Второе. Ценностный контекст содержания образования




Внесение ценностного контекста в содержание образования – чрезвычайно важная и широко обсуждаемая сегодня в педагогике тема. Хотя правильнее говорить не о внесении ценностей в содержание образования (они всегда в нем присутствуют), а об их осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении ценностей в качестве фундамента образования, цели, условий его развития.

Фундаментально проблема воспитательных ценностей разрабатывалась Б.Т. Лихачевым, который проанализировал сущность и основное содержание категории «ценность» и выявил источники ценностей воспитательной системы. Для Лихачева ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность ее внутреннего мира. Он выделил четыре основных источника воспитательных ценностей: индивидуально-личностный, природный, социумный и социально-космический. Первый источник способен продуцировать такие ценности, как воля к жизни, любви, рачительность, коллективизм, достоинство, уравновешенность, свободолюбие, уверенность в себе. Второй источник – человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность. Третий (социумный) – научные, этические, эстетические, религиозные, материальные ценности. Главная ценность социума – Человек. Космос как источник ценностей: романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни.

Принципиальное значение подхода Лихачева для практиков в том, к каким аспектам человеческого бытия нужно обращаться, формируя те или иные ценности у ребенка, на каком содержании и на каких формах строить работу.

В целом многие современные педагоги и философы образования рассматривают и утверждают ценности в качестве центра педагогической теории и практики. Рассматриваются следующие аспекты ценностного расширения содержания образования.

1. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (А. Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения? Предлагаемые варианты:

а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных;

б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки ему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося;

в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?

2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. Цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.

4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка («Мир – прекрасен и интересен»). Исследования показывают, что в момент высших переживаний (страдание, радость, восхищение, переживание справедливости) человек испытывает интеллектуальное озарение.

5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.

Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслять, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить их разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую, например, работу, как:

1. осознание;

2. ранжирование;

3. изменение;

4. формулирование;

5. отстаивание;

6. поддержка;

7. сравнение.

Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: