ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Классификация судоремонтных предприятий
По объему, виду производства и численности работающих судоремонтные предприятия делятся на следующие группы, по мере уменьшения:
- судоремонтная верфь (СРВ), выполняющая все виды ремонта судов, располагающая необходимыми производственными, заготовительными и специализированными цехами, судоподъемными средствами (доки, слипы, склизы, эллинги), имеющая гидротехнические сооружения, необходимые для безопасной стоянки судов (причалы, волнорезы, береговые укрепления и т.д.) и, кроме того, имеющая в своем составе развитое корпусное производство, позволяющее осуществлять строительство судов;
- судоремонтный завод (СРЗ), выполняющий все виды ремонта судов, располагающий необходимыми цехами, судоподъемными средствами и гидротехническими сооружениями;
- судоремонтно-механический завод (СРМЗ) – предприятие судоремонтного профиля с широко развитым машиностроительным производством по изготовлению судового стандартного и нестандартного оборудования и запасных частей;
- судоремонтная мастерская (СРМ) – небольшое судоремонтное предприятие, специализирующееся на межрейсовом ремонте. СРМ могут иметь цеха и склады на берегу, а также быть плавучими, размещенными на специально построенных или переоборудованных судах;
- судоремонтные базы технического обслуживания (БТО) – небольшие судоремонтные предприятия, имеющие в своем составе кроме судоремонтного производства снабженческие и другие подразделения, предназначенные для подготовки судов к плаванию в период межрейсовой стоянки.
Организационная структура судоремонтных предприятий
Любое судоремонтное предприятие имеет свои особенности в организации и структуре управления, однако основные структурные подразделения идентичны. Наглядно организационная структура может быть представлена в виде схемы директората с подчинением его членам соответствующих структурных подразделений (рисунок 6.1).
Директор судоремонтного предприятия осуществляет общее руководство и отвечает за результаты всей деятельности предприятия. На него замыкаются все заместители, которые в рамках полномочий могут действовать самостоятельно.
Главный инженер – первый заместитель директора, осуществляет техническое руководство предприятием и несет ответственность за подготовку производства, технический уровень и уровень организации производства, качество продукции и технику безопасности. На него замыкаются следующие подразделения:
- отдел главного конструктора (ОГК) – обеспечивает конструкторской документацией все виды производства, ведет проверку всей технической документации, полученной от заказчика;
- отдел главного технолога (ОГТ) – контролирует соблюдение технологической дисциплины на предприятии, разрабатывает и внедряет технологии ремонта, отвечает за инструментальное хозяйство и организацию работы по повышению технического уровня производства;
- отдел подготовки производства (ОПП) – обеспечивает организацию предремонтной подготовки производства по судам, участвует в дефектации, оформляет организационно-техническую документацию, составляет сметно-техническую калькуляцию по всем видам продукции и работ;
- отдел технического контроля (ОТК) – на всех участках производства осуществляет контроль за качеством продукции;
- центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) – осуществляет специализированную ответственную дефектоскопию, проведение различных анализов, испытаний и т.п.;
- отдел охраны труда и техники безопасности (ОТ и ТБ) – организует проведение инструктажей по правилам техники безопасности и осуществляет надзор за их соблюдением в процессе производства;
- энергомеханический отдел (ЭМО) – обеспечивает предприятие всеми видами энергии, своевременный ремонт и монтаж основных производственных средств и бесперебойную их работу;
- отдел кадров (ОК) занимается подготовкой и подбором кадров, повышением их квалификации. Может замыкаться на помощника директора по кадрам.
Заместитель директора по производству руководит работой производственных подразделений и отвечает за выполнение производственного плана, за приемку и выпуск в установленный срок судов из ремонта. На него замыкаются:
- отдел главного строителя (ОГС) – координирует работы по ремонту судна между подразделениями предприятия, а также с представителями судовладельца;
- производственно-диспетчерский отдел (ПДО) - разрабатывает годовые и оперативные производственные планы и сетевые графики, контролирует их выполнение;
- производственные цеха: корпусный, доковый, слесарно-монтажный, трубопроводный, деревообделочный, электрорадиомонтажный. Цеха могут делиться на производственные участки, например, слесарно-монтажный цех - на участки по ремонту двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов, холодильного оборудования;
- заготовительные цеха: кузнечно-прессовый, литейный, механический;
- специализированные участки: защитных покрытий, резинотехнических изделий, пластмасс и т.д.;
- вспомогательные цеха: ремонтно-механический, инструментальный, ремонтно-строительный, энергетический, транспортный.
Заместитель директора по экономике руководит работой следующих подразделений:
- планово-экономического отдела (ПЭО), который разрабатывает техпромфинплан, руководит организацией внутризаводского и внутрицехового хозрасчета, обеспечивает технико-экономическое планирование всей хозяйственной деятельности предприятия;
- бухгалтерии и финансового отдела, которые контролируют соблюдение финансовой дисциплины во всех подразделениях предприятия, ведают денежными кредитными операциями, контролируют расходование денежных средств и материальных ресурсов, выполнение финансового плана;
- отдела труда и зарплаты (ОТЗ), который организует правильное применение окладов, тарифных ставок и материального поощрения, трудового законодательства, руководит разработкой нормативов труда и штатных расписаний.
Заместитель директора по снабжению и хозяйственной части руководит службами и отделами по материально-техническому снабжению, сбыту, транспорту, жилищно-коммунальному хозяйству, учреждениями культуры и спорта и отвечает за выполнение всех мероприятий указанных подразделений.
Подготовка производства
Вся прозводственно-хозяйственная деятельность судоремонтного предприятия упрощенно может быть разделена на подготовку производства и непосредственно производство. В свою очередь подготовка подразделяется на организационно-плановую и техническую.
Организационно-плановая подготовка должна обеспечить организацию и технологию ремонта, наиболее рентабельные для СРП. Она включает оформление договоров, обработку ремонтных ведомостей судовладельца, составление калькуляций и смет на ремонт судна, определяющих общий объем ремонта, загрузку цехов и участков, а также материально-техническое обеспечение.
Техническая подготовка судоремонтного производства должна обеспечить:
- готовность предприятия к приему и ремонту судна (по технической оснащенности, материальному обеспечению и т.п.);
- ритмичное и качественное выполнение демонтажных, ремонтных, монтажных, сдаточных и других судоремонтных работ как на судне, так и в цехах СРП;
- бесперебойное обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и оборудованием;
- своевременное окончание ремонта судна и сдачу его судовладельцу;
- выполнение гарантий по качеству ремонта судна и отдельных его элементов;
- выполнение предписаний органов государственного и ведомственного надзора (санэпидстанции, технадзора, охраны окружающей среды и др.).
В состав технической подготовки производства входят также конструкторская и технологическая подготовки.
Конструкторская подготовка включает:
- разработку чертежей, ремонтных и других конструкторских документов на вновь изготавливаемое и ремонтируемое оборудование, приспособления и оснастку;
- доукомплектацию необходимой технической документацией (судовой эксплуатационной и ремонтной), привязку ее к конкретному судну;
- расчетно-конструкторские, исследовательские и экспериментальные работы по новым способам дефектации и ремонта, применяемым материалам и средствам технологического оснащения.
Технологическая подготовка включает:
- разработку технологических документов на вновь изготавливаемое и ремонтируемое;
- доукомплектацию необходимой технологической документацией, привязку ее к конкретному судну;
- проведение исследовательских и экспериментальных работ по новым технологиям и технологическому оснащению.