Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе




Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой[4,81].

Учите­ля, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народно­му творчеству и искусству

Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную те­матику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лек­сику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искус­ства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта ра­бота осуществлялась на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Была разработана автор­ская программа учителя русского языка и литературы из г. Кирова Н.В.Черных «Рус­ская традиционная культура»[8,30]. Где обязательно несколько уроков посвя­щены малой Родине. Их цель: раскрыть де­тям смысл понятия «малая Родина». Разо­браться, почему Родина дороже всего?

На уроках звучат про­изведения М.И.Глинки, П.И.Чайковско­го, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные пес­ни, стихи о России, о Вятском крае. За­тем углубляется и расширяется работа по рус­ской тематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся в занимательной игровой форме. В содер­жание уроков включается больше исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обря­дами, преданиями своего народа(ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рас­сказывается о древних русских городах, о своем родном городе. Во внеуроч­ное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки».или «Русский лес» Дети побывали на экс­курсии по городу, в музеях, мастерских городов

Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить пи­сателей, работни­ков музеев Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины.

Основываясь на программе Н.В.Черных, можно проводить урок необычный на первый взгляд. «Родная сторона». Уро­ку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением открывали для себя заново кра­соту этих домов. После экскурсии они увле­ченно работают над созданием образа дома. Кто-то сделал его из бумаги, кто-то нарисо­вал, и получилась красивая улица, которая на­долго останется в детской памяти.

В работе необходимо исполь­зовать взаимодействие трех видов искусст­ва — слова, живописи, музыки, где показы­вается, как одно и то же явление изобража­ют разных дел мастера.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изу­чать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повы­шается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В последнее время в СМИ прочно укоренилась незаслуженно уничижительная, по любому поводу, формулировка «возрождение России». Однако задумаемся: Россия по-прежнему остается уникальным природным комплексом, единственной в мире страной, в недрах которой присутствует вся таблица Менделеева, так что заявления об «умирании России» выглядя мягко о говоря, преждевременными.

Другое дело — забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Но символами России являются не только белая березонька да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт - от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции, скажем, такого искусства, как вологодское кружево. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.

И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях. Например:

Русский лес

Участвуют: Ведущая, дети в костюмах, изображающих растения русского леса, — Шиповник, Одуванчик, Сосна, Брус­ника, Голубика, Иван-чай, а также Врач, вокальный и танце­вальный ансамбли.

Предварительная подготовка: готовятся музыкальные за­ставки, разучиваются монтажи, песни и танцы. Для оформ­ления аудитории можно использовать репродукции с картин известных художников, изображения лесных растений, размноженные плакаты с рецептами полезных приготовлений и лесных даров

Н сцене вокальный ансамбль, исполняющий песню «Русский лес» (муз. и сл. М. А. Давыдовой).

Ансамбль (поет).

Лес, русский лес, сосны, ели, осины, березы,

Лес, русский лес, зимний вечер и летние грозы,

Лес, русский лес, полон тайны и полон прекрасных

чудес.

Лес, русский лес, русский лес.

Лес, русский лес, встал стеной за Россию когда-то

, Лес, русский лес, страшен был иноземным солдатам.

Лес, русский лес, вечно радуй людей и расти до небес.

Лес, русский лес, русский лес.

Ансамбль уходит. Появляется Ведущая.

Ведущая. Русский лес, без сомнения, достоин восхи­щения. Леса вообще играют большую роль в сохранении вла­ги на земле, регулируют сток воды в реки. Нещадное выруба­ние лесов влечет за собой увеличение влаги в почве, возрас­тание уровня воды в местных речках во время половодья и большую вероятность наводнений. Представьте себе, дожде­вая вода беспрепятственно поступает в реки, обрушиваясь в их речные долины и опустошая все, что попадается на пути. Из всех стран Европы больше всех богата лесами Россия. В Западной Европе в результате бесхозяйственной вырубки ле­сов к началу XXI века, увы, лесных массивов сохранилось ничтожно мало. Жители Германии, Италии, Франции, Бель­гии забыли, что такое обыкновенные лесные грибы. Теперь они лакомятся лишь грибами-шампиньонами, выращенны­ми в теплицах. Но ведь лесные грибы куда вкуснее.

Недаром русские люди любят чаще всего во время отдыха отправляться не на загородные курорты, а, догадайтесь, куда? Правильно, в близлежащие леса и рощи. Ведь здесь можно целый день провести с пользой для здоровья. А кроме того, можно сделать полезные запасы на зиму и унести отсюда не только грибы, цветы да ягоды, но и незабываемые впечатле­ния, которые потом станут основой долгих приятных вос­поминаний.

Появляется Врач.

Врач. Добрый день. Я слышу, вы рассуждаете о пользе лесов? Можно мне тоже принять участие в вашем разговоре?

Ведущая. Здравствуйте. Конечно, можно, только пред­ставьтесь, пожалуйста. Хотя я догадываюсь по вашему бело­му халату, что вы — врач.

Врач. Совершенно верно. Можно я присоединюсь к ва­шей беседе? Ведь лес и в самом деле великое благо для всех нас. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие вы знаете полезные екарственные растения, произрастающие в лесах.

Дети отвечают.

Посмотрите, на наших стенах есть рецепты, где указано, как правильно использовать то или иное растение и что из него можно приготовить.

Ведущая. Пусть сегодня в нашем разговоре о лесе при­мут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам немного расскажет о себе.

Появляются д е т и в костюмах лесных лекарствен­ных растений. Каждый из них рассказывает о себе.

Ведущая.А вот и наши гости. Уважаемый Врач, вы их представите?

В р а ч. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого из них. Ребята, вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и ответьте на нее.

Шиповник.

Витаминное варенье

Сварим всем на удивленье.

Меня зовут шиповник, у меня нарядные ярко-розовые цветы и острые шипы для защиты. Мои ягоды — чемпионы среди растений по количеству вита­мина С. Но мало кто знает, что можно использовать не толь­ко мои ягоды, отвар которых пьют при боли в желудке или нехватке витаминов, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и при­нимают от простуды, а если их сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.

Одуванчик.

Я — всем хорошо известное растение.

Летом желтый я, как солнце.

Отцвету — сменю я цвет.

И увидите в оконце,

Что в другое я одет.

Белый, как зимою зайчик,

Ваш веселый...

(Одуванчик).

Мои цветы одними из первых появляются весной, а когда созревают, то рассыпаются веселыми парашютиками. Лис­точки одуванчика тоже используют при простуде. А если набрать несколько пригоршней моих зрелых, ярко-желтых цветков, добавить к ним нарезанный с кожицей лимон и сварить с сахаром, то также получится вкусное варенье. Сосна.

Дерево вечнозеленое,

Солнцем оно закаленное.

И зимою не до сна.

На горе растет...

(Сосна).

Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Из молодых сосновых ши­шек можно сварить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе. Брусника.

Хороша красавица!

Ягода всем нравится.

Лишь под снегом очень дико

Видеть ягоду...

Да, ведь даже зимой из-под снега можно выкопать ярко-крас­ные ягодки брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.

Голубика.

Я — скромная лесная ягода. На поляне дружно в ряд Ягоды мои глядят. Из-под листьев, посмотри-ка, Показалась... {Голубика).

Да я — голубика. Отвар моих листьев помогает при сердеч­ных болезнях. Иван-чай.

Пчелы вьются взад-вперед — Собирают сладкий мед. Перед нами невзначай Появился... {Иван-чай).

Да, мое имя — иван-чай. Люди научились использовать все, что вырастает весной на моем корне. Листья иван-чая едят как салат, из стеблей варят суп, корни отваривают, и они могут по сытности и числу калорий заменить мясо. А еще можно все растение иван-чая высушить, смолоть его в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего растения я уже не говорю: по ним мне дано название — иван-чай, значит, их можно заваривать и пить как вкусный и полезный напиток.

Ведущая. Прекрасно, мы вам очень рады, дорогие ле­карственные растения. А как вы считаете, ребята, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят рассказать о Рос­сии? Послушайте загадку о нем:

И не девица, а красавица, Всем полюбится, всем понравится, Черно-белое на ней платьице, О кудрях ее слава катится.

Дети отвечают: «Береза».

Верно, это загадки о березе. Даже одна из самых популярных русских народных песен воспевает березу, помните, «Во поле береза стояла».

Исполняется хороводная песня «Во поле береза стояла».

Русский лес не только доктор и утешитель. Он — защит­ник. Ведь только в лесу человек может найти себе все необ­ходимое для жизни — деревья, чтобы построить жилище, растения и дичь — для пищи, а из меха лесных обитателей человек может сшить себе теплые шубы. А еще совершенно необычную роль взял на себя русский лес в годы тяжелых испытаний нашей Родины. Помните, на уроках музыки вы слушали песню о русском лесе, который стал защитой и охраной для бойцов-партизан, освобождавших свою Роди­ну — Россию — от немецко-фашистских захватчиков. Эта песня так и называется «Шумел сурово Брянский лес». Вот ее начало:

Шумел сурово Брянский лес.

Спускались серые туманы,

И сосны слышали окрест, как шли,

Как шли на битву партизаны. Давайте еще раз послушаем эту песню. Обратите внимание на то, как будет звучать песня: она начинается тихо, как будто мы видим в предрассветном тумане густой лес и партизан, отправляющихся на битву с врагом. А в середине песня зву­чит громко — музыка здесь рисует картину самого боя. Окон­чание песни — снова тихое, бой окончился победой, и снова мы видим лишь русский лес, укрывающий в своем сердце своих защитников.

Звучит начало песни «Шумел сурово Брянский лес» С. Каца.

В тяжелые годы военных испытаний русский лес стал род­ным домом для тех, кто не сдался врагу, а бесстрашно сра­жался за свою Родину, своих близких, за будущее своей стра­ны. А теперь давайте вспомним еще одно дерево, его нередко называют символом России, когда хотят подчеркнуть ее не­сгибаемость, богатырскую силу. О чем моя загадка:

У долины, по-над кручей

Богатырь стоит могучий,

Гром и ветры не страшны,

Желуди на нем видны.

Дети отвечают: «Дуб».

Верно, это дуб. Это дерево воспето в русской народной песне «Среди долины ровныя», где дуб сравнивается с богатырем, стоящим на часах. В русском лесу есть немало деревьев, вспо­миная которые хочется запеть песни. Давайте вспомним на­звания песен о лесных растениях («Ой, цветет калина», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Клен кудрявый, лист рез­ной» и др.). А одним из самых популярных русских растений стала, конечно, калина. Во всем мире знают напев народной песни «Калинка».

Исполняется перепляс под мелодию «Калинки».

Вот этой известной мелодией мы и завершим сегодня наш раз­говор о русском лесе — его красоте, пользе и музыкальности.

Воспитательная работа на уроках даст замет­ные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

 

Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патрио­тизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной куль­туры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интер­национального сознания школьников занимает содержание образо­вания. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриоти­ческими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей усло­вия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей ме­ханизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, ук­репляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернацио­нализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; со­здающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

 

 

Литература

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

5. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

6. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219

7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

8. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. — Л., 1987.

9. Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.

10. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.

11. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.

13. Милонов Н.А. Литературное краеведение. — М., 1985.

14. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 1981.

15. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

16. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: