Внесение ценностного контекста в содержание образования – чрезвычайно важная и широко обсуждаемая сегодня в педагогике тема. Хотя правильнее говорить не о внесении ценностей в содержание образования (они всегда в нем присутствуют), а об их осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении ценностей в качестве фундамента образования, цели, условий его развития.
Фундаментально проблема воспитательных ценностей разрабатывалась Б.Т. Лихачевым, который проанализировал сущность и основное содержание категории «ценность» и выявил источники ценностей воспитательной системы. Для Лихачева ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность ее внутреннего мира. Он выделил четыре основных источника воспитательных ценностей: индивидуально-личностный, природный, социумный и социально-космический. Первый источник способен продуцировать такие ценности, как воля к жизни, любви, рачительность, коллективизм, достоинство, уравновешенность, свободолюбие, уверенность в себе. Второй источник – человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность. Третий (социумный) – научные, этические, эстетические, религиозные, материальные ценности. Главная ценность социума – Человек. Космос как источник ценностей: романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни.
Принципиальное значение подхода Лихачева для практиков в том, к каким аспектам человеческого бытия нужно обращаться, формируя те или иные ценности у ребенка, на каком содержании и на каких формах строить работу.
|
В целом многие современные педагоги и философы образования рассматривают и утверждают ценности в качестве центра педагогической теории и практики. Рассматриваются следующие аспекты ценностного расширения содержания образования.
1. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (А. Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения? Предлагаемые варианты:
а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных;
б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки ему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося;
в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?
2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. Цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
|
3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.
4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка («Мир – прекрасен и интересен»). Исследования показывают, что в момент высших переживаний (страдание, радость, восхищение, переживание справедливости) человек испытывает интеллектуальное озарение.
5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.
Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслять, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить их разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую, например, работу, как:
1. осознание;
2. ранжирование;
3. изменение;
4. формулирование;
5. отстаивание;
6. поддержка;
7. сравнение.
Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.