Средства: здесь, так же как и в спринтерском беге, используются специальные беговые упражнения для формирования техники бегового шага.
1. а) Бег с высоким подниманием колена (Рис. 11).
И. п. — стоя, узкая стойка ноги врозь.
- Оттолкнуться от опоры толчковой ногой вверх-вперед, одновременно поднять маховую ногу вверх, сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах.
- Разогнуть маховую ногу в коленном и тазобедренном суставах. Приземлиться на маховую ногу.
- Амортизационная фаза на маховой ноге.
б) Бег с захлестом голени назад для формирования умения расслаблять мышцы во время бега (Рис. 12).
И. п. — стоя, узкая стойка ноги врозь, расстояние 0,5 стопы.
- Оттолкнуться от опоры толчковой ногой вверх-вперед. В безопорной фазе маховая нога сгибается в коленном суставе и пяткой касается ягодицы, затем разгибается и прямой ставится на опору на переднюю подошвенную поверхность с загрузкой передней ее части. Длина шага 1 — 3 стопы.
- Амортизация стопой маховой ноги на опоре.
2. Прыжки с ноги на ногу (многоскоки) для формирования оптимальной длины шага (Рис. 13).
Методические приемы, многоскоки с маленького разбега. Упражнение сложное, но если делать его технично, то ощущение «попадания в себя» будет очень четкое, что поможет минимальными усилиями поддерживать чувство полета. Нужно внимательно следить за правильной работой рук. Не заваливаться вперед в стремлении увеличить скорость. И не спешить — дать себе «повисеть» в воздухе.
3. Семенящий бег для формирования техники движения стопы и техники отталкивания (Рис. 14).
4. Бег на прямых ногах для формирования умения проталкиваться в беге.
Основным упражнением будет являться сам бег на различных отрезках. Здесь необходимо научить занимающихся управлять скоростью бега и ее компонентами — длиной и частотой беговых шагов. Так же используются многие другие упражнения, способствующие формированию оптимального бегового шага.
|
Задача 3. Обучить технике бега по повороту.
Основная задача — научить занимающихся сохранять технику свободного бега в условиях действия центробежной силы. И чем выше скорость бега, тем больше будет ощущаться ее влияние.
Методические приемы: бег по кругу разного диаметра (от 40 до 20 м):
- бег по повороту по различным дорожкам начиная от крайней и заканчивая первой;
- вбегание в вираж и выбегание из виража также по всем дорожкам, начиная с крайней правой.
Необходимо обратить внимание занимающихся на то, что бег по виражу всегда выполняется с большей частотой шагов, чем по прямой, так как в условиях действия центробежной силы для сохранения свободного бега бегуну легче оперировать частотой.
Задача 4. Обучить технике бега с высокого старта и стартовому разгону.
Обучение начинают с демонстрации выполнения высокого старта. Следует акцентировать внимание занимающихся на правильном положении при выполнении команд «На старт!» и «Марш!» и на том, что правильное выполнение высокого старта способствует более быстрому началу бега. Для этого используются следующие методические приемы:
- принятие исходного положения высокого старта при старте по раздельным дорожкам и с общего старта. Необходимо сосредоточить внимание занимающихся на активном движении сзади стоящей ногой вперед без опускания и поднимания таза;
- выбегание 30—40 м с высокого старта под наклоном, который необходимо сохранять на первых 4—5 беговых шагах;
- выбегание с высокого старта «под падение». Стопы параллельны, туловище наклонено вперед. Продолжая наклонять туловище вперед, занимающийся начинает терять равновесие, в этот момент необходимо выполнить быстрый взмах руками в передне-заднем направлении и сделать быстрый шаг вперед. Длина шага может варьироваться отметкой;
- бег с высокого старта в парах по сигналу. Пары могут быть как равными по силам, так и нет; в таком случае дается установка убежать от соперника и догнать его;
- бег с высокого старта в большой группе, чтобы занять более выгодное положение для дальнейшего бега.
3адача 5. Обучить технике финиширования.
|
Ознакомление с техникой финиширования проводится в форме пояснений о способах пересечения финишного створа, демонстраций видеофрагментов финиша ведущих спортсменов, демонстраций характерных поз бегуна. Затем перейти к практическому обучению финиширования. Для этого используются: