135
Характер критериев, выбранных на каждой стадии, будет разным. Приведем примеры возможных критериев. Знания. Насколько хорошо ученики:
• удерживают/запоминают факты и процедуры?
• распознают и выбирают адекватные процедуры?
• демонстрируют аналитические способности и понимание понятий и закономерностей?
Умения. Насколько эффективно ученики:
• применяют понятия и закономерности при решении задач, например при арифметических подсчетах?
• выполняют простые процедуры, например соблюдают установленную последовательность действий в условиях лимита времени?
• выполняют физически сложные действия, и насколько их исполнение соответствует стандартам количества и качества (см. ниже)?
• ведут себя в ситуациях межличностного и внутригруппового общения; демонстрируют ли они навыки социального взаимодействия?
Установки. В какой мере действия, поведение и провозглашаемые намерения учеников позволяют говорить об изменении или трансформации их установок?
Под «установкой» понимается предрасположенность или тенденция поведения в отношении некоего объекта (например, определенного класса людей), основанная на мыслях и чувствах субъекта по отношению к данному объекту.
Количественные критерии. Насколько хорошим является исполнение учеников с точки зрения:
• количества произведенных за определенное время единиц?
• количества проданных за определенное время единиц?
• количества выполненных за определенный промежуток времени заданий?
• оборота?
• издержек исполнения и времени, затраченного на производство продукта?
• коэффициента ошибок?
• эффективности затрат?
• количества привлеченных клиентов?
Глава 5
Качественные критерии. Насколько хорошим является исполнение учеников с точки зрения:
• соответствия продукта или услуги техническим требованиям и допустимого отклонения от стандарта?
• удовлетворения потребностей клиента (снижение жалоб и рост положительных отзывов)?
• демонстрации определенных типов поведения или следования определенным процедурам?
Несомненно, некоторые из этих критериев более тесно связаны с конкретными рабочими заданиями, другие — со знаниями, умениями и установками, необходимыми для выполнения заданий на должном уровне. Поэтому по мере подготовки и проведения тренинга тренер будет использовать разные критерии. Однако критерии всегда должны быть согласованы друг с другом и прямо или косвенно привязаны к заданию/элементам задания и знаниям, умениям и установкам, перечисленным в квалификационной характеристике.
Установление четких связей между различными стадиями тренинговой последовательности — дело трудное, но чрезвычайно важное; только таким образом систематичный подход к тренингу, за который ратуют авторы данной книги, может завоевать доверие организаций. Взаимосвязь между работой/заданием и стадиями выработки критериев показана на рис. 5.15.
Итак, выбор критериев должен производиться с учетом объекта тренинга и конкретного момента в тренинговом цикле. Если, например, объектом тренинга является продажа определенного изделия или услуги, одним из кратко- и среднесрочных критериев может быть количество проданного продукта за определенный период времени (месяц/ три месяца/ шесть месяцев). Критерии, используемые во время и непосредственно по окончании тренинга, могут охватывать знание и понимание продукта, навыки составления писем, навыки продаж и навыки ведения переговоров.
Кроме выбора или разработки критериев, применимых на разных стадиях тренинговой последовательности, тренеру также следует решить, каких минимальных стандартов исполнения должны достичь ученики. Выработка стандартов должна производиться совместно с клиентом; участие последнего особенно необходимо, когда речь идет об оценке исполнения ученика непосредственно по окончании тренинга и в кратко- и среднесрочной перспективе.
Виды анализа для тренинга
Работа/Задания (знания, умения, установки) |
На рабочем месте: в средне-и долгосрочной перспективе |
До тренинга |
На рабочем месте: в кратко-и среднесрочной перспективе |
Во время тренинга |
Сразу по окончании тренинга |
Рис. 5.15. Связи между квалификационной характеристикой и стадиями разработки критериев
При разработке критериев и стандартов тренеру нужно держать в уме следующие моменты.
Абсолютные и усредненные нормативы. Абсолютные нормативы позволяют оценить исполнение учеников в абсолютном выражении. Степень компетентности ученика на различных стадиях тренинга оценивается по тому, насколько его исполнение соответствует абсолютным критериям и стандартам. При использовании усредненных нормативов за стандарт исполнения принимается средний показатель исполнения всех учеников, — такая практика используется, например, при оглашении результатов государственных экзаменов. Ясно, что применение подобных критериев и стандартов дает весьма ограниченное представление о степени компетентности ученика и степени его соответствия требованиям квалификационной характеристики. Это можно проиллюстрировать следующим примером.
Глава 5
Что с того, что вы знаете, что Джордж хуже управляет токарным станком, чем Фрэнк? Это знание мало поможет в разработке программы развития для Джорджа. Гораздо полезнее оценить работу Джорджа по некоему абсолютному критерию, например выяснить, насколько его исполнение отклоняется от стандарта.
Очевидно, что в деле тренинга следует отдавать предпочтение абсолютным критериям.
Объективные и субъективные критерии. Объективные критерии обычно выражены в цифрах, например показатели продаж, производительность и т. п. Субъективные критерии — это мнения и суждения асессора об уровне знаний и умений ученика. На первый взгляд кажется, что объективные критерии предпочтительнее субъективных, так как исключают возможность предвзятого толкования фактов. Однако релевантность и ценность критерия зависят от того, с какой целью он вводится на определенной стадии тренингового цикла. Во многих случаях невозможно обойтись без структурированных субъективных оценок, например, когда требуется оценить, насколько хорошо овладел стажер навыками ведения переговоров или интервьюирования.
Моделирование и реальные ситуации. Если тренинг проводится не на рабочем месте, а в моделируемых условиях, тренеру приходится применять иные критерии и стандарты. Так, например, обучение солдат владению стрелковым оружием в условиях, имитирующих боевые, не будет использовать в качестве критерия, по понятным причинам, меткость в стрельбе по другим ученикам или «добровольцам», поскольку следствием такого рода попадания в цель может стать увечье или смерть. Точно так же при подготовке пилотов критерием оценки на начальных стадиях обучения будет не реальное приземление, а показания специального индикатора на панели тренажера, по которым можно судить о качестве приземления.
Но даже при использовании тех же критериев, какие применяются в реальных рабочих условиях (например, количество произведенных продуктов), для учеников, как правило, устанавливаются более низкие стандарты исполнения. Очевидно, что к концу тренинга ученик вряд ли сможет выйти на тот уровень исполнения, которого он достигнет через некоторое время, когда приобретет опыт и навыки.
Оценка критериев
Помимо установления стандартов применительно к каждому критерию тренер должен убедиться в адекватности выбранных критериев.