Анализ объектов тренинга
• Проводился ли анализ объектов тренинга? Если да, то когда?
• Ознакомлен ли обучающий персонал с отчетом? Цели курса
• Имеет ли преподавательский состав/руководитель курса доступ к документу или копию документа, в котором представлены цели настоящего курса?
• Вносились ли какие-либо поправки в документ после последнего аудита?
• Если да, то какие и почему?
• Удовлетворяют ли формулировки всем требованиям к написанию целей?
Структура курса
• Насколько сбалансирован курс в плане методов обучения (упражнения, решение проблемных ситуаций и т. п.)
• Насколько данный баланс соответствует степени важности различных целей?
Методы и средства
• Соответствуют ли методы и средства обучения целям в свете характеристик целевой аудитории?
• Каково качество раздаточных материалов, инструкций и других учебных пособий?
Подготовка обучающего персонала
• Какие критерии и методы были использованы при отборе обучающего персонала?
• Какая программа (внутри организации или за ее пределами) предусмотрена для подготовки и повышения квалификации обучающего персонала в плане развития:
— программа общих навыков преподавания;
— профессиональных и технических умений? Сведения об учениках
• Сколько человек прошло данный курс обучения за последние два года?
• Изменился ли профиль целевой аудитории?
• Насколько профиль нынешнего ученика соответствует профилю заявленной целевой аудитории?
Внутренняя валидизация
• На каких этапах применялись тесты и упражнения?
Глава 10
• С какой целью они применялись (в целях подтверждения результатов, для практической отработки навыков, с целью оценки или др.)?
|
• Как организованы эти тесты и упражнения (в формате объективных тестов, в форме In-Basket, самооценочных опросников или др.)? Какова степень их надежности и валидности?
• Какие меры были предприняты для удовлетворения потребностей учеников, выявленных посредством тестов и упражнений (например, коррекционная работа)?
• Каким образом регистрировались результаты упражнений и оценки по тестам и как они были использованы (для сравнения курсов, для пересмотра тестов или др.)?
• Предлагалось ли ученикам заполнить опросник в конце курса? Правильно ли составлен опросник?
• Проводилось ли обсуждение с учениками в конце курса?
• Проводилось ли обсуждение с преподавателями в конце курса?
• Как часто пишутся отчеты о проведенных курсах?
• Кому они адресованы и как используются?
Внешняя валидизация
• Налажена ли система внешней валидизации? Как она работает? На
сколько она эффективна?
Каналы коммуникации между обучающим и техническим персоналами
• По каким каналам обучающий персонал получает информацию об изме
нении технических/процедурных аспектов работы?
Ограничения
• Были ли стеснены организаторы тренинга/обучающий персонал каки
ми-либо ограничениями? Если да, то какими? Насколько приемлемы эти
ограничения?
Стадия 4. Опрос организатора/ведущего программы. Организатор/ведущий программы — это ключевая фигура тренингового процесса. Через него проходят все каналы коммуникации, и он координирует работу обучающего персонала. Успех или провал учебной программы в огромной степени определяются тем, как организатор/ ведущий играет свою роль. Как и при инициации тренинга, здесь возможны два подхода — реактивный и проактивный. В первом случае ведущий исполняет чисто административные функции, не беря на себя ответственность за развитие программы. Свою главную обязанность он видит в техническом обслуживанием процесса. Пусть дру-
|
Аудит тренинга
285
гие ищут пути совершенствования программы и вносят предложения по ее модификации, его дело — отреагировать на чужую заявку, ответить на поступивший запрос. При такой модели его личный авторитет и организационное влияние невелики.
Ведущий, занимающий проактивную позицию, потенциально может сыграть решающую роль в совершенствовании учебной программы и обеспечении ее адекватности. Он считает своей обязанностью налаживать и укреплять каналы коммуникации с клиентом и потребителями, постоянно расширять границы профессиональной компетентности своих подчиненных, участвующих в реализации программы. Действуя динамично и проактивно, он, по сути, определяет направление и качество тренинга.
Эти различия должен учитывать тренинг-аудитор, беседуя с ведущим программы, ибо именно от них будут зависеть глубина и характер вопросов.
Наряду с выяснением конкретных деталей, о которых говорилось в предыдущем разделе, аудитору нужно выяснить, как оценивает ведущий эффективность программы и реакцию потребителей, в какой мере он сам и обучающий персонал удовлетворены проведенной работой. Следует также обсудить проблемы и ограничения, с которыми он столкнулся или которые предвидит в будущем. И наконец, нужно предоставить ведущему возможность высказать свои соображения относительно совершенствования программы. Ниже, представлены ключевые вопросы.