2.1 Природные ресурсы
Природные ресурсы Италии весьма разнообразны.
Италия сравнительно богата природными ресурсами, однако месторождения некоторых из них до конца не изучены. Больше всего страна обогащена строительными материалами и ртутной рудой, но куда меньше энергоресурсами. Природные ресурсы Италии используются не только для собственных нужд, но и идут на экспорт в другие страны. Богатый природный потенциал страны в сочетании с уникальными гидроресурсами Альп, несомненно, имеют огромную ценность и представляют большую значимость в экономике современной Италии.
Пожалуй самые востребованные природные ресурсы Италии - это солнце, море, горы и великолепные природные ландшафты, вместе с целебными термальными источниками. Все это хорошо продается как туристам, так и коренным жителям страны и составляет основную часть валового продукта этой туристической страны.[26]
2.1.1 Климатические ресурсы рекреации и туризма
Далеко протянувшаяся с севера на юг территория Италии отличается большим разнообразием климата - от умеренно теплого на Паданской равнине до ярко выраженного субтропического на Сицилии. Существенно влияют на разнообразие климата горы, крупные озера и пр.
Собственно средиземноморским можно назвать климат лишь полуостровной и островной Италии. На юге лето сухое и жаркое (средняя температура июля - августа + 26°С), зима мягкая, теплая (средняя температура января + 8-10°С). В северных и центральных частях Апеннинского полуострова июль прохладнее в среднем на два градуса, а в январе заметно холоднее (+ 1,4-4°С).
Снег на Апеннинском полуострове выпадает крайне редко. Здесь 2/3 всех дней в году безоблачные. Максимум осадков приходится на зиму. В Апулии расположено самое засушливое место в Италии (г. Сан-Панкрацио-Салентино), где выпадает всего 197 мм осадков в год. В верхней части Апеннинских гор климат холодный, а в замкнутых межгорных долинах - резко континентальный. С марта по октябрь на юге Италии, особенно на Сицилии, нередко дует сирокко, приносящий из Африки сухую жару и тончайшую красноватую пыль. Для Сардинии зимой характерен северо-западный ветер из Лионского залива - мистраль.
Существенны климатические различия между западными и восточными склонами Апеннин. Первые получают больше осадков в виде дождя, вторые - в виде снега. Климат западных склонов значительно мягче. Особенной мягкостью климата отличаются приморские районы Италии, особенно Лигурийская Ривьера, побережья Ионического моря, островов Сицилия и Сардиния. Здесь разница между средними температурами самого холодного и самого теплого месяца всего 15°. Поэтому по побережьям Италии, особенно на Лигурийской Ривьере, цепочкой тянутся известные климатические курорты.
Климат Паданской равнины переходный от субтропического к умеренному, причем ближе к умеренно континентальному. Лето здесь почти такое же жаркое, как на Апеннинском полуострове (средняя температура июля + 23-24°С), но зима холодная и туманная (средняя температура января около 0°), иногда бывают морозы до -10°. Снег лежит на равнинах 20-30 дней, на высоте 1000 м над уровнем моря - 2,5 месяца, а на высоте 2000 м - до 200 дней. Из 600-1000 мм годовых осадков половина приходится здесь на весну и лето. Нередко они выпадают в виде сильных ливней, порой катастрофических. Летом часто бывают грозы и град. В Альпах климат меняется с высотой от умеренно теплого до холодного. Больше всего осадков получают обращенные к влажным западным ветрам склоны Карнийских Альп (в долине р. Изонцо - свыше 3300 мм в год), в остальных альпийских районах в среднем выпадает 1000 мм осадков в год. Нередко в Альпах бывают такие обильные снегопады, что перевалы становятся непроходимыми. Зимой в предгорьях часто дует сухой и теплый фен - трамонтана, а с невысоких гор близ Триеста обрушивается сильный холодный ветер - бора.
Лучшее время для поездок в Италию – весна, начало лета и осень, хотя на Пасхальной неделе центры итальянских городов переполнены туристами, а в апреле и мае забиты экскурсионными группами итальянских школьников. Сентябрь и начало октября, когда цены в отелях и на авиабилеты снижаются, часто особенно красивы благодаря солнечным дням во время сбора винограда. Зима это лучшее время для любителей оперы, а также для хождения по магазинам в Милане, Риме или Винеции, когда в них меньше покупателей. Но на юге еще до конца февраля сады покрываются розовыми цветами миндаля. [24]
2.1.2 Туристские ресурсы рельефа
Почти 4/5 территории Италии занимают горы и возвышенности, менее ¼ ее площади приходится на Паданскую равнину и узкие прибрежные низменности. Высочайшие вершины: Монблан (4807 м), Монте-Роза (4634 м), Червина (4478 м).. Горные цепи Альп перерезаны многочисленными долинами и перевалами, доступными в течение всего года или закрывающимися лишь на короткое время зимой.Это подходит для альпенизма. По перевалам проходят автомобильные и железные дороги, во многих местах горы пронизаны тоннелями.
Альпи также подходят для занятий спелиологией.В Альпах находится одна из самых глубоких пещер мира - Антрио-дель-Коркья (805 м). Всего в Италии насчитывается около 70 крупных пещер и несколько сот гротов. Во всем мире известен Голубой грот на берегу острова Капри.
Италия – одна из немногих европейских стран, где часто бывают землетрясения, которые нередко носят катастрофический характер. В XX веке в стране было зарегистрировано свыше 150 землетрясений. Последнее сильное землетрясение произошло в ноябре 1980 года. Оно охватило обширную территорию – 26 тыс. кв. км (от г. Неаполя до г. Потенца). Италия – единственная страна в Европе, где имеются вулканы разных типов и в разных стадии развития: есть потухшие вулканы (Эвганейские холмы, Альбанские горы) и действующие (Этна, Везувий, Стромболи).
Рельеф Италии оказывает благоприятное влияние на развитие туризма в стране. Его разнообразие позволяет развивать в Италии различные виды туризма:
· горнолыжный туризм в Альпах (курорты, расположенные в итальянских Доломитовых Альпах знамениты на весь мир, самая высокая гора Европы – Монблан частично находится на территории Италии);
· наличие протяженной береговой линии, обилие пологих песчаных пляжей, красивых удобных бухт, чистота моря благоприятствуют развитию курортного дела на побережье всех морей, омывающих Италию;
· наличие морских портов помогает организовать удобные туристические морские маршруты;
· наличие уникальных природных объектов (вулканы Везувий, Этна, Стромболи), живописные горы и холмы, пещеры, озера дополнительно привлекает туристов.
2.1.3 Водные ресурсы туризма
В Италии нет длинных и полноводных рек, это скорее горные потоки, стекающие прямо в море или образующие небольшие речные системы. Развитую сеть образуют лишь реки Северной Италии, круглый год питающиеся талыми ледниковыми водами и обильными осадками. Водные ресурсы страны в целом оцениваются в 155 млрд. куб. м, не считая 13 млрд. куб. м подземных вод, стекающих в море. Более половины всех водных ресурсов приходится на Северную Италию. Около 1/4 территории страны занимает бассейн ее самой длинной (652 км) и полноводной реки - По. Она берет начало в Коттских Альпах, течет через всю Паданскую равнину и впадает в Адриатическое море, образуя обширную, растущую с каждым годом дельту. Из мутных вод По осаждается такое количество взвешенных частиц горных пород, что местами в низовьях ее русло лежит выше окружающей равнины. Это потребовало сооружения многочисленных дамб для защиты от наводнений, которые здесь не редкость. По судоходна от устья до г. Кремоны. В ее дельту вплетена целая сеть судоходных каналов. Более полноводны левые притоки По, питающиеся летом альпийскими талыми ледниковыми водами. На многих из них построены плотины и водохранилища. Апеннинские притоки - небольшие горные реки, наиболее полноводные весной и дождливой осенью. Остальные реки Северной Италии, не входящие в систему По (Адидже, вторая по длине после По, Пьяве, Тальяменто, Рено и др.), наиболее полноводны в июне в результате таяния зимнего снега и выпадения летних дождей. На границе между сухими равнинами альпийских предгорий и низменностью тянется линия источников - фонтанили, выходящих над глинистым водоупорным горизонтом из водоносных и водопроницаемых слоев - известняков, щебенки, песка. Фонтанили питают некоторые притоки По, орошают луга и рисовые поля, используются для водоснабжения населенных пунктов. Реки Апеннинского полуострова - средиземноморского типа, т. е. они полноводны осенью и зимой и мелеют летом. Среди них по длине (405 км) выделяется Тибр. Судоходен он только на участке от Рима до устья. Через систему каналов, озер, притоков Тибр связан с другой относительно крупной рекой полуострова - Арно.
Итальянские реки давно используются человеком как источник электроэнергии, для ирригации, водоснабжения, в небольших размерах - для судоходства. Сток многих рек, особенно альпийских, регулируется искусственными водохранилищами. Технически доступные для освоения гидроэнергоресурсы Италии, оцениваемые в 56 млрд. кВт*ч, почти полностью используются имеющимися гидроэлектростанциями. Более 60% гидроресурсов сосредоточено в Альпах. В предгорьях и горных районах Альп расположены обширные (от 50 до 370 кв. км) и глубокие (более 400 м) озера ледникового происхождения: Лаго-Маджоре, Лугано, Комо, Изео, Гарда и др. Открытые к югу и защищенные с севера горами, озерные котловины имеют мягкий и здоровый климат. На берегах альпийских озер немало курортов мирового значения. Кроме крупных озер в Альпах у границы снежного покрова разбросано около 3000 небольших удивительно живописных озер, также ледникового происхождения.На Адриатическом побережье встречаются мелкие озера с соленой водой - бывшие лагуны, отгороженные от моря песчаными косами. В некоторых из них добывают соль.Озера Центральной Италии - Больсена, Вико, Браччано, Альбано, Неми - представляют собой заполненные водой кратеры потухших вулканов. Есть также в Италии и озера карстового (Матезе) и тектонического (Тразимено) происхождения. Естественная гидрографическая система страны сильно изменилась за долгие века хозяйственной деятельности человека. Начиная со времен греков-колонистов, этрусков и римлян и вплоть до наших дней здесь строились акведуки, судоходные и оросительные каналы, плотины, дамбы, искусственные водохранилища, осушались болота и озера (например, Тосканская Маремма, Фучино).
2.1.4.Пляжные ресурсы
Отдых на пляже в Италии означает романтическое уединение в спокойной бухте, прекрасный отдых для семей с детьми; чистейший песок на побережьях и чудесные пляжи, протянувшиеся на несколько километров.
В дополнение к отдыху на пляже, на севере Италии можно найти большое количество термальных источников бальнеологических курортов для туристов из всех уголков Европы и всего мира. Италия преуспела в продвижении привлекательного отдыха на побережье. Здесь предлагают туристам также большое количество частных пляжей, которые содержаться в идеальном состоянии и борются за чистоту на пляжах. Однако стоит избегать пляжных мест, расположенных вблизи портов и устьев рек. Если Вы планируете отдых на пляжах Италии, вам необходимо знать то, что в большинстве случаев вход на них платный. Входные цены зависят от регионов и варьируют в пределах от 5 до 15?. Можно приобрести недельный абонемент на пляж для одного отдыхающего или для всей семьи. Абонемент также можно получить в иностранном туристическом бюро. На севере располагаются Лигурия и Венеция - известные туристические регионы Италии. На побережье Адриатического моря есть довольно известные места, такие как Бибионе, Римини, а также Риччоне, которые относятся к самым любимым местам отдыха на побережье Италии. В целом всю береговую линию, начиная от города Триест и до Каттолика, называют «самым большим по протяженности побережьем Европы». Не менее популярными и легендарными являются морские курорты и рыболовецкие места в Лигурии: Спе́ция, Чинкве-Терре, а также Сан-Ремо. Города региона Тосканы по-прежнему считаются самыми таинственными и чарующими местами. Здесь самые чудесные золотые песчаные пляжи и старые рыбацкие деревушки, которые относятся на сегодняшний день к самым большим морским и яхтцентрам.
Не стоит забывать об озерах, располагающихся на севере Италии. Между тем здесь очень редко встречаются истинно натуральные от природы пляжи. Эти озера рассчитаны в большей степени не для приезжающих в отпуск туристов, а на любителей и профессионалов, занимающихся водным спортом. Даже озера, находящиеся в центральной Италии, более теплые и более располагают к романтическому отдыху в окружении прелестной природы.
Чем южнее будет ваш отпуск в Италии, тем чище вы встретите пляжи на побережье Средиземного моря. Белоснежные, а если посчастливится и даже практически безлюдные пляжи в Калабрии. Скалистые утесы и сказочные заливы на севере Сицилии достойны особого внимания для туристов, планирующих провести чудесный отдых в Италии на море. На восточном побережье Сицилии чаще встречаются пляжи с мелкой галькой. Южное побережье Сицилии поражает своими бесконечными песчаными пляжами. В Сардинии Коста Смеральда – место, которое является очень популярным в Италии среди любителей отдыха на пляже. [27]
2.1.5 Бальнеологические ресурсы
Термальные курорты Италии в основном сосредоточены на севере страны, в предгорьях Альп в провинции Тоскана. В Тоскане термальных курортов больше, чем в любой другой провинции Италии. Лечебные свойства здешних горячих источников были известны ещё этрускам.
Бальнеологические источники:
Абано-Терме (Abano-Terme)[рис.2.1] - маленький городок в окрестностях итальянского города Падуя. Абано-Терме одна из древнейших термальных станций Европы. Целебные свойства источника были известны со времен римских походов, когда местная грязь удивительно быстро ставила на ноги солдат и их лошадей.
рис.2.1
Остров Искья (Isola di Ischia)[рис.2.2] самый крупный из островов Тирренского моря. По красоте Искья не уступает Капри, однако Искья больше известна не как морской, а как бальнеологический курорт на термальных водах.
рис.2.2
Кьянчиано-Терме (Chianciano Terme)[рис.2.3] находится около города Сиена. Курорт специализируется на лечении заболеваний печени. Холодные и термальные воды бальнеологического курорта Кьянчиано-Терме используют для ванн и питьевого лечения.
рис.2.3
Курорт Монсуммано-Терме (Monsummano Terme)[ рис.2.4] находится рядом с Монтекатини. Особенность Монсуммано - использование естественных лечебных помещений (пещер). Свойства пещер вылечивать проблемы с дыханием были открыты в середине XIX века.
рис.2.4
Монтекатини-Терме (Montecatini Terme)[рис.2.5] - один из лучших итальянских бальнеологических курортов. Курорт является наиболее знаменитым из всей тосканской цепочки термальных центров. Как и многие другие европейские курорты "на водах", Монтекатини возник в XVIII веке, хотя целебность источников была известна давно...
рис.2.5
Курорт Терме-ди-Сатурния (Saturnia)[рис.2.6] расположен на серных источниках. Согласно старинному преданию эти источники, есть творение самого бога Сатурна. Лечение на бальнеологическом курорте Сатурния осуществляется купанием в вулканическом кратере.
рис.2.6
Сирмионе (Sirmione)[рис.2.7] - известный курорт на сернистых источниках на побережье озера Гарда. Легкий, едва уловимый запах сероводорода - своеобразная визитная карточка Сирмионе. Здешняя термальная вода используется для лечения ревматических заболеваний, варикозного расширения вен, диабета.[28]
рис.2.7
2.1.6.Биотические ресурсы туризма
Растительный мир Италии чрезвычайно разнообразен. Однако многовековая человеческая деятельность привела к тому, что в стране всюду, за исключением высокогорья, преобладают культурные ландшафты. Леса занимают лишь около 20% территории страны, главным образом в горах и на холмах, равнины же практически безлесны. Флора Апеннинского полуострова и островов в основном средиземноморская, в остальной части Италии — преимущественно среднеевропейская. Для растительного покрова Италии характерна отчетливо выраженная высотная зональность и преобладание типов растительности, непосредственно созданных человеком или возникших под его воздействием.
На Апеннинском полуострове естественную растительность нижней зоны (до 500-600 м на севере и до 700-800 м на юге) образуют преимущественно заросли маквиса, состоящие из вечнозеленых кустарников и некоторых видов деревьев (мирт, земляничное дерево, древовидные верески, дикая маслина и др.). Характерны небольшие леса из вечнозеленых дубов (каменный и пробковый дубы), вблизи моря встречаются рощи из средиземноморской сосны и пинии. На каменистых склонах распростанена т. н. гарига — тип растительности, возникающей как правило, на местах бывщих пастбищ и состоящей из низкорослых вечнозеленых кустарников, полукустарников и многолетних трав. Однако преобладающей растительностью средней зоны является культурная, в особенности поля зерновых культур и виноградники. Широко распространены насаждения масличных и фруктовых деревьев (апельсины, лимоны, миндаль, фиги и др.)
Средняя высотная зона (до 800-1000 м на севере и до 1300-1500 м на юге) — это зона листопадных кустарников и лесов, главным образом дубовых. Наиболее распростанены породы — дуб, каштан, бук. Еще выше лежит зона хвойно-широколистных лесов, состоящих преимощественно из бука, ели и европейской пихты.
В Альпах в нижней зоне естественную растительность составляют главным образом широколистные леса, выше преобладает буковый лес, чередующийся с еловым и пихтовым. Выше хвойных лесов начинаются субальпийские высокотравные луга. Они сменяются альпийскими горными лугами, которые используются как летние пастбища. Выше горных лугов до самых вершин или ледников склоны покрыты мхами и лишайниками.
Почти вся поверхность Паданской равнины покрыта культурной растительностью, наибольшую площадь занимают посевы пшеницы, кукурузы и виноградники. Естественную растительность составляют ничтожные по площади участки листопадных дубовых лесов, в долинах рек — пойменные леса и луга. Аллеи тополей, ив, белых акаций окаймляют дороги, берега каналов и рек.
Фауна Италии принадлежит к средиземноморской, за исключением Альп, относящихся к среднеевропейской подобласти. В связи с истреблением лесов и большой площадью обрабатываемых земель в Италии сохранилось мало диких животных. Лишь в труднодоступных районах Альп и Апеннин, преимущественно в заповедниках, встречаются медведи, волки, серны, косули, на острове Сардиния — муфлоны, лани, дикие лесные коты. Широко распространены кабаны. В Альпах много лисиц. Гораздо лучше сохранились мелкие хищники и грызуны — ласки, куницы, сурки, белки, а также зайцы. Повсеместно распространены ежи и летучие мыши. Богат мир пресмыкающихся. Италия изобилует ящерицами, змеями, черепахами. Очень разнообразен и многочислен мир птиц — около 400 видов. В горах встречается ястреб-тетеревятник, гриф, беркут, в высокогорьях Альп — глухарь, рябчик, белая куропатка, стриж. На равнинах, по берегам озер много гусей и уток. Из морских рыб важное промысловое значение имеют кефаль, треска, сардины, тунец, макрель, камбала, а из речных — карп, форель, угорь. Крупных млекопитающих немного, и все они имеют ограниченное распространение; наиболее к такой среде обитания приспособилась серна (в Альпах и Апеннинах). Из мелких млекопитающих встречаются дикая кошка, хорек, каменная и лесная куницы. Из грызунов распространены зайцы и белки.[23]
2.1.7. Национальные парки и заповедники в Италии
Италия имеет обширную охраняемую территорию - 23 национальных парка, 89 региональных парков, 270 региональных и 142 государственных заповедника, 47 заповедных болотистых экосистем и 7 морских заповедников, что составляет почти 10% территории страны. Природа Апеннинского полуострова уже много веков находится под постоянным давлением со стороны человека, поэтому участков с дикой средой здесь очень немного, а сами парки в большинстве своем невелики по площади, но зато они очень ухожены и красивы, что привлекает внимание множества туристов.
Национальный парки: Гран-Парадизо, Валь-Гранде, Чинке-Терре, Тосканского архипелага, Форесте-Касентинези, Апеннин, Абруцци, Лацио и Молизе, Чирчео, Гран-Сассо-и-Монти-Делья, Везувий, Чиленто-и-Валло-ди-Диано, Поллино, Сила, Аспромонте, Гаргано, Маджелла Монти-Сибиллини, Доломити-Беллунези, Стельвио, Асинара, архипелага Ла-Маддалена.[29]
2.2 Антропогенные туристские ресурсы
2.2.1.Памятники истории и архитектуры
Италия - удивительная страна. Здесь расположено около 60% культурных ценностей Европы, А многие итальянские города, в первую очередь Рим, Венеция, Флоренция, Пиза и Милан, являются фактически музеями под открытым небом. Каждый великий город Италии уникален по своему, ведь в его создании на протяжении столетий и разных эпох принимали участвие многие архитекторы и скульпторы. Искусство Италии имеет богатейшую историю и занимает одно из ведущих мест в мировой культуре. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь от античности через эпоху Возрождения до готики, барокко и дальше, оставив свою многоликость и разнообразие в мостах и замках, улицах и дворцах. Из многочисленных достопримечательностей страны можно упомянуть следующие:
Рим
"Вечный город" Рим как никакой другой город богат на памятники античности. Здесь расположены Колизей, Пантеон, Римский и Императорский Форумы, Курия, храм Антонина и Фаустины, Дом Весталок, храм Весты, храм Ромула и десятки других древних сооружений. В Риме туристы так же смогут найти большое количество различных музеев и галерей - Капитолийский музей, Национальный музей Вилла Джулия (коллекция предметов этрусского и римского искусства), галерея Боргезе (живопись и скульптура), Национальный римский музей (древнегреческая и древнеримская скульптура), несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи. Милан
Милан - один из древнейших городов страны. Самые известные достопримечательности города - Миланский собор в готическом стиле, строительство которого было начато в 1386, а окончено в 1965 году; доминиканский монастырь, в трапезной которого находится знаменитая фреска работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"; художественная галерея Брера; несколько художественных музеев; театр "Ла-Скала".
Флоренция
Флоренция не уступает Риму по богатству и величию своих памятников.Это уникальный город, давший миру величайших мастеров изобразительных искусств и прославленная родина Ренессанса, лежит у самого подножия Северных Апеннин на границе двух областей Италии — Тосканы и Эмилии, пересекаемый рекой Арно. Среди достопримечательностей города - собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1461) в готическом стиле, украшенный красным, зеленым и белым мрамором; колокольня XIV века; баптистерия Сан-Джованни (XI-XV веков), известная позолоченными бронзовыми дверьми, восточная дверь, украшенная скульптурными сценами из Ветхого Завета, называется "Райские Врата"; Национальный музей, в котором находится коллекция скульптур работы Донателло; фонтан Нептуна (1576); палаццо Веккио (1299-1314); Галерея Уфицци - одна из величайших коллекций итальянских мастеров; галерея Питти с работами Рафаэля, Перуджино, Тициана, Тинторетто; гробница семьи Медичи с мраморным барельефом работы Микеланджело; дворец Медичи-Рикардй (XV век), в котором расположен музей Медичи; монастырь Сан-Марино, в музее которого находятся работы Фра Анжелико и Фра Бартоломео, в нем же келья философа Савонаролы; галерея Академии изящных искусств, где хранится знаменитая скульптура работы Микеланджело - Давид; Археологический музей; францисканская церковь Санта-Гроче (XIII-XIV века), расписанная Джотто, ее называют Пантеон Флоренции, так как в ней похоронены Микеланджело Буонаротти, философ и политический деятель Николо Маккиавелли, композитор Россини. Во Флоренции так же огромное количество музеев и парков. Галерея Уффици - не только один из старейших музеев Италии (1560 г.), но и самое полное и значительное собрание итальянской живописи в мире.
Венеция
В отличие от таких городов-музеев под открытым небом как Рим и Флоренция, Венеция – музей на воде. В Венеции (уникальном городе, расположенном на 122 островах, город пересекает 170 каналов) - 400 мостов, самым знаменитым, пожалуй, является "Мост вздохов", по которому преступники шли после суда Дожей; собор св. Марка (828); дворец венецианских дожей; гранитные колонны, возведенные в 1180 году, на одной из которых изображен крылатый лев св. Марка (покровителя Венеции), на второй - св. Теодор на крокодиле; несколько художественных музеев.
Падуя
Падуя, основанная около VI в. до н. э., родина одного из старейших европейских университетов и крупный научный и культурный центр Средневековья, сейчас считается одним из красивейших городов Европы. От площади Валле в разные стороны лучами разбегаются узкие средневековые улочки, вымощенные неровной брусчаткой. В центре города, напротив Пьяцца-дель-Санто, расположен дом, в котором в середине XV в. жил Донателло. Прекрасная церковь Св. Антонио (базилика Дель-Санто) - одна из главных достопримечательностей города.
Пиза
Пиза – город Падающей башни и одного из известнейших в Италии университетов. Падающая башня (Torre Pendente), сооруженная в 1173 г., по праву является символом города. Хотя ее отклонение от вертикали составляет уже около 5 метров, архитекторы и ученые не теряют надежд остановить этот пока необратимый процесс. Впрочем, не только Падающая башня, но и остальные три сооружения на Площади чудес (Campo dei Miracoli) – покрытой зеленой лужайкой центральной площади Пизы – изумляют своей красотой и необычностью. Главный собор (Duomo) являет собор пример так называемого романо-пизанского стиля. Циллиндрический беломраморный Баптистерий был построен в 1152-1260 гг. и также украшен работами Джованни Пизано. Campo Santo Vecchio - еще одна достопримечательность Площади чудес. Относящееся к 1277 году сооружение известно прежде всего своими изумительными мозаиками и фресками, не все из которых уцелели после II мировой войны.
Неаполь
Жемчужиной юга Италии является Неаполь ("Неаполис" - Новый город), расположенный в живописном месте на берегу Неаполитанского залива. Неаполь богат архитектурными памятниками, однако главная достопримечательность региона, в котором расположен Неаполь, находится вне города. Это – расположенный сравнительно недалеко вулкан Везувий. Археологический музей Неаполя славится богатой коллекцией экспонатов, свидетельствующих о жизни древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, пострадавших от извержения Везувия. [30]
2.2.2. Садово-парковое искусство
Флоренция. Еще в XIV в. этот богатый город стал центром искусства и культуры всей Северной Италии.[ рис.2.8] Красивый флорентийский пейзаж с пологими холмами, между которыми протекала река Арно, казалось, был специально создан для строительства загородных вилл с террасными садами. Все во Флоренции, от названия города и до названия знаменитого кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре, связано с цветами и свидетельствует о большой любви флорентийцев к природе. Сады вилл во Флоренции сыграли важную роль в развитии садового искусства Италии. Вместо закрытой и схематической композиции дворов средневековья появляется форма жизнерадостного, связанного с природой сада. В нем находили применение все достижения садового искусства античности и технические усовершенствования, рожденные бурным развитием эпохи. Типичными флорентийскими виллами XV в. можно считать виллу Медичи во Фьезоле близ Флоренции, построенную Микелоццо (1396-1472), и виллу в Поджо а Кайяно, которую возвел Джулиано да Сангало (1445-1516). Центрическая композиция виллы, подчиняющая себе сад и связанная с ним террасами и лестницами, свидетельствует о характерном для того времени представлении о господствующем положении человека в природе. Тип загородной виллы дальнейшее развитие получил в Риме, продолжавшем в общих чертах художественные традиции Флоренции. Хозяйственное значение виллы отошло на второй план или вовсе исчезло. Большое влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких видных архитекторов и художников, как Браманте (1444-1514), Рафаэль (1483-1520), Палладио (1508 - 1580), которые изобрели много новых замечательных художественных приемов. В 1503 г., решая сложную задачу соединения построек Ватикана в единый ансамбль, архитектор Браманте создал длинный двор и сад на разных уровнях. Он применил совершенно новый прием завершения композиции вдоль длинной оси с одной стороны нишей, а с другой - зрелищным амфитеатром. Двор Бельведер использовали как сцену для представлений, а окружающие части сада как декорации. Этот прием стал характерным для Италии XVI в. и был повторен в амфитеатре сада Боболи и виллы папы Пия. В вилле Мадама в Риме (1517) Рафаэль использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытом пространстве сада. Здесь впервые в садово-парковом искусстве применены принципы анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Вилла Мадама состоит из трех частей: первая - в форме квадрата, по характеру планировки напоминающая сады раннего средневековья; вторая - в форме круга с портиками по периметру, в которых размещены скульптуры; третья - в форме стадиона с трибунами.
рис.2.8
Строго спланированные, регулярные части садов гармонировали с природой и особенностями местности. Вечнозеленые растения, камень и вода - основные средства садово-паркового искусства - в Италии начинают играть существенную художественную роль в композиции целого. Расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности подпорные стены, лестницы, скамьи, боскеты, фонтаны были рассчитаны на создание разнообразных эффектов. Сначала перспективы сада строили в основном параллельно склонам. Позже их направляли главным образом поперек рельефа, пронизывая весь ансамбль и раскрывая дальние виды. В этом отношении примером может быть вилла д'Эсте в Тиволи (1540). Типичные для римских вилл черты варьировались в зависимости от конкретных условий местности, а также личных вкусов заказчиков. Так, в вилле Ланте близ Витербо архитектора Виньолы (1507-1573), расположенной на сравнительно небольшом склоне, регулярный сад строго симметричен, а ось водяных устройств совпадает с основной осью всего сада. Идея постепенного перехода от солнечного партера к прохладной тени верхнего сада и далее в лес выражена здесь с особой четкостью. В больших увеселительных резиденциях в этот период появились новые элементы оформления садового пространства: открытый театр, окруженный стриженым кустарником, небольшой закрытый сад хозяина дома (собственный сад), большие водные каскады
Сформированные в Риме новые приемы композиции вилл во второй четверти XVI в. были перенесены в северные районы Италии. В окрестностях Флоренции великолепный сад был создан при вилле Медичи в Кастелло. Очень известен также сад Боболи при палаццо Питти. План не дает даже приблизительного представления о необычности объемно-пространственного решения этого сада, построенного на сложных взаимосвязях аллей, соединяющих лавровые и кипарисовые боскеты, расположенные на разных уровнях. Строительство вилл в Венеции, городе утонченной культуры, развивалось в несколько ином направлении. В созданных Палладио сельскохозяйственных виллах-фермах жилой дом хозяина, хозяйственные постройки и прилегающие участки садов удачно соединены в один высокохудожественный симметричный ансамбль (виллы Ротонда в Виченце, Трисенко в Меледо, Эмо в Фанцоло). В эпоху Возрождения основным типом сада в Италии являлся сад виллы. Сначала это был лишь скромный сад доходной фермы (1 га), который позже превратился в великолепный парковый ансамбль при дворце или загородной резиденции (35 га). В композиции итальянских вилл нашла отражение идея гегемонии человека над природой, характерная для эпохи Возрождения. Регулярные композиции строились на основе следующих принципов: единства ансамбля виллы и сада; сдержанной монументальности (рациональные и гармоничные пропорции); последовательности (анфиладности), строгой организованности; спокойствия и уравновешенности; четкости плана (квадрат, круг); организации продольных (вдоль склонов), а затем и глубинных (поперек склона) перспектив; создание разнообразных театрализованных эффектов; подчеркивание преемственной связи с античным Римом. К наиболее характерным относятся такие приемы построения садовых композиций итальянских вилл: террасирование склонов холмов, оформленное высокими стенами, вазами, балюстрадами, скульптурами и гротами; обводнение территории сада системой каскадов, фонтанов и бассейнов; завершение садовых перспектив амфитеатром со скульптурой на фоне зелени (заимствовано у древних римлян) или свободно растущих групп деревьев; оформление партеров строгими по рисунку цветочными коврами; стрижка деревьев и кустарников; использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада. Начиная с 1530 г. в архитектуре Италии все четче формируются два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, подготовило развитие классицизма в Европе. Барокко в садово-парковом строительстве утвердилось в 80-е годы XVI в. и было искусством разбогатевшей буржуазии. Наиболее выразительными виллами барокко в Италии следует считать виллы Боргезе (1608), Памфили, Альбани (1746) и Альдобрандини (1598-1603). Две из них - Боргезе и Альдобрандини[рис.2.2.2.2] - расположены в окрестностях небольшого городка Фраскати, недалеко от Рима, на склонах живописных Альбанских гор. Автором виллы Альдобрандини был Джакомо делла Порта (1540-1602), а сад создал Джованни Фонтана. В композиции сада появился новый элемент - радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратные членения территории. Из лоджии виллы, устроенной наверху здания, были видны водные каскады, нимфеи и атлант, поддерживающий земной шар.
рис.2.2.2.2
Сад виллы Альдобрандини с его полукруглыми и овальными формами, грандиозными лестницами, скульптурными украшениями, совпадением главной оси с водной является самым ярким образцом чистой формы барокко. Автором виллы Альбани считается А. Нолли. В связи с тем, что вилла была расположена в местности с плоским рельефом, по композиции она несколько отличается от террасных вилл. Тем не менее, ее украшает богатый узорный партер, аллея стриженых кипарисов с античными скульптурами, а завершение театра выполнено в виде традиционного кофейного домика. Сад на острове Изола-Белла среди озера Лаго-Маджоре занимает особое место в садовом строительстве Северной Италии эпохи барокко. Его площадь 3 га. Композиция сада навеяна висячими садами Семирамиды. Он расположен на десяти террасах. Пять нижних террас покоятся на холме, а пять верхних - искусственные. Сад Изола-Белла в истории садового искусства барокко считается триумфом террас, балюстрад, колонн, ваз и статуй, но производит впечатление театральной декорации на фоне прекрасного пейзажа. Стиль барокко способствовал возникновению большого количества усложненных малых архитектурных форм. К ним, например, относится рассчитанный на театрализованный эффект коридор Баромини