освоения сложных комплексных заданий протекает более эффективно, если за массированной практикой следует серия кратких практических сессий, перемежаемых достаточно продолжительными перерывами».
Обучение посредством исследования. Данный вид обучения предполагает, что ученики работают над проблемой, задачей или ситуацией самостоятельно, а тренер принимает лишь незначительное участие или вовсе не участвует в процессе. Данный метод направлен на то, чтобы побудить учеников сформулировать свое собственное понимание предмета в результате решения тщательно организованной серии задач. Однако учеников следует «подготовить» к такой форме обучения, развив у них ряд необходимых умений и объяснив им основные понятия и правила. В процессе такого обучения ученики открывают для себя не только законы высокого порядка, но и «схватывают» общие стратегии научения, или, проще говоря, научаются учиться.
В некоторых случаях допустима менее формализованная разновидность исследовательского обучения. Если позволить ученикам просто исследовать тренинговую ситуацию и «поиграть» с приборами, инструментами, оборудованием, разумеется, соблюдая требования безопасности, это стимулирует их интерес к обучению, сделает их более любознательными, пытливыми и в конечном итоге расширит их сферы познания.
Очевидно, что вышеописанные действия как тренера, так и учеников часто переплетаются между собой. В некоторых ситуациях представляется разумным одновременное использование тренером не одного, а нескольких действий. Например, для поддержания внимания и мотивации учеников целесообразно чередовать руководство с предоставлением обратной связи. Кроме того, определенные действия тренера неразрывно связаны с определенными формами деятельности учеников; например, ученики получают обратную связь от тренера в процессе или по окончании выполнения практических упражнений. Искусство тренерской работы заключается в том, чтобы использовать те принципы и условия научения, которые наилучшим образом отвечают выдвинутым требованиям к знаниям, умениям и установкам, учитывая при этом финансовые и временные ограничения, приоритеты, имеющиеся ресурсы и характеристики целевой аудитории.
Кривые и плато научения. Чтобы тренинг был адаптивным и гибким, тренер должен внимательно отслеживать, какого прогресса
188
Глава 7
достиг каждый ученик за определенный промежуток времени. Эта задача нередко решается путем построения так называемой кривой научения. Кривая научения — это способ описания изменений в исполнении ученика в результате тренинга, она являет собой диаграмму, которая отражает улучшение или, наоборот, ухудшение учебных показателей в ходе реализации тренинговой программы.
Польза кривой научения определяется следующими достоинствами.
• Этот способ обеспечивает тренера диагностической информацией, позволяющей определить эффективность используемых методов и приемов (кривая научения для группы может быть построена путем усреднения индивидуальных показателей учеников на различных стадиях тренинга).
• Ее можно использовать для предоставления обратной связи ученику. (Иногда можно попросить учеников самим построить свои кривые научения. Этот прием в сочетании с постановкой промежуточных целей выполняет мотивационную задачу.)
• Кривая научения, отражающая медленный прогресс или отсутствие прогресса, подскажет тренеру, что ученики испытывают трудности.
В связи с последним моментом важно отметить, что форма кривой научения помогает тренеру скорректировать свои действия. Басе и Вохэн (Bass, Vaughan, 1966) описывают три часто встречающиеся формы, подсказывающие тренеру различные направления действий. Рис 7.6 иллюстрирует типичный негативный рост кривой научения.
Глядя на эту кривую, мы видим, что стремительный прогресс, наблюдавшийся в начале обучения, уступает место затяжному периоду весьма незначительных улучшений. Такой паттерн исполнения может быть вызван следующими причинами.
• Осваиваемое задание является достаточно легким, что и обусловило столь разительный начальный прогресс.
• Предыдущий опыт обучения позволил ученику быстро осмыслить и организовать новый материал.
• Ученик был высоко мотивирован в начале обучения, но затем, возможно, начал терять интерес — особенно если задание было слишком простым.
• Ввиду легкости базового задания ученика не нацелили на высококачественное исполнение.