• При неправильном составлении выборки существует опасность получения неточных или вводящих в заблуждение результатов.
• Работа, состоящая из множества субзаданий, может быть изучена только на достаточно крупной выборке.
• Всегда существует опасность утраты некоторой части информации, особенно в отношении редко выполняемых заданий и заданий, выполняемых единичными работниками.
Выборочное исследование
Типы выборок
Существуют два основных типа выборок:
• случайная выборка
• стратифицированная выборка (пропорциональная и диспропорциональная)
Случайная выборка. В данном случае все члены генеральной совокупности имеют равные шансы войти в выборочную совокупность. Это означает, что выборочная совокупность составляется случайным образом, например, путем вытягивания листочков с именами кандидатов, посредством выбора имен через определенные интервалы из общего списка, с помощью таблицы случайных чисел и т. д.
Использование случайной выборки наиболее целесообразно в тех случаях, когда исследователь ничего не знает об изучаемой работе и исполнителях. Случайная выборка позволяет получить ясную картину вариативности всей популяции (или генеральной совокупности). Впрочем, тренеры обычно бывают неплохо осведомлены о предмете исследования и поэтому вряд ли будут полагаться на случай при составлении выборки.
Стратифицированная выборка. Стратификация считается наиболее надежным способом получения репрезентативной выборки.
Пропорциональная стратифицированная выборка. Так называется выборка, включающая представителей всех подгрупп или частей организации (например, исполнителей работы, супервайзеров, тренеров и др.). Пропорция, или процентное соотношение, зависит от объема генеральной совокупности, но одинакова для всех подгрупп.
Основное преимущество стратификации заключается в том, что она обеспечивает сбалансированное представительство внутри выборки всех характеристик генеральной совокупности.
Диспропорциональная стратифицированная выборка. Такое название носит выборка, включающая одинаковое количество представителей каждой подгруппы независимо от размера последней. Этот метод применяется при сравнении подгрупп, однако следует учитывать, что результаты должны быть соотнесены с реальной величиной каждой подгруппы. Например, если в выборочную совокупность решено включить по десять представителей каждой подгруппы, может оказаться, что одна подгруппа представлена в выборке полностью, тогда как доля другой крайне мала.
334
Приложение 2
Основные достоинства стратифицированной выборки
• Гарантирует, что все основные подгруппы и виды деятельности будут включены в исследование.
• Экономит время.
• Может формироваться с учетом географического местоположения и степени доступности индивидуумов.
Основные недостатки
• От тренера-исследователя требуется детальное знание работ и подгрупп, составляющих генеральную совокупность.
• Метод может оказаться сложным в применении, особенно если сопряжен с определением вклада в результат исследования каждой из исследуемых подгрупп.
Объем выборки
Вопрос о том, каким должен быть объем выборочной совокупности, не имеет однозначного ответа. Вполне возможно, что выборка из одного человека будет вполне репрезентативной, если изучаемая работа строго регламентирована и не допускает отклонений от установленной процедуры. В других случаях может оказаться необходимым исследование всей популяции.
Выборка должна быть не слишком большой, чтобы исследование было экономически целесообразным, но и не очень маленькой, дабы гарантировать получение всей необходимой информации. В данном случае лучше расширить объем, нежели проводить исследование на слишком маленькой выборке.
К факторам, влияющим на объем выборки, относятся:
• объем генеральной совокупности;
• количество и характер составляющих ее подгрупп;
• географическое распределение генеральной совокупности;
• требуемый уровень точности;
• различные ограничения, как то: сроки исследования, наличие персонала, ресурсы, бюджет, административная поддержка и т. п.
Приложение 3 |
ОБРАЗЕЦ |
УЧЕБНОГО ДНЕВНИКА
Имя Корен Фартинг
Отдел Обучения
Дата начала 14 марта 20 _ г.
НАЗНАЧЕНИЕ ДНЕВНИКА
• Позволяет обучаемому записать, чему он научился и каким образом различные учебные мероприятия способствовали развитию его знаний, навыков и установок.
• Отражает процесс личного развития обучаемого и может быть использован специалистами по обучению и развитию при проведении курсовых дебрифов и индивидуальных консультаций, а также линейными руководителями, ответственными за оценку исполнения.
• Может быть включен в «портфолио» работника, претендующего на определенную должность.
Приложение 3
ИМЯ Карен Фартинг
НАЗВАНИЕ КУРСА/СЕМИНАРА Тренинг для тренера
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 14-18 марта 20_г.
ОЖИДАНИЯ
Запишите, чего Вы ожидаете от данного курса/семинара. Вы можете отметить здесь любые моменты, о которых Вам говорили в ходе брифинга.
Научиться планировать и организовывать учебные занятия и правильно распределять время.
Научиться вовлекать учеников в учебный процесс.
Самое главное — я хочу приобрести большую уверенность в себе и понять, как мне улучшить свою работу. Надеюсь, что практические занятия помогут мне в этом.
ОЦЕНКА
Напишите, оправдались ли Ваши ожидания и что Вам дало участие в курсе/семинаре. Укажите, какие перспективы для дальнейшего обучения и развития Вы видите для себя.
Мои ожидания большей частью оправдались. Более того, были удовлетворены даже те мои потребности, которые до посещения курса я не осознавала. Это касается использования наглядных пособий, различных техник, опроса и развития личных навыков.
Теперь я чувствую себя увереннее и знаю, что могу правильно распланировать учебное занятие. Я пока не умею оценивать свою работу и поэтому хочу, чтобы кто-нибудь в течение нескольких предстоящих недель поприсутствовал на моих занятиях и затем сказал мне, в чем мне следует совершенствоваться.
Образец учебного дневника
имя
Карен Фартинг
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ Попробуй быть тренером
ДАТА 15 марта 20 _ г.