ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ИТАЛИИ




2.1 Природные ресурсы

Природные ресурсы Италии весьма разнообразны.

Италия сравнительно богата природными ресурсами, однако месторождения некоторых из них до конца не изучены. Больше всего страна обогащена строительными материалами и ртутной рудой, но куда меньше энергоресурсами. Природные ресурсы Италии используются не только для собственных нужд, но и идут на экспорт в другие страны. Богатый природный потенциал страны в сочетании с уникальными гидроресурсами Альп, несомненно, имеют огромную ценность и представляют большую значимость в экономике современной Италии.

Пожалуй самые востребованные природные ресурсы Италии - это солнце, море, горы и великолепные природные ландшафты, вместе с целебными термальными источниками. Все это хорошо продается как туристам, так и коренным жителям страны и составляет основную часть валового продукта этой туристической страны.[26]

 

2.1.1 Климатические ресурсы рекреации и туризма

Далеко протянувшаяся с севера на юг территория Италии отличается большим разнообразием климата - от умеренно теплого на Паданской равнине до ярко выраженного субтропического на Сицилии. Существенно влияют на разнообразие климата горы, крупные озера и пр.

Собственно средиземноморским можно назвать климат лишь полуостровной и островной Италии. На юге лето сухое и жаркое (средняя температура июля - августа + 26°С), зима мягкая, теплая (средняя температура января + 8-10°С). В северных и центральных частях Апеннинского полуострова июль прохладнее в среднем на два градуса, а в январе заметно холоднее (+ 1,4-4°С).

Снег на Апеннинском полуострове выпадает крайне редко. Здесь 2/3 всех дней в году безоблачные. Максимум осадков приходится на зиму. В Апулии расположено самое засушливое место в Италии (г. Сан-Панкрацио-Салентино), где выпадает всего 197 мм осадков в год. В верхней части Апеннинских гор климат холодный, а в замкнутых межгорных долинах - резко континентальный. С марта по октябрь на юге Италии, особенно на Сицилии, нередко дует сирокко, приносящий из Африки сухую жару и тончайшую красноватую пыль. Для Сардинии зимой характерен северо-западный ветер из Лионского залива - мистраль.
Существенны климатические различия между западными и восточными склонами Апеннин. Первые получают больше осадков в виде дождя, вторые - в виде снега. Климат западных склонов значительно мягче. Особенной мягкостью климата отличаются приморские районы Италии, особенно Лигурийская Ривьера, побережья Ионического моря, островов Сицилия и Сардиния. Здесь разница между средними температурами самого холодного и самого теплого месяца всего 15°. Поэтому по побережьям Италии, особенно на Лигурийской Ривьере, цепочкой тянутся известные климатические курорты.
Климат Паданской равнины переходный от субтропического к умеренному, причем ближе к умеренно континентальному. Лето здесь почти такое же жаркое, как на Апеннинском полуострове (средняя температура июля + 23-24°С), но зима холодная и туманная (средняя температура января около 0°), иногда бывают морозы до -10°. Снег лежит на равнинах 20-30 дней, на высоте 1000 м над уровнем моря - 2,5 месяца, а на высоте 2000 м - до 200 дней. Из 600-1000 мм годовых осадков половина приходится здесь на весну и лето. Нередко они выпадают в виде сильных ливней, порой катастрофических. Летом часто бывают грозы и град. В Альпах климат меняется с высотой от умеренно теплого до холодного. Больше всего осадков получают обращенные к влажным западным ветрам склоны Карнийских Альп (в долине р. Изонцо - свыше 3300 мм в год), в остальных альпийских районах в среднем выпадает 1000 мм осадков в год. Нередко в Альпах бывают такие обильные снегопады, что перевалы становятся непроходимыми. Зимой в предгорьях часто дует сухой и теплый фен - трамонтана, а с невысоких гор близ Триеста обрушивается сильный холодный ветер - бора.

Лучшее время для поездок в Италию – весна, начало лета и осень, хотя на Пасхальной неделе центры итальянских городов переполнены туристами, а в апреле и мае забиты экскурсионными группами итальянских школьников. Сентябрь и начало октября, когда цены в отелях и на авиабилеты снижаются, часто особенно красивы благодаря солнечным дням во время сбора винограда. Зима это лучшее время для любителей оперы, а также для хождения по магазинам в Милане, Риме или Винеции, когда в них меньше покупателей. Но на юге еще до конца февраля сады покрываются розовыми цветами миндаля. [24]

2.1.2 Туристские ресурсы рельефа

Почти 4/5 территории Италии занимают горы и возвышенности, менее ¼ ее площади приходится на Паданскую равнину и узкие прибрежные низменности. Высочайшие вершины: Монблан (4807 м), Монте-Роза (4634 м), Червина (4478 м).. Горные цепи Альп перерезаны многочисленными долинами и перевалами, доступными в течение всего года или закрывающимися лишь на короткое время зимой.Это подходит для альпенизма. По перевалам проходят автомобильные и железные дороги, во многих местах горы пронизаны тоннелями.

Альпи также подходят для занятий спелиологией.В Альпах находится одна из самых глубоких пещер мира - Антрио-дель-Коркья (805 м). Всего в Италии насчитывается около 70 крупных пещер и несколько сот гротов. Во всем мире известен Голубой грот на берегу острова Капри.

Италия – одна из немногих европейских стран, где часто бывают землетрясения, которые нередко носят катастрофический характер. В XX веке в стране было зарегистрировано свыше 150 землетрясений. Последнее сильное землетрясение произошло в ноябре 1980 года. Оно охватило обширную территорию – 26 тыс. кв. км (от г. Неаполя до г. Потенца). Италия – единственная страна в Европе, где имеются вулканы разных типов и в разных стадии развития: есть потухшие вулканы (Эвганейские холмы, Альбанские горы) и действующие (Этна, Везувий, Стромболи).

Рельеф Италии оказывает благоприятное влияние на развитие туризма в стране. Его разнообразие позволяет развивать в Италии различные виды туризма:

· горнолыжный туризм в Альпах (курорты, расположенные в итальянских Доломитовых Альпах знамениты на весь мир, самая высокая гора Европы – Монблан частично находится на территории Италии);

· наличие протяженной береговой линии, обилие пологих песчаных пляжей, красивых удобных бухт, чистота моря благоприятствуют развитию курортного дела на побережье всех морей, омывающих Италию;

· наличие морских портов помогает организовать удобные туристические морские маршруты;

· наличие уникальных природных объектов (вулканы Везувий, Этна, Стромболи), живописные горы и холмы, пещеры, озера дополнительно привлекает туристов.

2.1.3 Водные ресурсы туризма

В Италии нет длинных и полноводных рек, это скорее горные потоки, стекающие прямо в море или образующие небольшие речные системы. Развитую сеть образуют лишь реки Северной Италии, круглый год питающиеся талыми ледниковыми водами и обильными осадками. Водные ресурсы страны в целом оцениваются в 155 млрд. куб. м, не считая 13 млрд. куб. м подземных вод, стекающих в море. Более половины всех водных ресурсов приходится на Северную Италию. Около 1/4 территории страны занимает бассейн ее самой длинной (652 км) и полноводной реки - По. Она берет начало в Коттских Альпах, течет через всю Паданскую равнину и впадает в Адриатическое море, образуя обширную, растущую с каждым годом дельту. Из мутных вод По осаждается такое количество взвешенных частиц горных пород, что местами в низовьях ее русло лежит выше окружающей равнины. Это потребовало сооружения многочисленных дамб для защиты от наводнений, которые здесь не редкость. По судоходна от устья до г. Кремоны. В ее дельту вплетена целая сеть судоходных каналов. Более полноводны левые притоки По, питающиеся летом альпийскими талыми ледниковыми водами. На многих из них построены плотины и водохранилища. Апеннинские притоки - небольшие горные реки, наиболее полноводные весной и дождливой осенью. Остальные реки Северной Италии, не входящие в систему По (Адидже, вторая по длине после По, Пьяве, Тальяменто, Рено и др.), наиболее полноводны в июне в результате таяния зимнего снега и выпадения летних дождей. На границе между сухими равнинами альпийских предгорий и низменностью тянется линия источников - фонтанили, выходящих над глинистым водоупорным горизонтом из водоносных и водопроницаемых слоев - известняков, щебенки, песка. Фонтанили питают некоторые притоки По, орошают луга и рисовые поля, используются для водоснабжения населенных пунктов. Реки Апеннинского полуострова - средиземноморского типа, т. е. они полноводны осенью и зимой и мелеют летом. Среди них по длине (405 км) выделяется Тибр. Судоходен он только на участке от Рима до устья. Через систему каналов, озер, притоков Тибр связан с другой относительно крупной рекой полуострова - Арно.

Итальянские реки давно используются человеком как источник электроэнергии, для ирригации, водоснабжения, в небольших размерах - для судоходства. Сток многих рек, особенно альпийских, регулируется искусственными водохранилищами. Технически доступные для освоения гидроэнергоресурсы Италии, оцениваемые в 56 млрд. кВт*ч, почти полностью используются имеющимися гидроэлектростанциями. Более 60% гидроресурсов сосредоточено в Альпах. В предгорьях и горных районах Альп расположены обширные (от 50 до 370 кв. км) и глубокие (более 400 м) озера ледникового происхождения: Лаго-Маджоре, Лугано, Комо, Изео, Гарда и др. Открытые к югу и защищенные с севера горами, озерные котловины имеют мягкий и здоровый климат. На берегах альпийских озер немало курортов мирового значения. Кроме крупных озер в Альпах у границы снежного покрова разбросано около 3000 небольших удивительно живописных озер, также ледникового происхождения.На Адриатическом побережье встречаются мелкие озера с соленой водой - бывшие лагуны, отгороженные от моря песчаными косами. В некоторых из них добывают соль.Озера Центральной Италии - Больсена, Вико, Браччано, Альбано, Неми - представляют собой заполненные водой кратеры потухших вулканов. Есть также в Италии и озера карстового (Матезе) и тектонического (Тразимено) происхождения. Естественная гидрографическая система страны сильно изменилась за долгие века хозяйственной деятельности человека. Начиная со времен греков-колонистов, этрусков и римлян и вплоть до наших дней здесь строились акведуки, судоходные и оросительные каналы, плотины, дамбы, искусственные водохранилища, осушались болота и озера (например, Тосканская Маремма, Фучино).

2.1.4.Пляжные ресурсы

Отдых на пляже в Италии означает романтическое уединение в спокойной бухте, прекрасный отдых для семей с детьми; чистейший песок на побережьях и чудесные пляжи, протянувшиеся на несколько километров.

В дополнение к отдыху на пляже, на севере Италии можно найти большое количество термальных источников бальнеологических курортов для туристов из всех уголков Европы и всего мира. Италия преуспела в продвижении привлекательного отдыха на побережье. Здесь предлагают туристам также большое количество частных пляжей, которые содержаться в идеальном состоянии и борются за чистоту на пляжах. Однако стоит избегать пляжных мест, расположенных вблизи портов и устьев рек. Если Вы планируете отдых на пляжах Италии, вам необходимо знать то, что в большинстве случаев вход на них платный. Входные цены зависят от регионов и варьируют в пределах от 5 до 15?. Можно приобрести недельный абонемент на пляж для одного отдыхающего или для всей семьи. Абонемент также можно получить в иностранном туристическом бюро. На севере располагаются Лигурия и Венеция - известные туристические регионы Италии. На побережье Адриатического моря есть довольно известные места, такие как Бибионе, Римини, а также Риччоне, которые относятся к самым любимым местам отдыха на побережье Италии. В целом всю береговую линию, начиная от города Триест и до Каттолика, называют «самым большим по протяженности побережьем Европы». Не менее популярными и легендарными являются морские курорты и рыболовецкие места в Лигурии: Спе́ция, Чинкве-Терре, а также Сан-Ремо. Города региона Тосканы по-прежнему считаются самыми таинственными и чарующими местами. Здесь самые чудесные золотые песчаные пляжи и старые рыбацкие деревушки, которые относятся на сегодняшний день к самым большим морским и яхтцентрам.
Не стоит забывать об озерах, располагающихся на севере Италии. Между тем здесь очень редко встречаются истинно натуральные от природы пляжи. Эти озера рассчитаны в большей степени не для приезжающих в отпуск туристов, а на любителей и профессионалов, занимающихся водным спортом. Даже озера, находящиеся в центральной Италии, более теплые и более располагают к романтическому отдыху в окружении прелестной природы.
Чем южнее будет ваш отпуск в Италии, тем чище вы встретите пляжи на побережье Средиземного моря. Белоснежные, а если посчастливится и даже практически безлюдные пляжи в Калабрии. Скалистые утесы и сказочные заливы на севере Сицилии достойны особого внимания для туристов, планирующих провести чудесный отдых в Италии на море. На восточном побережье Сицилии чаще встречаются пляжи с мелкой галькой. Южное побережье Сицилии поражает своими бесконечными песчаными пляжами. В Сардинии Коста Смеральда – место, которое является очень популярным в Италии среди любителей отдыха на пляже. [27]

2.1.5 Бальнеологические ресурсы

Термальные курорты Италии в основном сосредоточены на севере страны, в предгорьях Альп в провинции Тоскана. В Тоскане термальных курортов больше, чем в любой другой провинции Италии. Лечебные свойства здешних горячих источников были известны ещё этрускам.

Бальнеологические источники:

Абано-Терме (Abano-Terme)[рис.2.1] - маленький городок в окрестностях итальянского города Падуя. Абано-Терме одна из древнейших термальных станций Европы. Целебные свойства источника были известны со времен римских походов, когда местная грязь удивительно быстро ставила на ноги солдат и их лошадей.

рис.2.1

Остров Искья (Isola di Ischia)[рис.2.2] самый крупный из островов Тирренского моря. По красоте Искья не уступает Капри, однако Искья больше известна не как морской, а как бальнеологический курорт на термальных водах.

рис.2.2

Кьянчиано-Терме (Chianciano Terme)[рис.2.3] находится около города Сиена. Курорт специализируется на лечении заболеваний печени. Холодные и термальные воды бальнеологического курорта Кьянчиано-Терме используют для ванн и питьевого лечения.

рис.2.3

Курорт Монсуммано-Терме (Monsummano Terme)[ рис.2.4] находится рядом с Монтекатини. Особенность Монсуммано - использование естественных лечебных помещений (пещер). Свойства пещер вылечивать проблемы с дыханием были открыты в середине XIX века.

рис.2.4

Монтекатини-Терме (Montecatini Terme)[рис.2.5] - один из лучших итальянских бальнеологических курортов. Курорт является наиболее знаменитым из всей тосканской цепочки термальных центров. Как и многие другие европейские курорты "на водах", Монтекатини возник в XVIII веке, хотя целебность источников была известна давно...

рис.2.5

Курорт Терме-ди-Сатурния (Saturnia)[рис.2.6] расположен на серных источниках. Согласно старинному преданию эти источники, есть творение самого бога Сатурна. Лечение на бальнеологическом курорте Сатурния осуществляется купанием в вулканическом кратере.

рис.2.6

Сирмионе (Sirmione)[рис.2.7] - известный курорт на сернистых источниках на побережье озера Гарда. Легкий, едва уловимый запах сероводорода - своеобразная визитная карточка Сирмионе. Здешняя термальная вода используется для лечения ревматических заболеваний, варикозного расширения вен, диабета.[28]

рис.2.7

 

 

2.1.6.Биотические ресурсы туризма

Растительный мир Италии чрезвычайно разнообразен. Однако многовековая человеческая деятельность привела к тому, что в стране всюду, за исключением высокогорья, преобладают культурные ландшафты. Леса занимают лишь около 20% территории страны, главным образом в горах и на холмах, равнины же практически безлесны. Флора Апеннинского полуострова и островов в основном средиземноморская, в остальной части Италии — преимущественно среднеевропейская. Для растительного покрова Италии характерна отчетливо выраженная высотная зональность и преобладание типов растительности, непосредственно созданных человеком или возникших под его воздействием.

На Апеннинском полуострове естественную растительность нижней зоны (до 500-600 м на севере и до 700-800 м на юге) образуют преимущественно заросли маквиса, состоящие из вечнозеленых кустарников и некоторых видов деревьев (мирт, земляничное дерево, древовидные верески, дикая маслина и др.). Характерны небольшие леса из вечнозеленых дубов (каменный и пробковый дубы), вблизи моря встречаются рощи из средиземноморской сосны и пинии. На каменистых склонах распростанена т. н. гарига — тип растительности, возникающей как правило, на местах бывщих пастбищ и состоящей из низкорослых вечнозеленых кустарников, полукустарников и многолетних трав. Однако преобладающей растительностью средней зоны является культурная, в особенности поля зерновых культур и виноградники. Широко распространены насаждения масличных и фруктовых деревьев (апельсины, лимоны, миндаль, фиги и др.)

Средняя высотная зона (до 800-1000 м на севере и до 1300-1500 м на юге) — это зона листопадных кустарников и лесов, главным образом дубовых. Наиболее распростанены породы — дуб, каштан, бук. Еще выше лежит зона хвойно-широколистных лесов, состоящих преимощественно из бука, ели и европейской пихты.

В Альпах в нижней зоне естественную растительность составляют главным образом широколистные леса, выше преобладает буковый лес, чередующийся с еловым и пихтовым. Выше хвойных лесов начинаются субальпийские высокотравные луга. Они сменяются альпийскими горными лугами, которые используются как летние пастбища. Выше горных лугов до самых вершин или ледников склоны покрыты мхами и лишайниками.

Почти вся поверхность Паданской равнины покрыта культурной растительностью, наибольшую площадь занимают посевы пшеницы, кукурузы и виноградники. Естественную растительность составляют ничтожные по площади участки листопадных дубовых лесов, в долинах рек — пойменные леса и луга. Аллеи тополей, ив, белых акаций окаймляют дороги, берега каналов и рек.

Фауна Италии принадлежит к средиземноморской, за исключением Альп, относящихся к среднеевропейской подобласти. В связи с истреблением лесов и большой площадью обрабатываемых земель в Италии сохранилось мало диких животных. Лишь в труднодоступных районах Альп и Апеннин, преимущественно в заповедниках, встречаются медведи, волки, серны, косули, на острове Сардиния — муфлоны, лани, дикие лесные коты. Широко распространены кабаны. В Альпах много лисиц. Гораздо лучше сохранились мелкие хищники и грызуны — ласки, куницы, сурки, белки, а также зайцы. Повсеместно распространены ежи и летучие мыши. Богат мир пресмыкающихся. Италия изобилует ящерицами, змеями, черепахами. Очень разнообразен и многочислен мир птиц — около 400 видов. В горах встречается ястреб-тетеревятник, гриф, беркут, в высокогорьях Альп — глухарь, рябчик, белая куропатка, стриж. На равнинах, по берегам озер много гусей и уток. Из морских рыб важное промысловое значение имеют кефаль, треска, сардины, тунец, макрель, камбала, а из речных — карп, форель, угорь. Крупных млекопитающих немного, и все они имеют ограниченное распространение; наиболее к такой среде обитания приспособилась серна (в Альпах и Апеннинах). Из мелких млекопитающих встречаются дикая кошка, хорек, каменная и лесная куницы. Из грызунов распространены зайцы и белки.[23]

2.1.7. Национальные парки и заповедники в Италии

Италия имеет обширную охраняемую территорию - 23 национальных парка, 89 региональных парков, 270 региональных и 142 государственных заповедника, 47 заповедных болотистых экосистем и 7 морских заповедников, что составляет почти 10% территории страны. Природа Апеннинского полуострова уже много веков находится под постоянным давлением со стороны человека, поэтому участков с дикой средой здесь очень немного, а сами парки в большинстве своем невелики по площади, но зато они очень ухожены и красивы, что привлекает внимание множества туристов.

Национальный парки: Гран-Парадизо, Валь-Гранде, Чинке-Терре, Тосканского архипелага, Форесте-Касентинези, Апеннин, Абруцци, Лацио и Молизе, Чирчео, Гран-Сассо-и-Монти-Делья, Везувий, Чиленто-и-Валло-ди-Диано, Поллино, Сила, Аспромонте, Гаргано, Маджелла Монти-Сибиллини, Доломити-Беллунези, Стельвио, Асинара, архипелага Ла-Маддалена.[29]

2.2 Антропогенные туристские ресурсы

2.2.1.Памятники истории и архитектуры

Италия - удивительная страна. Здесь расположено около 60% культурных ценностей Европы, А многие итальянские города, в первую очередь Рим, Венеция, Флоренция, Пиза и Милан, являются фактически музеями под открытым небом. Каждый великий город Италии уникален по своему, ведь в его создании на протяжении столетий и разных эпох принимали участвие многие архитекторы и скульпторы. Искусство Италии имеет богатейшую историю и занимает одно из ведущих мест в мировой культуре. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь от античности через эпоху Возрождения до готики, барокко и дальше, оставив свою многоликость и разнообразие в мостах и замках, улицах и дворцах. Из многочисленных достопримечательностей страны можно упомянуть следующие:

Рим

"Вечный город" Рим как никакой другой город богат на памятники античности. Здесь расположены Колизей, Пантеон, Римский и Императорский Форумы, Курия, храм Антонина и Фаустины, Дом Весталок, храм Весты, храм Ромула и десятки других древних сооружений. В Риме туристы так же смогут найти большое количество различных музеев и галерей - Капитолийский музей, Национальный музей Вилла Джулия (коллекция предметов этрусского и римского искусства), галерея Боргезе (живопись и скульптура), Национальный римский музей (древнегреческая и древнеримская скульптура), несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи. Милан

Милан - один из древнейших городов страны. Самые известные достопримечательности города - Миланский собор в готическом стиле, строительство которого было начато в 1386, а окончено в 1965 году; доминиканский монастырь, в трапезной которого находится знаменитая фреска работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"; художественная галерея Брера; несколько художественных музеев; театр "Ла-Скала".

Флоренция

Флоренция не уступает Риму по богатству и величию своих памятников.Это уникальный город, давший миру величайших мастеров изобразительных искусств и прославленная родина Ренессанса, лежит у самого подножия Северных Апеннин на границе двух областей Италии — Тосканы и Эмилии, пересекаемый рекой Арно. Среди достопримечательностей города - собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1461) в готическом стиле, украшенный красным, зеленым и белым мрамором; колокольня XIV века; баптистерия Сан-Джованни (XI-XV веков), известная позолоченными бронзовыми дверьми, восточная дверь, украшенная скульптурными сценами из Ветхого Завета, называется "Райские Врата"; Национальный музей, в котором находится коллекция скульптур работы Донателло; фонтан Нептуна (1576); палаццо Веккио (1299-1314); Галерея Уфицци - одна из величайших коллекций итальянских мастеров; галерея Питти с работами Рафаэля, Перуджино, Тициана, Тинторетто; гробница семьи Медичи с мраморным барельефом работы Микеланджело; дворец Медичи-Рикардй (XV век), в котором расположен музей Медичи; монастырь Сан-Марино, в музее которого находятся работы Фра Анжелико и Фра Бартоломео, в нем же келья философа Савонаролы; галерея Академии изящных искусств, где хранится знаменитая скульптура работы Микеланджело - Давид; Археологический музей; францисканская церковь Санта-Гроче (XIII-XIV века), расписанная Джотто, ее называют Пантеон Флоренции, так как в ней похоронены Микеланджело Буонаротти, философ и политический деятель Николо Маккиавелли, композитор Россини. Во Флоренции так же огромное количество музеев и парков. Галерея Уффици - не только один из старейших музеев Италии (1560 г.), но и самое полное и значительное собрание итальянской живописи в мире.

Венеция

В отличие от таких городов-музеев под открытым небом как Рим и Флоренция, Венеция – музей на воде. В Венеции (уникальном городе, расположенном на 122 островах, город пересекает 170 каналов) - 400 мостов, самым знаменитым, пожалуй, является "Мост вздохов", по которому преступники шли после суда Дожей; собор св. Марка (828); дворец венецианских дожей; гранитные колонны, возведенные в 1180 году, на одной из которых изображен крылатый лев св. Марка (покровителя Венеции), на второй - св. Теодор на крокодиле; несколько художественных музеев.

Падуя

Падуя, основанная около VI в. до н. э., родина одного из старейших европейских университетов и крупный научный и культурный центр Средневековья, сейчас считается одним из красивейших городов Европы. От площади Валле в разные стороны лучами разбегаются узкие средневековые улочки, вымощенные неровной брусчаткой. В центре города, напротив Пьяцца-дель-Санто, расположен дом, в котором в середине XV в. жил Донателло. Прекрасная церковь Св. Антонио (базилика Дель-Санто) - одна из главных достопримечательностей города.

Пиза

Пиза – город Падающей башни и одного из известнейших в Италии университетов. Падающая башня (Torre Pendente), сооруженная в 1173 г., по праву является символом города. Хотя ее отклонение от вертикали составляет уже около 5 метров, архитекторы и ученые не теряют надежд остановить этот пока необратимый процесс. Впрочем, не только Падающая башня, но и остальные три сооружения на Площади чудес (Campo dei Miracoli) – покрытой зеленой лужайкой центральной площади Пизы – изумляют своей красотой и необычностью. Главный собор (Duomo) являет собор пример так называемого романо-пизанского стиля. Циллиндрический беломраморный Баптистерий был построен в 1152-1260 гг. и также украшен работами Джованни Пизано. Campo Santo Vecchio - еще одна достопримечательность Площади чудес. Относящееся к 1277 году сооружение известно прежде всего своими изумительными мозаиками и фресками, не все из которых уцелели после II мировой войны.

Неаполь

Жемчужиной юга Италии является Неаполь ("Неаполис" - Новый город), расположенный в живописном месте на берегу Неаполитанского залива. Неаполь богат архитектурными памятниками, однако главная достопримечательность региона, в котором расположен Неаполь, находится вне города. Это – расположенный сравнительно недалеко вулкан Везувий. Археологический музей Неаполя славится богатой коллекцией экспонатов, свидетельствующих о жизни древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, пострадавших от извержения Везувия. [30]

2.2.2. Садово-парковое искусство

Флоренция. Еще в XIV в. этот богатый город стал центром искусства и культуры всей Северной Италии.[ рис.2.8] Красивый флорентийский пейзаж с пологими холмами, между которыми протекала река Арно, казалось, был специально создан для строительства загородных вилл с террасными садами. Все во Флоренции, от названия города и до названия знаменитого кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре, связано с цветами и свидетельствует о большой любви флорентийцев к природе. Сады вилл во Флоренции сыграли важную роль в развитии садового искусства Италии. Вместо закрытой и схематической композиции дворов средневековья появляется форма жизнерадостного, связанного с природой сада. В нем находили применение все достижения садового искусства античности и технические усовершенствования, рожденные бурным развитием эпохи. Типичными флорентийскими виллами XV в. можно считать виллу Медичи во Фьезоле близ Флоренции, построенную Микелоццо (1396-1472), и виллу в Поджо а Кайяно, которую возвел Джулиано да Сангало (1445-1516). Центрическая композиция виллы, подчиняющая себе сад и связанная с ним террасами и лестницами, свидетельствует о характерном для того времени представлении о господствующем положении человека в природе. Тип загородной виллы дальнейшее развитие получил в Риме, продолжавшем в общих чертах художественные традиции Флоренции. Хозяйственное значение виллы отошло на второй план или вовсе исчезло. Большое влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких видных архитекторов и художников, как Браманте (1444-1514), Рафаэль (1483-1520), Палладио (1508 - 1580), которые изобрели много новых замечательных художественных приемов. В 1503 г., решая сложную задачу соединения построек Ватикана в единый ансамбль, архитектор Браманте создал длинный двор и сад на разных уровнях. Он применил совершенно новый прием завершения композиции вдоль длинной оси с одной стороны нишей, а с другой - зрелищным амфитеатром. Двор Бельведер использовали как сцену для представлений, а окружающие части сада как декорации. Этот прием стал характерным для Италии XVI в. и был повторен в амфитеатре сада Боболи и виллы папы Пия. В вилле Мадама в Риме (1517) Рафаэль использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытом пространстве сада. Здесь впервые в садово-парковом искусстве применены принципы анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Вилла Мадама состоит из трех частей: первая - в форме квадрата, по характеру планировки напоминающая сады раннего средневековья; вторая - в форме круга с портиками по периметру, в которых размещены скульптуры; третья - в форме стадиона с трибунами.

рис.2.8

Строго спланированные, регулярные части садов гармонировали с природой и особенностями местности. Вечнозеленые растения, камень и вода - основные средства садово-паркового искусства - в Италии начинают играть существенную художественную роль в композиции целого. Расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности подпорные стены, лестницы, скамьи, боскеты, фонтаны были рассчитаны на создание разнообразных эффектов. Сначала перспективы сада строили в основном параллельно склонам. Позже их направляли главным образом поперек рельефа, пронизывая весь ансамбль и раскрывая дальние виды. В этом отношении примером может быть вилла д'Эсте в Тиволи (1540). Типичные для римских вилл черты варьировались в зависимости от конкретных условий местности, а также личных вкусов заказчиков. Так, в вилле Ланте близ Витербо архитектора Виньолы (1507-1573), расположенной на сравнительно небольшом склоне, регулярный сад строго симметричен, а ось водяных устройств совпадает с основной осью всего сада. Идея постепенного перехода от солнечного партера к прохладной тени верхнего сада и далее в лес выражена здесь с особой четкостью. В больших увеселительных резиденциях в этот период появились новые элементы оформления садового пространства: открытый театр, окруженный стриженым кустарником, небольшой закрытый сад хозяина дома (собственный сад), большие водные каскады

Сформированные в Риме новые приемы композиции вилл во второй четверти XVI в. были перенесены в северные районы Италии. В окрестностях Флоренции великолепный сад был создан при вилле Медичи в Кастелло. Очень известен также сад Боболи при палаццо Питти. План не дает даже приблизительного представления о необычности объемно-пространственного решения этого сада, построенного на сложных взаимосвязях аллей, соединяющих лавровые и кипарисовые боскеты, расположенные на разных уровнях. Строительство вилл в Венеции, городе утонченной культуры, развивалось в несколько ином направлении. В созданных Палладио сельскохозяйственных виллах-фермах жилой дом хозяина, хозяйственные постройки и прилегающие участки садов удачно соединены в один высокохудожественный симметричный ансамбль (виллы Ротонда в Виченце, Трисенко в Меледо, Эмо в Фанцоло). В эпоху Возрождения основным типом сада в Италии являлся сад виллы. Сначала это был лишь скромный сад доходной фермы (1 га), который позже превратился в великолепный парковый ансамбль при дворце или загородной резиденции (35 га). В композиции итальянских вилл нашла отражение идея гегемонии человека над природой, характерная для эпохи Возрождения. Регулярные композиции строились на основе следующих принципов: единства ансамбля виллы и сада; сдержанной монументальности (рациональные и гармоничные пропорции); последовательности (анфиладности), строгой организованности; спокойствия и уравновешенности; четкости плана (квадрат, круг); организации продольных (вдоль склонов), а затем и глубинных (поперек склона) перспектив; создание разнообразных театрализованных эффектов; подчеркивание преемственной связи с античным Римом. К наиболее характерным относятся такие приемы построения садовых композиций итальянских вилл: террасирование склонов холмов, оформленное высокими стенами, вазами, балюстрадами, скульптурами и гротами; обводнение территории сада системой каскадов, фонтанов и бассейнов; завершение садовых перспектив амфитеатром со скульптурой на фоне зелени (заимствовано у древних римлян) или свободно растущих групп деревьев; оформление партеров строгими по рисунку цветочными коврами; стрижка деревьев и кустарников; использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада. Начиная с 1530 г. в архитектуре Италии все четче формируются два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, подготовило развитие классицизма в Европе. Барокко в садово-парковом строительстве утвердилось в 80-е годы XVI в. и было искусством разбогатевшей буржуазии. Наиболее выразительными виллами барокко в Италии следует считать виллы Боргезе (1608), Памфили, Альбани (1746) и Альдобрандини (1598-1603). Две из них - Боргезе и Альдобрандини[рис.2.2.2.2] - расположены в окрестностях небольшого городка Фраскати, недалеко от Рима, на склонах живописных Альбанских гор. Автором виллы Альдобрандини был Джакомо делла Порта (1540-1602), а сад создал Джованни Фонтана. В композиции сада появился новый элемент - радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратные членения территории. Из лоджии виллы, устроенной наверху здания, были видны водные каскады, нимфеи и атлант, поддерживающий земной шар.

 

рис.2.2.2.2

Сад виллы Альдобрандини с его полукруглыми и овальными формами, грандиозными лестницами, скульптурными украшениями, совпадением главной оси с водной является самым ярким образцом чистой формы барокко. Автором виллы Альбани считается А. Нолли. В связи с тем, что вилла была расположена в местности с плоским рельефом, по композиции она несколько отличается от террасных вилл. Тем не менее, ее украшает богатый узорный партер, аллея стриженых кипарисов с античными скульптурами, а завершение театра выполнено в виде традиционного кофейного домика. Сад на острове Изола-Белла среди озера Лаго-Маджоре занимает особое место в садовом строительстве Северной Италии эпохи барокко. Его площадь 3 га. Композиция сада навеяна висячими садами Семирамиды. Он расположен на десяти террасах. Пять нижних террас покоятся на холме, а пять верхних - искусственные. Сад Изола-Белла в истории садового искусства барокко считается триумфом террас, балюстрад, колонн, ваз и статуй, но производит впечатление театральной декорации на фоне прекрасного пейзажа. Стиль барокко способствовал возникновению большого количества усложненных малых архитектурных форм. К ним, например, относится рассчитанный на театрализованный эффект коридор Баромини



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: