Делопроизводство – это совокупность работ, связанных с созданием документов, их регистрацией, классификацией, движением, учетом и хранением. Основной задачей системы делопроизводства в ДУ является формирование информационных потоков – основного ресурса, используемого в процессе управления. Все формы управленческой деятельн6ости отражены в документах, выступающих способом и средством реализации возложенных на аппарат управления функций. В процессе делопроизводства осуществляется фиксирование информации (документирование) и организация работ с документами. Под документированием понимается создание текстовых документов в сфере управления. В процессе управления информация, зафиксированная в документе, является не только основанием для принятия решения, но и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности информация выступает как предмет труда и результат труда.
Делопроизводство в управлении составляет полный цикл обработки и движения документов в учреждении с момента их создания или получения до завершения исполнения и отправки. Документация исчисляется количеством входящих (документы, поступающие в ДУ), исходящих (документы, созданные в данном ДУ и отправленные адресату), внутренних документов (документы, созданные данным учреждением и предназначенные для его собственных потребностей). Документы фиксируются в книгах входящей и исходящей документации, которые ведутся в стандартной форме, прошнуровываются, нумеруются и скрепляются печатью и подписью руководителя.
При работе с входящей документацией может быть предложен следующий порядок прохождения:
|
· Предварительное рассмотрение документов;
· Регистрация документа;
· Направление на исполнение;
· Контроль исполнения;
· Оформление документов;
· Подшивка документов в дело;
При работе с исходящей документацией – следующий порядок прохождения документации:
· Составление проекта документа исполнителем; согласование проекта;
· Проверка правильности оформления проекта;
· Утверждение или подписание документа руководителем;
· Регистрация документа;
· Отправка документа по адресу;
· Подшивка копии документа в дело.
Каждое ДУ имеет номенклатуру дел.
Номенклатура дел - это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в учреждениях, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Номенклатура дел предназначена для обеспечения порядка группировки исполненных документов в дела, систематизации и учёта дел, индексации дел и определения срока их хранения. Номенклатура дел согласуется с руководителем вышестоящего органа образования и утверждается руководителем учреждения
Совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определённой сфере деятельности, составляет систему документации.
По отражаемым видам деятельности документы делятся на 2 группы:
1) документы по общим и административным вопросам, т.е. по вопросам общего руководства организацией;
2) документы по функциям управления. Управленческая деятельность фиксируется в документах.
Управленческие документы делятся на:
1) организационные документы:
|
• Устав;
• Коллективный договор;
• штатное расписание;
• правила внутреннего распорядка;
• должностные инструкции.
2) распорядительные документы:
• приказ;
• распоряжение;
• указание;
• инструкция.
3) информационно-справочные:
• протокол;
• акт;
• письмо;
• докладные и объяснительные записки;
• справка;
• телеграмма и телефонограмма и т.д.
4) организационно-распорядительные (протоколы);
5) претензионные (иски, жалобы, претензионные письма).
Для выработки определённых принципов составления и оформления документов, форм и методов работы с ними производится их классификация.
Документы классифицируются по различным признакам:
1) по способу фиксации информации:
• письменные;
• графические;
• фото- и кинодокументы;
• электромагнитные.
2) по содержанию:
• первичные, в которых фиксируются исходные данные;
• сводные, в которых фиксируются данные из первичных документов.
3) по происхождению:
• служебные, затрагивающие интересы предприятий, организаций;
• личные, касающиеся конкретного лица и являющиеся именными.
4) по наименованию - приказы, протоколы, акты, справки, письма и др.
5) по месту составления:
• внутренние, составляемые работниками данного учреждения, организации;
• внешние, поступающие из других организаций и частных лиц.
6) по срокам исполнения:
• срочные, требующие исполнения в определённый срок;
• несрочные, для которых срок исполнения не установлен.
7) по степени гласности - обычные, секретные, для служебного использования.
8) по юридической силе - подлинные и подложные.
9) по назначению (стадиям создания) - подлинники (оригиналы) и копии.
|
лицом и заверяется печатью.
10) по срокам исполнения - срочные, весьма срочные, несрочные.
11 )по количеству отражённых в них вопросов:
• простые (содержащие один вопрос);
• сложные (содержащие несколько вопросов);
12) по форме – стандартные и нестандартные;
13 ) по срокам хранения (постоянного срока хранения, временного срока хранения (до 10 лет), длительного срока хранения (свыше 10 лет)).
Важнейшим классификационным признаком документа является его содержан ие. Согласно этому в ДУ выделяют:
1. Административно-педагогическую документацию:
§ Книга распоряжений и приказов (2-3 шт) (2- по личному составу, 1 – по основной деятельности).
§ Книга протоколов педсоветов.
§ Журнал протоколов общих собраний заседаний родительского комитета.
§ Программа развития ДУ.
§ Годовой план.
§ Договор между родителями и ДУ.
§ Личные дела детей (путевки, направления, договор).
§ Личные дела работников ДУ (только для техперсонала, педперсонал ведет отдел кадров).
§ Устав ДУ.
§ Годовой отчет (статистический) – ежегодно сдается в статуправление.
2. Финансово-хозяйственную:
§ Техпаспорт ДУ.
§ Инвентарные списки основных средств Ф № ОС-13.
§ Книга складского учета материалов Ф № М 17.
§ Ведомость выдачи материалов на нужды ДУ Ф №410.
§ Ведомость оперативного количественного учета движения малоценных и быстоизнашивающихся предметов Ф №12.
§ Журнал регистрации боя посуды Ф №325.
§ Инвентаризационная опись или отличительная ведомость Ф №401.
§ Меню-требование № 298-299.
§ Табель учета ежедневной посещаемости детьми ДУ.
§ Табель учета рабочего времени.
3. Медицинскую:
1. Медицинская карта ребенка Ф 026 / у;
2. Журнал регистрации инфекционных заболеваний Ф 060 / у;
3. Журнал учета санитарно-просветительной работы Ф 038 /у;
4. Журнал записи санитарного состояния учреждения Ф 0308 /у;
5. Журнал контроля качества готовой пищи (Бракераж);
6. Журнал учета искусственной С-витаминизации;
7. Журнал контроля доброкачественности скоропортящейся продукции, поступившей на пищеблок;
8. Накопительная ведомость;
9. Журнал «здоровья»;
10. Журнал изолятора;
11. Журнал учета амбулаторных больных Ф 074/у;
12. Диспансерный журнал;
13. Журнал дегельминтизации;
14. Журнал учета движения детей по группам здоровья;
15. Журнал учета острой заболеваемости;
16. Журнал профилактических прививок (план и выполение);
17. Журнал контроля физвоспитания;
18. Журнал регистрации медицинского осмотра сотрудников;
19. Карантинный журнал;
20. Санитарный журнал учреждения;
21. Листок здоровья по группам.