Динамическая пауза. «Мороженое»




Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет

Задачи: учить распознавать эпитеты; учить подбирать слова-признаки и согласовывать их с названием предмета; развивать умения соотносить предмет и его признак; узнавать предмет по его признакам; активизировать употребление в речи детей прилагательных, эпитетов; активизировать умственную деятельность, развивать память,
внимание и мышление детей; развивать самостоятельность, целенаправленность и произ­вольность учебной деятельности. совершенствовать умения осуществлять контроль и самокон­троль; воспитывать уважение и любовь к окружающей действительности и друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

- Сели правильно, красиво. Улыбнулись. Установка на правильную речь:

- Дети, какое основное правило речи мы знаем?

 

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Мы следим за своей речью.

II. Разминка.

 

1. Дыхательные упражнения.

- Поработаем над речевым дыханием, при этом необходимо
следить за тем, чтобы не поднимались плечи, грудь не
переполнялась воздухом:

а) сделаем вдох и на выдохе скажем: «Пахнет»;

б) сделаем вдох и на выдохе скажем: «Хоро­шо пахнет»;

в) сделаем вдох и на выдохе скажем: «Очень хоро­шо пахнет».

2. Работа над дикцией:

Прочтите скороговорку.

 

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставила пятерки.

-А теперь прочтём её шёпотом, «по секрету». Следи­те за чётким произношением всех звуков и за темпом ре­чи. Затем громче, громко.

III. Работа по теме:

1). Подготовка к объяснению темы путем постановки проблемных вопросов.

1 2

А. Плещеев. А. Фет

... картина... картина!

Тучи без конца Как ты мне родна:

Дождик так и льется,... равнина,

Лужи у крыльца...... луна

... рябина Свет небес...,

Мокнет под окном; И... снег,

Смотрит деревушка И саней...

... пятном.... бег.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце (Чудная, белая, полная, высоких, Света и тепла одинокий, блестящий, далеких)

 

(Скучная, чахлая, сереньким).

 

Перед вами части стихотворений, в которых разные поэты нарисовали картины природы. Прочитайте первый отрывок. Удалось ли вам увидеть эту картину? Давайте попробуем восстановить тексты.

1. - Что изображено на первой картине? А вам не кажется, ребята, что эта картина не яркая, не раскрашена как у художника? Нам понадобятся слова-краски.

- Картину какого времени года рисует Плещеев? Радует ли осень поэта? Докажите. А для доказательства воспользуемся словами-красками и вставим их на место пропусков.

2. - Давайте представим вторую картину, прочитав стихотворение. Как вы думаете, нравится ли автору эта картина? Докажите. Вам не кажется, что эта картина тоже не яркая, без цвета. Почему? Нам снова понадобятся слова- краски. Давайте вставим эти слова.

- Картину какого времени года рисует поэт? (зимы). Какого цве­та равнина зимой? (белая). Какая на небе луна? (полная). Что значит полная? (вся видна с земли, открыта полностью). Небеса от света луны кажутся... (высо­кими).

Луна освещает снег, и он блестит, искрится. Снег какой? (блестящий).

- Одинаковы ли по настроению нарисованные авторами
картины? На одной картине настроение скучное, унылое, безрадостное. Настроение другой картины светлое, доброе, радостное, чудесное. Как надо прочитать эти стихотворения, чтобы интонацией передать настроение? (Выразительное чтение).

- Какие типы текста предложены вашему вниманию? Докажите. Пере­числите слова, которые помогли авторам нарисовать «чуд­ную» и «скучную» картины. Что называют (определяют) эти слова? (Характерные признаки предметов, явлений). На какие вопросы они отвечают? Какие из этих слов эмоционально окрашены, т.е. яркие как краски?

Обобщение: Слова, которые называют характерные при­знаки предметов, явлений, отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие), называются эпитетами. Эпитеты употребляются чаще всего в художественных текстах. Они могут передавать настроения, чувства, эмоции, но в любом случае эпитеты помогают автору нарисовать, а также читателю представить, вообразить какую-либо картину.

- Как вы думаете, о чём мы поговорим сегодня на занятии? (об эпитетах).

- Да, сегодня мы поговорим об эпитетах, поучимся подбирать, на­ходить их в тексте. Я покажу вам, как с помощью этих слов наша речь становится богатой, образной, интересной.

2). Закрепление материала.

Попробуем выполнить некоторые задания.

 

1. «Найди эпитет»

а) Закружилась листва золотая
в розоватой воде на пруду...

С. Есенин

б) Милая, добрая, старая, нежная,

C думами грустными ты не дружись. (о матери).

С. Есенин

 

в) Как на площади народ собирается,

Заунывный гудит-воет колокол,

Разглашает всюду весть недобрую...

М. Лермонтов

г) Вышел клен, вихрастый и бедовый,

И с пригорка ловит синеву. С. Есенин

 

д) Клен ты мой опавший, клен заледенелый...

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

С. Есенин

е) Голубенький, чистый подснежник цветок!

И подле сквозистый последний снежок

А. Майков

 

2. «Узнай по описанию».

- Теперь давайте попробуем поиграть наоборот. Я буду называть прилагательные, а вы догадайтесь о ком или о чем я говорю. Если отгадаете, то увидите великолепную картинку.

 

Ø Рыжая, пушистая ……….

А если я добавлю эпитет проворная, шустрая … (белка);

Ø Рыжая, пушистая и хитрая…. (лиса);

Ø Серый, лохматый ………

А если я добавлю эпитеты злющий, зубастый, голодный…

(волк);

Ø Серый, лохматый, верный, ………. (пёс);

Ø Круглый, вкусный, сладкий ………..

А если я добавлю эпитеты сочный, алый, сахарный …

(арбуз)

Ø Круглая, вкусная, сладкая, сочная, ароматная, душистая…

(дыня).

- Какие слова помогали вам находить отгадки? (эпитеты).

- Следующее задание посложнее. Перед этим заданием я хочу предложить вам немного отдохнуть.

Динамическая пауза. «Мороженое»

Вы – мороженое. Вы - вкусненькое, сладенькое, холодненькое мороженное Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело весеннее тепленькое солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела.

- Ну, а теперь за дело. Мы снова превратились в учеников, сели за столы и приступаем к заданию по сложнее. Вы должны отгадать слово и найти запись этого слова. А слово зашифровано. Первая буква в слове отмечена сигналом. Он звонкий, быстрый, веселый. Какой предмет я задумала? (УЕЙРЧ). Затем вниманию учеников предлагается это слово записанное необычным шрифтом.

Ø Желтые, красные, осенниелистья. (ТЬЯИЛС).

Ø Холодный, белый, пушистыйснег. (НСГЕ).

Ø Бурый, косолапый, неуклюжиймедведь. (ДЬВМДЕЕ).

Ø Старательный, послушный, вежливый — ученик. (ЧКУЕИН).

Ø Зеленый, продолговатый, сочный, хрустящий — огурец.(ЦРОУГЕ).

Ø Маленькая, серенькая, пугливая — мышка. (ШЫМАК).

Ø Ветвистая, зеленая, колючая — ель. (ЛЬЕ).

Ø Новенькая, интереснейшая, библиотечная — книга. (АГНИК).

Вывод: Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо, помогают описать внеш­ний, вид предметов, привлекательных и непривлекательных

3. «Найди эпитеты в тексте».

- Мы с вами посмотрели, как слова-признаки, эпитеты точно описывают предмет. А теперь предлагаю вам выполнить сложное задание, которое покажет, как эпитеты украшают нашу речь, делают её яркой, богатой, раскрашенной. Перед вами текст. Прочтите заголовок. О чем будет говориться в этом тексте. (о весне в лесу). Смотрите, как интересно получается. Сегодня мы с вами вспомнили об осени, затем о зиме, а теперь и до весны добрались. Весной в лесу можно услышать стук дятла, звуки птиц, вернувшихся с зимовки, увидеть просыпающихся животных, пробуждающуюся природу: первые почки, нежную зелень травы. И вот эту красоту человек должен беречь и охранять.

- Вернемся к тексту. Надо найти эпитеты в тексте и подчеркнуть их волнистой чертой.

 

Март в лесу.

В воздухе пахнет весной. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья… Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель… Это, выбрав сухое, звонкое дерево, по – весеннему барабанит лесной музыкант – пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там, в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики дятлы приветствуют приход весны.

Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая снежная шапка…

И. Соколов – Микитов

IV. Итог.

- Ребята, какие слова делают нашу речь яркой, красивой, разнообразной, выразительной. (эпитеты).

- А как вы думаете, вам трудно употреблять их в речи? Если трудно, то я могу дать совет. Читайте больше книг, будьте внимательны к словам и чаще произносите добрые приятные слова, рассказывая о чем-то или о ком-то.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: