Наглядность и слово в ознакомлении детей с природой.




Единство чувственного и рационального в познании.

 

Естественнонаучной основой познания является учение И. М. Сеченова о рефлексах и учение И. П. Павлова о выс­шей нервной деятельности.

Раздражения, получаемые человеком от воздействия предметов и явлений природы, составляют первую сигнальную систему, а слова, обозначающие их,— вторую сигнальную систему. С пер­вой сигнальной системой связана чувственная сторона процесса познания; она включает в себя непосредственное отражение пред­метов и явлений внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Со второй сигнальной системой связано отвле­ченное мышление. Вторая сигнальная система осуществляет связь с внешним миром только через первую сигнальную систему, поэ­тому не может быть мышления без ощущений, восприятий и кон­кретных представлений.

Чувственное и рациональное познание являются двумя сторона­ми единого процесса. Взаимоотношение чувственного и рациональ­ного познания на разных ступенях развития имеет различный характер.

Наглядность и слово в ознакомлении детей с природой.

 

Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предме­тов и явлений природы на его органы чувств.

И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувствен­ного познания служит совместная деятельность зрительного, слухо­вого, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой лежит наглядность, непосредствен­ное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть ит.д.

 

В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятель­ности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Например, по дороге в дет­ский сад дети воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук, при купании, в играх они под­мечают свойства воды (холодная, теплая, разливается, в ней то­нут камешки, плавают кусочки дерева). Во время ухода за раз­личными животными дети подмечают их движения, некоторые по­вадки и т. д.

Общаясь с природой, ребенок воспринимает ее. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущест­венные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Так, например, ребенок 2—4 лет о плавающей в аквариуме рыбке го­ворит, что она «шагает» или «машет крылышками». Отсюда сле­дует, что для ознакомления ребенка с природой мало показать ему предмет или явление; необходимо руководить познавательным про­цессом.

Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо со­ответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное вос­приятие — первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.

Формирование представлений детей и обогащение их словаря осуществляется одновременно.

Развитие восприятий идет от нерасчлененных впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений. В каждом представлении есть момент обобщения.

Понятия — это результат аналитико-синтетиче­ской деятельности мозга. Они образуются в результате неоднократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отра­жения их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в деятель­ности — игре и труде детей.

Понятия развиваются в сознании детей правильно тогда, ког­да они исходят из восприятий, полученных чувственным путем. Образование понятий — длительный процесс.

Существуют разнообразные средства (формы, методы, приемы), ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитатель­но-образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей. Основные принципы, определяющие средства осуществления постав­ленных задач,-единство воспитания и образова­ния, наглядность и активность в познании детей и ведущая роль воспитателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: