Понятия «ценности» и «ценностное поле» школы




Как в контексте деятельности психологической службы определяются понятия «ценности» и «ценностное поле» школы?

Ценности – это:

· система устремлений личности;

· высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми;

· внутренний источник поведения человека, основание его выборов.

В целом теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы может быть представлено в виде таблицы

Таблица. Теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы

 

В этих определениях для нас важно следующее: ценности – это осознаваемые (то есть, они могут быть осознаны) представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.

Какие ценности называются среди приоритетных в современной культуре?

Приоритетными являются высшие ценности: правда, красота, цельность, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.

Ценностное поле – это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется за счет нескольких источников:

1. проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);

2. личные ценности участников образовательного процесса;

3. ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.

Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Те и другие могут совпадать, могут быть близки, а могут и находится в значительном разрыве и даже конфликте. Это задает ценностному полю школы определенные черты (гармоничные, хаотичные, противоречивые), которые необходимо анализировать и сознательно корректировать (развивать).

Разрыв, который может существовать между декларируемыми и реально воплощаемыми ценностями, возможен потому, что ценности имеют две формы существования:

1. как идеал, культурно одобряемый образец;

2. как часть субъективного мира человека, его личное достояние.

В качестве идеала ценности могут быть освоены человеком, он может их знать и принимать факт их значимости, но, в определенные моменты жизнедеятельности (даже серьезные, ценностно окрашенные моменты), сиюминутные желания и устремления могут оказаться важнее ценностей, существующих для человека только на уровне социально значимых деклараций. В качестве личного достояния ценность (как правило, прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений) с большей вероятностью будет выступать для человека пусковым механизмом поведения. В психологии такие внутренне присвоенные ценности принято обозначать термином «ценностные ориентации». Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:

1. предъявление ценностей человеку;

2. осознание личностью ценности;

3. принятие ценности;

4. реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;

5. закрепление ценностей в статусе качества личности;

6. их актуализация в ценностных ситуациях.

Далеко не на всех этапах процесс формирования ценностей проявляется в поведении человека и, естественно, доступен воздействию извне. Это – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения

Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос: «Как, каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из знаемой нормы в руководство к действию?

В поисках ответа на этот вопрос мы вышли на формулировку нескольких важных для нас положений:

1. Необходимо правильно определиться с тем, что такое процесс формирования ценностей и какую роль в нем может играть педагог.

2. Необходимо проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей.

3. Необходимо выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: