Как в контексте деятельности психологической службы определяются понятия «ценности» и «ценностное поле» школы?
Ценности – это:
· система устремлений личности;
· высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми;
· внутренний источник поведения человека, основание его выборов.
В целом теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы может быть представлено в виде таблицы
Таблица. Теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы
В этих определениях для нас важно следующее: ценности – это осознаваемые (то есть, они могут быть осознаны) представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.
Какие ценности называются среди приоритетных в современной культуре?
Приоритетными являются высшие ценности: правда, красота, цельность, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.
Ценностное поле – это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется за счет нескольких источников:
1. проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);
|
2. личные ценности участников образовательного процесса;
3. ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.
Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Те и другие могут совпадать, могут быть близки, а могут и находится в значительном разрыве и даже конфликте. Это задает ценностному полю школы определенные черты (гармоничные, хаотичные, противоречивые), которые необходимо анализировать и сознательно корректировать (развивать).
Разрыв, который может существовать между декларируемыми и реально воплощаемыми ценностями, возможен потому, что ценности имеют две формы существования:
1. как идеал, культурно одобряемый образец;
2. как часть субъективного мира человека, его личное достояние.
В качестве идеала ценности могут быть освоены человеком, он может их знать и принимать факт их значимости, но, в определенные моменты жизнедеятельности (даже серьезные, ценностно окрашенные моменты), сиюминутные желания и устремления могут оказаться важнее ценностей, существующих для человека только на уровне социально значимых деклараций. В качестве личного достояния ценность (как правило, прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений) с большей вероятностью будет выступать для человека пусковым механизмом поведения. В психологии такие внутренне присвоенные ценности принято обозначать термином «ценностные ориентации». Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:
|
1. предъявление ценностей человеку;
2. осознание личностью ценности;
3. принятие ценности;
4. реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;
5. закрепление ценностей в статусе качества личности;
6. их актуализация в ценностных ситуациях.
Далеко не на всех этапах процесс формирования ценностей проявляется в поведении человека и, естественно, доступен воздействию извне. Это – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения
Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос: «Как, каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из знаемой нормы в руководство к действию?
В поисках ответа на этот вопрос мы вышли на формулировку нескольких важных для нас положений:
1. Необходимо правильно определиться с тем, что такое процесс формирования ценностей и какую роль в нем может играть педагог.
2. Необходимо проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей.
3. Необходимо выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе.