Классификация методов исследования




Тема 2

МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Классификация методов исследования

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Психологическое исследование:
требования к организации и его этапы

 

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 1).

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования идолжен обеспечивать их качественную однородность.

 

  Э Т А ПЫ     И С С Л Е Д О В А Н И Я    
1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез
3. Планирование исследования
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация
5. Обработка данных
Определение целей и задач исследования
Определение экспериментальных планов
Выбор методов и методик исследования
Определение математических методов обработки данных
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы

 


Рис. 1. Основные этапы психологического исследования

 

5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Классификация методов исследования

 

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.

Методы психологического исследования
Организационные
Способы обработки данных
Интерпретацион-ные методы
Эмпирические
В психологии выделяют четыре группы методов исследования (рис. 2).

 

Рис. 2. Классификация методов психологического исследования
Б.Г. Ананьева

Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 3).

Основные
Вспомогательные
Психодиагностические методы: · беседа · анкетирование · тестирование
Наблюдение: · открытое · скрытое · пассивное · активное · лабораторное · естественное · случайное · систематическое · включенное · невключенное · сплошное · выборочное · лонгитюдное · периодическое · одиночное
Эксперимент: · лабораторный · естественный · констатирующий · формирующий
Метод экспертных оценок  
Метод анализа процесса и продуктов деятельности  
Биографический метод  
Эмпирические методы исследования


 

 

К-

 

 

 

Рис. 3. Основные эмпирические методы психологии

Методы обработки данных. К ним относятся количественный(статистический) и качественный(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Характеристика основных эмпирических методов
психологии

Метод наблюдения

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

§ пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);

§ мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);

§ речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);

§ поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);

§ наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);

§ поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);

§ поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);

§ поведение в основной деятельности (работе).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

§ многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

§ многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

§ уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Существует следующая классификация видов наблюдения
(рис. 4).

Активное
Случайное
Систематическое
Систематическое
Выборочное
Сплошное
Случайное
Скрытое
Пассивное
Открытое
Лабораторное
Естественное
Клиническое
Одиночное
Периодическое
Лонгитюдное
Наблюдение
Невключенное
Включенное
Включенное  
Невключенное  
 
 

 

 


Рис. 4. Классификация видов наблюдения

 

1. В зависимости от позиции наблюдателя:

§ открытое наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

§ скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща­ется, проводимое незаметно для них.

2. В зависимости от активности наблюдателя:

§ пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;

§ активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

§ лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной об­становке до максимальной в эксперименте с ис­пользованием специ­альных помещений, технических средств и принудительных инструк­ций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т.е. наблюдением за пациен­том в процессе его лечения;

§ естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

3. В зависимости от регулярности:

§ случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

§ систематическое – преднамеренное наблюдение, со­вер­шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику;

§ включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо­дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

§ невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст­вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

4. По упорядоченности:

§ случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

§ сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере­рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ­хо­димости получить наиболее полную информа­цию о динамике изу­чаемых явлений;

§ выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про­ме­жутки времени, выбираемые исследователем по-своему ус­мотрению;

§ систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику.

5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:

§ лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

§ периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;

· одиночное – описание отдельного случая.

Метод наблюдения имеет свои особенности (рис. 5).

Особенности применения метода наблюдения
Богатство собираемых сведений (анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков)
Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности исследователя)
Сохранение естественности условий деятельности
Допустимо использование разнообразных технических средств
Необязательно получение предварительного согласия испытуемых
Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя
Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения

 


Рис. 5. Особенности применения метода наблюдения

 

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

· адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;

· точность и образность формулировок;

· обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.

Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 6, табл. 1).

а

Эксперимент
Лабораторный (проводится в условиях лаборатории)
Естественный (проводится в реальных жизненных условиях)

 

 


б

Эксперимент
Констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений)
Формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)

 


Рис. 6. Классификация видов эксперимента:

а – в зависимости от условий проведения эксперимента;
б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении

психических явлений

 

Таблица 1.

Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Лабораторный эксперимент Естественный эксперимент
Обеспечивается высокая точность результатов Относительная точность результатов  
Возможны повторные исследования в аналогичных условиях   Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях
Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными Отсутствие полного контроля за всеми переменными
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности Условия деятельности соответствуют реальности
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

 

Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (табл. 2.).

Таблица 2.

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

Наблюдение Эксперимент
В зависимости от природы вопросов
Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление   Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы
В зависимости от контроля ситуации
Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению Ситуация эксперимента четко определена  
В зависимости от точности регистрации
Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте Точная процедура регистрации действий испытуемого

 

Беседа

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 7).

Стандартизированный опрос
Свободный опрос
Исключаются ошибки при формулировке вопросов
Полученные данные сложнее сравнить друг с другом
Полученные данные легко сравнимы друг с другом
Носит отпечаток искусственности (напоминает устную анкету)
Позволяет гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы

 

 


Рис. 7. Особенности применения стандартизированного

и свободного опроса

 

Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Благоприятный для беседы климат создают:

§ ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы, и объяснения;

§ проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;

§ положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

§ искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Анкетирование

 

Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

§ формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;

§ сложные и многозначные слова должны исключаться;

§ вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

§ включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Метод тестирования

 

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Выделяют следующие виды тестов:

§ тест-опросник –основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности

вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности;

§ тест-задание –включает серию специальных заданий, по итогам

выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств;

§ проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно

которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например, чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:

§ стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);

§ надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;

§ валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;

§ практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т.д.).

Метод экспертных оценок

 

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: