Принципы и условия научения






освоения сложных комплексных заданий протекает более эффек­тивно, если за массированной практикой следует серия кратких практических сессий, перемежаемых достаточно продолжитель­ными перерывами».

Обучение посредством исследования. Данный вид обучения пред­полагает, что ученики работают над проблемой, задачей или ситуаци­ей самостоятельно, а тренер принимает лишь незначительное участие или вовсе не участвует в процессе. Данный метод направлен на то, чтобы побудить учеников сформулировать свое собственное понима­ние предмета в результате решения тщательно организованной серии задач. Однако учеников следует «подготовить» к такой форме обуче­ния, развив у них ряд необходимых умений и объяснив им основные понятия и правила. В процессе такого обучения ученики открывают для себя не только законы высокого порядка, но и «схватывают» об­щие стратегии научения, или, проще говоря, научаются учиться.

В некоторых случаях допустима менее формализованная разно­видность исследовательского обучения. Если позволить ученикам просто исследовать тренинговую ситуацию и «поиграть» с прибора­ми, инструментами, оборудованием, разумеется, соблюдая требова­ния безопасности, это стимулирует их интерес к обучению, сделает их более любознательными, пытливыми и в конечном итоге расши­рит их сферы познания.

Очевидно, что вышеописанные действия как тренера, так и учени­ков часто переплетаются между собой. В некоторых ситуациях пред­ставляется разумным одновременное использование тренером не од­ного, а нескольких действий. Например, для поддержания внимания и мотивации учеников целесообразно чередовать руководство с пре­доставлением обратной связи. Кроме того, определенные дей­ствия тренера неразрывно связаны с определенными формами дея­тельности учеников; например, ученики получают обратную связь от тренера в процессе или по окончании выполнения практических уп­ражнений. Искусство тренерской работы заключается в том, чтобы использовать те принципы и условия научения, которые наилучшим образом отвечают выдвинутым требованиям к знаниям, умениям и установкам, учитывая при этом финансовые и временные ограниче­ния, приоритеты, имеющиеся ресурсы и характеристики целевой аудитории.

Кривые и плато научения. Чтобы тренинг был адаптивным и гибким, тренер должен внимательно отслеживать, какого прогресса


188


 

Глава 7


достиг каждый ученик за определенный промежуток времени. Эта за­дача нередко решается путем построения так называемой кривой научения. Кривая научения — это способ описания изменений в ис­полнении ученика в результате тренинга, она являет собой диаграм­му, которая отражает улучшение или, наоборот, ухудшение учебных показателей в ходе реализации тренинговой программы.

Польза кривой научения определяется следующими достоин­ствами.

• Этот способ обеспечивает тренера диагностической информаци­ей, позволяющей определить эффективность используемых мето­дов и приемов (кривая научения для группы может быть построе­на путем усреднения индивидуальных показателей учеников на различных стадиях тренинга).

• Ее можно использовать для предоставления обратной связи уче­нику. (Иногда можно попросить учеников самим построить свои кривые научения. Этот прием в сочетании с постановкой проме­жуточных целей выполняет мотивационную задачу.)

• Кривая научения, отражающая медленный прогресс или отсут­ствие прогресса, подскажет тренеру, что ученики испытывают трудности.

В связи с последним моментом важно отметить, что форма кривой научения помогает тренеру скорректировать свои действия. Басе и Вохэн (Bass, Vaughan, 1966) описывают три часто встречающиеся формы, подсказывающие тренеру различные направления действий. Рис 7.6 иллюстрирует типичный негативный рост кривой научения.

Глядя на эту кривую, мы видим, что стремительный прогресс, на­блюдавшийся в начале обучения, уступает место затяжному периоду весьма незначительных улучшений. Такой паттерн исполнения мо­жет быть вызван следующими причинами.

• Осваиваемое задание является достаточно легким, что и обусло­вило столь разительный начальный прогресс.

• Предыдущий опыт обучения позволил ученику быстро осмыслить и организовать новый материал.

• Ученик был высоко мотивирован в начале обучения, но затем, воз­можно, начал терять интерес — особенно если задание было слиш­ком простым.

• Ввиду легкости базового задания ученика не нацелили на высоко­качественное исполнение.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: