МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ОИФ ФСТИМ 3 кредита 3 курс, Финансы Лекционное занятие №19-20 6 семестр 2016-2017 уч. г. Система исламского налогооблажения магистр экономики, ст. преподаватель Григорян М.Г. |
Система исламского налогооблажения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII-VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата.Налогообложению в исламе отводится далеко не второстепенная роль. В ходе арабских завоеваний в VI-VIII вв. побежденным народам предоставлялась возможность выбора одной из трех альтернатив: умереть, платить налоги или сменить веру. При этом народы, населявшие завоеванные территории и переходившие в мусульманскую веру, уплачивали менее обременительные исламские налоги. Важнейшей особенностью налогообложения в исламском мире было то, что оно основывалось на священных первоисточниках - Коране и cунне. Поэтому исламские налоги имели не только экономическое, но и религиозное значение. Причем исламскими называются только те налоги, которые утверждены шариатом: закят, ушр, хумс, харадж и джизья.
Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходам. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику.
|
Исламские налоги – это различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.
Виды Исламских налогов.
Закят (налог с мусульман). Это обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.
Закят выплачивается со следующих категорий имущества:
1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых также взимается одна овца;
3. Урожай: зерно и плоды.
4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада - 1/5 часть.
Категории получателей закята:
1. Бедняки - это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
2. Неимущие - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).
|
3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, - это люди, веру которых хотят укрепить.
5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.
8. Путники - люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.
Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») - налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).
Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу.
|
Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») - отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю.
В последующее время хумсом называлось:
1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);
2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);
4. отчисление доли найденного клада(кафиру).
Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной
Джизья (налог с иноверцев) - подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.
Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии.
Харадж в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам.
Харадж бывает трёх видов:
1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.
2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение исламским налогам.
2. Перечислите виды налогов в исламе.
3. С кого взымается закят?
4. Дайте определение налогу ушр.
5. В чем сущность налога хумс?
6. Назовите основные виды налога харадж, дайте характеристику.
Тестовые вопросы:
$$$1. Закят – это?
$ вид договора купли-продажи
$ соглашение между банком и клиентом
$ налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины
$ беспроцентный заем
$$$2. Закят выплачивается с:
$ все перечисленное верно
$ золота, серебра и денежных средств
$ крупного и мелкого рогатого скота
$ сельскохозяйственной продукции
$$$3. Обязательный вид милостыни, выплачиваемый в размере 1/40 части средств в пользу нуждающихся:
$ кард
$ вакф
$ риба
$ закят
$$$4. Харадж – это?
$ это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю
$ это налог на имущество
$ это подушный налог
$ это налог на транспорт
$$$5. Джизья - это?
$ это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю
$ это налог на транспорт
$ это налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить
$ это налог на имущество
$$$6. Налоги, взимаемые с мусульман - это:
$ джизья
$ харадж
$ закят, ушр, хумс
$ ушр, джизья
$$$7. Налоги взимаемые с иноверцев - это:
$ джизья, харадж
$ закят
$ ушр
$ хумс
GLOSSARY
№ | На русском языке | На казахском языке | На английском языке |
Исламские налоги | Ислам салықтар | Islamic taxes | |
Облагаться налогом | Салық салынуы мүмкін | Impose a tax | |
Земельный налог | Жер салығы | Land tax | |
Пошлина | Баж | Duty | |
Налог на имущество | Мүлік салығы | Property tax | |
Доля | Үлесі | Portion, part | |
Неимущий | Кедей | Poor | |
Золото | Алтын | Gold | |
Серебро | Күміс | Silver | |
Капитал | Капитал | Capital |
Задание на самостоятельную работу студента (СРС): Подготовить анализ основ исламского права и нормативных документов РК, регулирующих деятельность финансовых институтов в стране (конспект с анализом).
Office-hours (СРСП): Провести сравнительный анализ традиционной и исламской систем налогооблажения (презентация в PowerPoint).
Список основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Исламское финансирование: теория, практика, вопросы регулирования. – ПГУ им. С.Торайгырова, 2016 г.
2. Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ, Финансовый бизнес, №5, 2010 г.
Дополнительная литература:
1. Беккин Р.И. Исламская экономика. Краткий курс. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. - 288 с.
2. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Х21 «Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика». Казань, «Линова-Медиа», 2012. – 536 стр. – (Финансы и банковское дело).
3. Григорян М.Г. «Основы исламского финансирования»: АРМ. – Алматы: МОК, 2016 г.