Проблемы педагогической этики




Каждый человек, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, формируется как личность. И от педагога, как человека, профессионально занимающегося воспитанием и обучением личности, зависит много на этом пути. Именно педагог имеет необыкновенную возможность открыть перед человеком жизненную карту. И от степени развитости этических, моральных устоев, уровня духовной культуры педагога зависит правильность выбранного пути.

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи. Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos – дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» – этический (от mores – обычаи, нравы) [10]. Прежде всего этика имеет дело с ситуациями, которые ставят человека перед необходимостью морального выбора, и призвана помочь ему сделать собственный осознанный выбор. Абстрактные призывы быть при этом творческим, увлеченным, заботливым вряд ли окажутся в таких ситуациях полезными. Все, на что в данном случае можно рассчитывать, так это на понимание, что, сделав этот выбор, я совершаю добро, а сделав другой, совершаю зло.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Учитель в нравственном отношении должен стоять выше общества [11]. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания [7].

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [2]. Целенаправленное развитие педагогической этики способствует продуктивному взаимодействию учителя с обучающимися, родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса.

Если педагог руководствуется ценностью развития личности ребенка, он должен иметь возможность подбирать содержание образования для каждого индивидуально. Любая форма насилия способна исказить, затормозить или даже остановить развитие, которое у каждого ребенка имеет собственный темп и собственную "траекторию" [5].

Учитель должен быть всегда интересен ученикам, примером для них и для коллег во всем - своем поведении, интеллекте и интеллигентности, мягкости. Он должен воспринимать учеников такими, какие они есть и с ними работать, т.е. учитель должен видеть в ученике все самое лучшее и прежде всего его положительные качества, задатки, возможности [8].

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления.

Последствия педагогических ошибок, некомпетентных педагогических воздействий негативно влияют на судьбу ребёнка и его близких. Жертвой врачебной ошибки может стать один человек. Но неизвестно, скольким людям может навредить человек, с ложным понятием добра и зла, настоящих ценностей. Удивительно, почему же тогда только клятва Гиппократа имеет место быть. Абсолютно естественным и необходимым является принятие клятвы, выражающей основополагающие морально-этические принципы поведения педагога.

Главный вопрос жизни ребенка «Любите ли вы меня?» должен стать центральным педагогическим понятием в деятельности учителя. В педагогическом аспекте понятие «любовь к детям» - это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любить ребенка - это значит уметь вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни [6].

К сожалению, у нас далеко не все учителя и социальные педагоги озабочены личным авторитетом, работой по формированию личного и профессионального имиджа. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать социально-адекватные, психологически-обусловленные профессиональные отношения [3].

Проблема имиджа имеет давний жизненный интерес. В Древней Греции и Древнем Риме придавали огромное значение эстетике одежды, изысканным манерам и словесной изящности. Вспомним один из распространенных афоризмов того времени: «Эллина видно по плащу, как птицу по полету». Имидж – сложное многогранное понятие, имеющее внешнюю и внутреннюю составляющие.

Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока [4].

К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся. В то время как они не способны извлечь необходимые "звуки и мотивы" даже из себя.

Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - пишет В. М. Шепель [9].

Эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.

Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Следовательно, на протяжении всей жизни мы должны развивать свой внутренний духовный мир, наши таланты и способности. Творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь» [1]. И если только человек не стремиться взрастить в ребёнке чувства доброго и прекрасного, быть примером подражания, не видит в этом своего предназначения, ему не следует называть себя педагогом. Долг каждого педагога – помочь ребенку не оступиться при его первых шагах по такой разноцветной, извилистой дороге жизни.

20. Культурный человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага. Понятие совершенство человек постигает всю жизнь. Чем выше совершенство как полнота, высшая ступень всех достоинств, тем меньше зла в мире, а путь к совершенству – это путь к высокой духовной культуре.

Для гармонизации человеческих отношений в обществе необходимо, чтобы люди имели одинаковые или близкие мировоззренческие установки, предпочтения и интересы. Важное для этого значение имеет сближение их представлений о смысле жизни, ценностях, понятиях о добре и зле. В этой связи стратегическое значение приобретает вопрос о формировании индивидуальной культуры личности на основе приоритета универсальных принципов и ценностей духовной культуры человечества. Оценка людей должна быть не по месту их рождения, этносу или религии, а по личностной культуре, жизненным принципам и ценностям.

Важное значение для развития духовной культуры имеет не только образование и воспитание, а также правильное управление и человек- управленец, являющийся образцом для подражания своих подчиненных.

Неотъемлимым компонентом структуры личности человека, будь он педагогом или руководителем учреждения (к руководителю гораздо выше требования, так как он – воспитывает своих коллег на протяжении всей профессиональной жизни) является высокий культурный уровень, который включает широкую образованность, нравственные и духовные качества.

На каждом этапе развития общества ученые спорили, каким быть просто человеку, какой внутренний мир должен быть у руководителя и педагога образовательного учреждения?

На этот риторический вопрос можно безошибочно ответить: духовные качества последних двух категорий личности выделены с той целью, чтобы подчеркнуть, насколько важен разносторонний интересный руководитель и педагог, эврист – новатор, эстет, увлеченный, со своим богатым внутренним миром, воспитывающим на своем примере полноценное общество будущего.

Актуальность внутреннего мира педагога на современном этапе развития общества обусловлена, на наш взгляд, прежде всего, тем, что как в нашей стране, так и в мире в целом наблюдается тенденция к деградации молодого поколения, его духовных ценностей. Каких конкретно и почему?

Одной из многочисленных причин этого является оскуднение внутреннего мира педагога: он мало читает художественных произведений, редко бывает в театре и на художественных выставках, плохо разбирается в искусстве. Это характерно, к сожалению, и для некоторых руководителей, которые нашли себе отговорку, что для развития внутреннего духовного мира им не хватает времени из-за большого объема хозяйственных и педагогических проблем, которые нужно решать ежедневно.

Но, если проанализировать, для кого, помимо себя, мы должны быть образцом для подражания воспитания духовных ценностей, которые не даются с рождением, а приобретаются в процессе социализации, - для детей, конечно, чтобы они в будущем росли «нравственно здоровыми», независимыми от пошлости и безнравственности.

Для ребенка, особенно в младшем возрасте, значимой фигурой становится педагог, а для педагога, соответственно, руководитель. Поэтому, мы понимаем, что именно педагог и руководитель являются центральными фигурами общественных преобразований. От их образа, социальной позиции, ценностно-целевых установок зависят результаты профессиональной деятельности – воспитанность и духовность в коллективе детей и взрослых.

Искусство охватывает огромную жизненную сферу человека, а отсюда рядом с ним всегда есть и полуискусство или псевдоискусство.

Так, сегодня псевдоискусством ведется настоящая агрессия на души людей, особенно детей и подростков. Очевидно, настало время объединиться, как в свое время указывал доктор педагогических наук Н.Ф.Хорошко, против сил разрушения и обсудить в рамках воспитательных концепций некоторые общие направления, по которым могло бы осуществляться плодотворное сотрудничество всех заинтересованных лиц и общественных организаций в развитии системы воспитания на всех ее уровнях. И, здесь следует исходить из того, что нравственный уровень, духовный внутренний мир запретами не поднять, нужно изменять сам образ жизни людей, просветить их души, в чем особое место должно занимать искусство, способность его оценки.

Уместно поставить вопрос, почему я так ратую за искусство и вижу изменение внутреннего духовного мира человека средствами искусства? Наверно, потому, что специализация моя искусствоведческая, а еще потому, что искусство всегда рассматривалось, как одно из средств эволюции духовной культуры человечества, которое заставляет размышлять, переживать, взывать к совести, разуму, чувствам.

Объективные условия и возможности в образовательном учреждении для эстетического развития педагога, приобретении соответствующих знаний может предоставить руководитель, будучи сам высоко духовным как личность. Не следует забывать и о том, что за педагогом остается право само проектирования и реализации субъектно-авторской профессиональной позиции и деятельности, «образование педагога вообще, а не только научения воспитанника самооценки конкретных вещей».

Под воздействием оценочных суждений руководителя, педагога, родителей, ровесников, ребенок начинает определенным образом относится к достижениям в деятельности, к самому себе как личности и воспринимать себя гражданином своей страны.

22. Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) (рисунок 2.8.).

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными (рисунок 2.9.).

Успешность (эффективность) учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации - эффективность деятельности падает (рисунок 2.10.).

Мотив обладает количественными (по принципу «сильный - слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.

Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности. Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией.

Человек, страстно желающий учиться, отличается следующей характеристикой; чем больше он узнаёт, тем сильнее становится жажда знаний (рисунок 2.11.).

Значимая связь интеллектуального развития с успешностью учебной деятельности не доказана. Выявлена закономерность: «сильные» студенты отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация - освоение профессии на высоком уровне и ориентация на получение прочных ЗУН, а для слабых студентов - внешняя мотивация - избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.

Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас ЗУН и играет роль компенсаторного фактора. Этот компенсаторный механизм в обратном направлении не срабатывает: каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов («Под лежачий камень вода не течёт» - пословица).

Следовательно, от силы и структуры мотивации зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса ЗУН у учащихся.

На основе определяющего значения мотивации для учебной деятельности был сформулирован принцип мотивационного обеспечения учебно-воспитального процесса. Целенаправленное формирование мотивации учебной деятельности у учащихся необходимо (рисунок 2.12.) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000).

24. Информационные технологии в образовании: ключевые понятия, определения и задачи.

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

– обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

– развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;

– создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерывного образования, а также учитывая неравномерность технологического компьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены не будут [1].

Вместе с тем, возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные технологии [2].

Различные подходы к определению образовательной технологии можно суммировать как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей. Различие образовательных технологий специалисты обычно выводят из различия применяемых средств обучения. Информационные образовательные технологии возникают при использованием средств информационно-вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:

– техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);

– программно-техническая (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);

– организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).

Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

25. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиоло-гическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании "систематизированных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

26. Настоящее образование есть только самообразование, и оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Д. И. Писарев

Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний. Различают дошкольное образование, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовки кадров. Каждый тип образования имеет свою специфику, свои методы и предполагает разную подготовку педагогического состава для осуществления процесса образования. На разных этапах образования преследуются определенные, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учеников цели.

В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека определенными навыками и умениями в какой-либо области, развитие мышления, способности к самообразованию. В результате образования должна быть сформирована личность, не просто обладающая определенным набором знаний в определенной области, но умеющая применить полученные знания для квалифицированной профессиональной деятельности, пополнять недостающие элементы системы знаний с помощью логических рассуждений и выводов из практической деятельности. Образовательная система во многом зависит от общества, в котором она существует, а общество так же находится в непосредственной зависимости от государственной системы образования, объясняется это тем, что в результате образования развиваются и такие личностные качества как интеллигентность, нравственность, эмоциональная устойчивость.

Необходимо помнить, что школьные знания – это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность.

 

* Дмитрий Иванович Писарев - русский публицист и литературный критик, революционный демократ (1840-1868).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: