Классификация методов обучения по уровню активности учащихся




Система методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе

План ответа:

1. Понятие «метод», «метод обучения», «прием обучения».

2. Основные классификации методов обучения.

2.1.Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

2.2. Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний

(Е. Я. Голант)

2.3.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).

2.4.Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

3. Особенности реализации методов обучения в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Большой вклад в разработку методов обучения детей с нарушением интеллекта внесли А. Н. Граборов, И.Г. Еременко, В.В. Воронкова и др.

1. Понятие «метод», «метод обучения», «прием обучения».

Метод - это способ достижения цели или решения определенного класса задач.

Существуют различные определения метода обучения.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский)

Метод обучения — это совокупность путей и способов достижения целей, решение задач образования (И.П. Подласый).

Метод обучения — это способ организации познавательной деятельности учеников (Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова Олигофренопедагогика).

Метод обучения — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельность направленная на решение задач образования, воспитания и развития. (Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова Олигофренопедагогика).

Методы обучения реализуются через приемы обучения.

Прием обучения — это отдельные операции, из которых состоит метод обучения.

 

2. Основные классификации методов обучения.

В настоящее время существуют разные классификаций методов обучения. Наиболее распространенными являются следующие:

Классификация методов обучения по дидактической цели

(М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Критерием разделения методов на группы по этой классификации является цель обучения. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

- методы приобретения знаний (К этой группе относят: рассказ, объяснение, беседу, демонстрацию);

- методы формирования умений и навыков (к этой группе относят: упражнения, практическую работу);

- методы применения знаний (к этой группе относят: практическую, лабораторную работу, проектирование);

- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля) (наблюдение, опрос, контрольная работа).

 

2.2. Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний

(Е. Я. Голант)

Таких источников три: практика, наглядность, слово.

В соответствии с этой классификацией выделяют три группы методов:

- словесные методы (к ним относят: рассказ, описание, объяснение, беседу, работу с книгой, лекцию, дискуссию);

- наглядные методы (к ним относят: демонстрацию, иллюстрацию, наблюдение)

- практические методы (к ним относят: упражнения, опыт, практические работы, лабораторные работы).

 

2.3.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся.

По этой классификации выделяют следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

- репродуктивный,

- проблемного изложения,

- частично-поисковый (эвристический)

- исследовательский.

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

Выделяют две группы методов

Пассивные методы (к ним относят: рассказ, лекцию, объяснение, демонстрацию, наблюдение, опрос.)

Активные методы (к ним относят: упражнения, рассказ учеником, практическую работу)

 

3. Особенности реализации методов обучения в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

 

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения («источниковая» классификация).

В начальной школе для детей с ЗПР, которые обучаются по программе 7.1, в большей степени используются практические и наглядные методы обучения, словесные методы ведущими не являются(используется преимущественно беседа).

В старших классах преобладают словесные методы, потому что они делают процесс обучения более экономичным.

Дети, которые обучаются по программе 7.2 и по программе обучения умственно отсталых детей для них характерна другая тенденция на всем протяжение обучения ведущими являются наглядные и практические методы обучения. К старшим классам роль словесных методов обучения возрастает, но они не становятся ведущими.

Выбор методов обучения определяется обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания и зависит от:

- целей образования;

- особенностей изучаемого предмета, его содержания;

- времени, отведенного на изучение материала;

- возрастных особенностей учащихся;

- уровня подготовленности учащихся.

При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью не используют следующие словесные методы: лекцию и дискуссию.

Рассмотрим номенклатуру методов обучения «по источнику знаний», так как они часто используются при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Словесные методы

Рассказ- яркое, эмоциональное, монологичное, достоверное, логичное и последовательное изложение событий и явлений. Он непродолжителен по времени (в начальных классах — 5-7 мин, в старших — до 10 минут в течение урока). По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение.

Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Они используются на разных этапах урока. По целям выделяются: вводная беседа, беседа — обсуждение, опрос.

К проведению беседы учитель должен тщательно готовится. Она строится на системе последовательных вопросов. Вопросы должны быть доступны для понимания учеников. Важно, чтобы фронтальные вопросы чередовались с индивидуальными. Беседа должна быть короткой (для вводной беседы — 2-3 мин, для опроса — 5-7 мин)

Объяснение – это метод в ходе реализации, которого обязательно используются разные приемы: вербальные, наглядные и практические. Объяснение -это разъяснение закономерностей, свойств изучаемого объекта.

Оно должно быть четким, логичным, последовательным, доступным для учеников, эмоционально нейтральным, коротким (в среднем 5 мин).

Объяснение должно подкрепляться примерами.

Наглядные методы

Демонстрация — заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем.

Наблюдение - процесс развернутого целе­направленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в каби­нете, живом уголке, на экскурсии).


Приведем некоторые требования к выбору наглядности:

- иллюстрация должна быть определенных размеров (для фронтальной работы - минимум лист А4, для индивидуальной — минимум четверть листа),

- объект демонстрации должен быть виден учащимся со всех сторон;

- наглядность должна соответствовать теме урока;

-наглядности должно быть достаточно, и она должна вовремя предъявляться и убираться;

- следует демонстрировать наглядность последовательно;

- важно использовать словесное описание, что поможет уча­щимся определить отдельные свойства предмета.

В процессе обучения используют компьютерную технику.

 

Практические методы

Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний.

Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:

· быть посильными и доступными для учащихся;

· быть небольшими по объему и содержанию;

· нужно учитывать особенности познавательной деятельности учащих­ся и степень сформированности у них умений и навыков;

· должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности.

Лабораторно-практические работы, как метод, направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера.

Самостоятельные работы. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы.

Различают следующие типы самостоятельные работы: по образцу, вариативные и творческие работы.

Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя факторами:

- готовностью детей к самостоятельной работе;

- уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной.

 

Таким образом, метод обучения — это способ решения познавательных задач. В современной общей и специальной педагогике существуют разные классификации методов обучения. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в основном используют традиционную классификацию методов обучения «по источнику знаний». Для эффективности обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать наглядные, практические и словесные методы. При этом такие словесные методы как лекция и дискуссия при обучении данной категории детей не используются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: