понятия и закономерности при решении задач, напри­мер при арифметических подсчетах?

• выполняют простые процедуры, например соблюдают установлен­ную последовательность действий в условиях лимита времени?

• выполняют физически сложные действия, и насколько их исполне­ние соответствует стандартам количества и качества (см. ниже)?

• ведут себя в ситуациях межличностного и внутригруппового об­щения; демонстрируют ли они навыки социального взаимодей­ствия?

Установки. В какой мере действия, поведение и провозглашаемые намерения учеников позволяют говорить об изменении или транс­формации их установок?

Под «установкой» понимается предрасположенность или тенден­ция поведения в отношении некоего объекта (например, определен­ного класса людей), основанная на мыслях и чувствах субъекта по отношению к данному объекту.

Количественные критерии. Насколько хорошим является испол­нение учеников с точки зрения:

• количества произведенных за определенное время единиц?

• количества проданных за определенное время единиц?

• количества выполненных за определенный промежуток времени заданий?

• оборота?

• издержек исполнения и времени, затраченного на производство продукта?

• коэффициента ошибок?

• эффективности затрат?

• количества привлеченных клиентов?



Глава 5


Качественные критерии. Насколько хорошим является исполне­ние учеников с точки зрения:

• соответствия продукта или услуги техническим требованиям и допустимого отклонения от стандарта?

• удовлетворения потребностей клиента (снижение жалоб и рост положительных отзывов)?

• демонстрации определенных типов поведения или следования определенным процедурам?

Несомненно, некоторые из этих критериев более тесно связаны с конкретными рабочими заданиями, другие — со знаниями, умения­ми и установками, необходимыми для выполнения заданий на долж­ном уровне. Поэтому по мере подготовки и проведения тренинга тре­нер будет использовать разные критерии. Однако критерии всегда должны быть согласованы друг с другом и прямо или косвенно при­вязаны к заданию/элементам задания и знаниям, умениям и установ­кам, перечисленным в квалификационной характеристике.

Установление четких связей между различными стадиями тре­нинговой последовательности — дело трудное, но чрезвычайно важ­ное; только таким образом систематичный подход к тренингу, за ко­торый ратуют авторы данной книги, может завоевать доверие органи­заций. Взаимосвязь между работой/заданием и стадиями выработки критериев показана на рис. 5.15.

Итак, выбор критериев должен производиться с учетом объекта тренинга и конкретного момента в тренинговом цикле. Если, напри­мер, объектом тренинга является продажа определенного изделия или услуги, одним из кратко- и среднесрочных критериев может быть количество проданного продукта за определенный период времени (месяц/ три месяца/ шесть месяцев). Критерии, используемые во время и непосредственно по окончании тренинга, могут охватывать знание и понимание продукта, навыки составления писем, навыки продаж и навыки ведения переговоров.

Кроме выбора или разработки критериев, применимых на разных стадиях тренинговой последовательности, тренеру также следует ре­шить, каких минимальных стандартов исполнения должны достичь ученики. Выработка стандартов должна производиться совместно с клиентом; участие последнего особенно необходимо, когда речь идет об оценке исполнения ученика непосредственно по окончании тре­нинга и в кратко- и среднесрочной перспективе.


Виды анализа для тренинга



 


 

Работа/Задания (знания, умения, установки)

На рабочем месте: в средне-и долгосрочной перспективе

До тренинга

На рабочем месте: в кратко-и среднесрочной перспективе

Во время тренинга

Сразу по окончании тренинга

 


Рис. 5.15. Связи между квалификационной характеристикой и стадиями разработки критериев

При разработке критериев и стандартов тренеру нужно держать в уме следующие моменты.

Абсолютные и усредненные нормативы. Абсолютные нормативы позволяют оценить исполнение учеников в абсолютном выражении. Степень компетентности ученика на различных стадиях тренинга оценивается по тому, насколько его исполнение соответствует абсо­лютным критериям и стандартам. При использовании усредненных нормативов за стандарт исполнения принимается средний показатель исполнения всех учеников, — такая практика используется, напри­мер, при оглашении результатов государственных экзаменов. Ясно, что применение подобных критериев и стандартов дает весьма огра­ниченное представление о степени компетентности ученика и степе­ни его соответствия требованиям квалификационной характеристи­ки. Это можно проиллюстрировать следующим примером.



Глава 5


Что с того, что вы знаете, что Джордж хуже управляет токарным стан­ком, чем Фрэнк? Это знание мало поможет в разработке программы раз­вития для Джорджа. Гораздо полезнее оценить работу Джорджа по неко­ему абсолютному критерию, например выяснить, насколько его исполне­ние отклоняется от стандарта.

Очевидно, что в деле тренинга следует отдавать предпочтение аб­солютным критериям.

Объективные и субъективные критерии. Объективные критерии обычно выражены в цифрах, например показатели продаж, производи­тельность и т. п. Субъективные критерии — это мнения и суждения асессора об уровне знаний и умений ученика. На первый взгляд кажет­ся, что объективные критерии предпочтительнее субъективных, так как исключают возможность предвзятого толкования фактов. Однако релевантность и ценность критерия зависят от того, с какой целью он вводится на определенной стадии тренингового цикла. Во многих слу­чаях невозможно обойтись без структурированных субъективных оце­нок, например, когда требуется оценить, насколько хорошо овладел стажер навыками ведения переговоров или интервьюирования.

Моделирование и реальные ситуации. Если тренинг проводится не на рабочем месте, а в моделируемых условиях, тренеру приходится применять иные критерии и стандарты. Так, например, обучение сол­дат владению стрелковым оружием в условиях, имитирующих бое­вые, не будет использовать в качестве критерия, по понятным причи­нам, меткость в стрельбе по другим ученикам или «добровольцам», поскольку следствием такого рода попадания в цель может стать уве­чье или смерть. Точно так же при подготовке пилотов критерием оценки на начальных стадиях обучения будет не реальное приземле­ние, а показания специального индикатора на панели тренажера, по которым можно судить о качестве приземления.

Но даже при использовании тех же критериев, какие применяют­ся в реальных рабочих условиях (например, количество произведен­ных продуктов), для учеников, как правило, устанавливаются более низкие стандарты исполнения. Очевидно, что к концу тренинга уче­ник вряд ли сможет выйти на тот уровень исполнения, которого он достигнет через некоторое время, когда приобретет опыт и навыки.

Оценка критериев

Помимо установления стандартов применительно к каждому крите­рию тренер должен убедиться в адекватности выбранных критериев.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: