Общая характеристика методов ознакомления дошкольников с природой.




 

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообраз­ные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, кото­рые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя,— рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединя­ются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множе­ство различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, при­меняет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидак­тических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характери­зует мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов определяется содержанием програм­мы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накоп­ленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного воз­раста особое значение имеют чувственные восприятия детей, по­этому основным методом будет наблюдение. Дидактическая игра, показ картин, игрушек играют большую роль в познании детьми природы.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей средней группы, нужно ознакомление их с природой делать бо­лее наглядным. Для уточнения и закрепления образующихся пред­ставлений широко используют дидактические игры с естественны­ми предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изобра­жениями на картинках, небольшие беседы.

Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с природой происходит в основном путем наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда. В этих группах большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с исполь­зованием картин, диафильмов – и

кинофильмов, чтению художест­венной литературы.


4. Формы организации детей при ознакомлении их с природой

 

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомле­нии их с природой. Проводятся они в определенные часы по зара­нее разработанному плану, согласованному с программой. На за­нятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с приро­дой осуществлялось развитие познавательных способностей (на­блюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.

Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — на­блюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, на­пример, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на уча­стке уточняются, систематизируются на занятиях.

Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие на­глядные пособия использовать.

Из наглядных пособий на занятиях применяют натуральные объекты (животные, растения и их части — ветки, цветы, плоды) и иллюстративно-наглядные (картины, диафильмы, кинофильмы, игрушки и др.).

Занятия с детьми раннего возраста проводят индивидуально или с 4—6 детьми. В первой младшей группе можно проводить занятия с половиной группы, во всех остальных — со всей группой. Для наблюдения натуральных объектов либо рассматривания больших картин детей можно разделить на две подгруппы, расса­дить полукругом или в два ряда. Мелкие объекты или картинки и игрушки целесообразнее положить на столики, за которыми де­ти сидят.

Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с приро­дой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.

На экскурсиях осуществляется определенное программное со­держание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень вели­ко, так как они поднимают интерес к родной природе, способст­вуют воспитанию эстетических чувств.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди ду­шистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом раз­витии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими груп­пами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — ко­роткие экскурсии на луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскур­сий нужно прежде всего использовать ближайшие места. В горо­дах— это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из програм­мы, что можно показать детям, что надо взять с собой для раз­личных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.

Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, со­общая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хоро­ший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их вни­мание к намеченной экскурсии.

В проведении экскурсии большую роль играет организация де­тей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побе­гать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пе­нию птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нель­зя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Для закрепления приобретенных знаний собирают естественный мате­риал (цветы, грибы, камешки, животных).

При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно отно­сились к ним: не мяли и не бросали цветки, срывали их столько, сколько нужно, чтобы сделать букет или сплести венок. Собирая грибы, дети должны научиться осторожно отламывать их ножку у самой земли, не вырывать с «корнем», чтобы не повредить гриб­ницу, дающую новые плодовые тела. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали веток.

Из пойманных насекомых оставляют только тех, какие нужны для наблюдения, и в таком количестве, какое необходимо для по­полнения уголка природы, остальных выпускают. Не надо разре­шать детям мучить животных, обрывать у насекомых крылья и т. д.

Перед возвращением с экскурсии или прогулки домой детям дают отдохнуть, посидеть минут 5—10 в тени. В это время можно заняться разбором собранного (цветов, грибов) или провести спо­койную игру, например «Узнай гриб».

Для сбора растений и животных в природе требуется специ­альное оборудование.

Для экскурсии в лес и на луг: сачки для ловли насекомых (марлевый мешочек 40 см на палке длиной 50 см)—5—6 шт.; корзинки для переноса выкопанных растений, сбора ягод и грибов диаметром 20—25 см, высотой 10— 15 см—3—5 шт.; коробочки или ботанизирки для сбора листьев, се­мян, древесной коры и цветов — 3—5 шт.; садовый нож или садовые ножницы —1 шт.; лопатка или совок из прочного железа для выкапы­вания растений с корнем—1 шт.; баночки или коробочки с дырками для переноса насекомых—4—5 шт.; лупы и пробирки для рассматривания мел­ких объектов.

Для экскурсий на водоем: большой водный сачок (мешок из редкого, но прочного материала длиной 50 см, диаметр кольца —25—30 см, длина пал­ки— около 120—150 см, толщина—3—4 см—1 шт.); сачок детский для ловли животных в мелком водоеме (диаметр кольца—10—12 см, длина меш­ка—20—25 см, длина ручки—100—110 см—1 шт.); тазики эмалирован­ные для рассматривания выловленных из водоема животных—1—2 шт.; ве­дерки с крышкой, имеющей отверстие, или банки с ручками для переноса различных выловленных животных —2—3 шт.; садки для переноса пойманных насекомых —2—3 шт.

Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для оз­накомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за пого­дой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества пред­метов природы.

Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водо­плавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой.

Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают расте­ния.

Работа на земельном участке. На земельном участке дети ра­ботают преимущественно после дневного сна. Так же как и в угол­ке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенство­ванию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществлять­ся в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпи­зодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к шко­ле группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику.

Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводит­ся ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучают­ся к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухажи­вает за растениями, а во второй младшей группе они сами участ­вуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдель­ные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют де­журные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к шко­ле группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюде­ния за растениями и животными.

Периодически можно проводить совместные работы всех детей но уборке в уголке природы.

 

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается единство чувственного и рационального в познании?

2. Что должно быть в основе ознакомления детей с природой? 3. Какие при­меняются методы при ознакомлении детей с природой? 4. Чем определяется их выбор? 5. Как они сочетаются в разных возрастных группах?

1.Чем характеризуются занятия? 2. Чем отличаются экскурсии от ежедневных прогулок? 3. Как организуют и проводят экскурсии? 4. Какое оборудование нужно для экскурсии? 5. В какой деятельности детей проводится ознакомление с природой на ежедневных прогулках? 6. Как организуют работу детей на земельном участке? 7. Когда и как проводятся работы детей в уголке природы?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: