Сочинение - эссе «Учитель».




Из воспоминаний Саттаровой (Ямалетдиновой)

Файрузы Мирсагитовны.

По материалам третьей ревизии, проведенной в 1762 году, есть в списке жителей деревни Тюменяк Гадиль Кильмяков (1713 года рождения) и шестеро его сыновей. Он – прапрапрадед моего отца Саттарова Мирсагита Исхаковича и мамы Саттаровой Залифы Шамсутдиновны. Да, оказалось у них есть общие корни: Альмухамет и Сайфульмулюк - дети Гадиля Кильмякова. Через 6 поколений судьба свела моих родителей, они полюбили друг друга и поженились. Прожили 48 счастливых лет, воспитали 5 детей, 13 внуков, 18 правнуков. Все дети с высшим образованием: Алида и я выбрали профессию педагога, Гузель и Зарема – нефтяники, Резеда –экономист.

Мой папа - Саттаров Мирсагит Исхакович, родился 10.08.1911 в деревне Тюменяк в семье крестьянина-середняка. Его родители - Исхак Альмухаметович и Хазяр Хайретдиновна занимались земледелием и пчеловодством. С момента организации колхоза, то есть с 1930 года, стали колхозниками. Дедушка возглавил пчеловодство в колхозе, ведь он был известный на всю округу пчеловод, мед славился во всех окрестностях, за советом к нему приезжали из разных деревень и волостей.

Бабушка Хазяр еще до революции пекла калачи высшего качества и продавали их на базаре в Бугульмах (в Туймазы тогда не было базара). Как рассказывает ее племянник Масабих абый (он –мулла в Райманово, не будет обманывать) к их приезду выстраивалась очередь, ждали Хазяр из Тюменяка с ее калачами. В подвале дома находилась огромная печь (я ее еще помню), где она пекла эти калачи, позже - хлеб для колхоза; еще там стоял большой сепаратор, односельчане приходили сепарировать молоко. Был у них большой сад, где росли яблони. Одна яблоня, которая каждый год давала удивительно вкусные ранетки, баловала своими плодами еще и наших детей.

Бабушка отличалась особой добротой, наверное, поэтому, бродяги, нищие не обходили наш дом. Она всех жалела, поила горячим чаем, оказывала посильную помощь. Помню, как рассказывали соседи - Майсырур апа и Гильмутдин абый, люди специально отправляли попрошаек к нам, говоря, что Хазяр добрая, она поможет, идите к ней.

Удивительно добрые и любящие, уважающие друг друга, мои дедушка и бабушка! Я вспоминаю вас с большой любовью, благодарностью!

Эту традицию - оказывать помощь людям, переняла и моя мама. Я помню, как иногда ночью мы просыпались от стука в окно. Дом наш стоит на перекрестке дорог в Шаран, Бакалы, Туймазы. Раньше с транспортом было очень плохо и люди не всегда могли уехать в нужном направлении. Прождав на остановке до темноты, вынуждены были искать ночлег. Мама никогда не отказывала в помощи.

Папа, Мирсагит Исхакович, был свидетелем Октябрьской революции, коллективизации, первых шагов строительства колхозов, «войны с вилами». Его тетя, Саттарова Шамсия Альмухаметовна, была одной из первых учителей Тюменякской школы, первой комсомолкой, активисткой, таких в то время преследовали и казнили. Ее спрятали в стогу соломы, и чтобы не было одной страшно, с ней был и мой папа, им было по 17 и 8 лет.

Династия учителей Саттаровых началась именно с Шамсии Альмухаметовны. Продолжателями педагогической династии стали: Бадар Альмухаметовна (сестра Шамсии), Анвария Исхаковна, Сажида Исхаковна, Мирсагит Исхакович (дети Исхака Альмухаметовича, моего дедушки). Позже- Алида Мирсагитовна, я (Файруза Мирсагитовна), наши дети: Айгуль Маратовна (дочь Резеды), Дилара Флюровна (дочь Заремы), Гульназ Римовна (моя дочь).

Как ни трудно начиналась новая жизнь, отец не забывал об учебе. В 1920-1926 годы учился в Тюменяке, в 1926-1929 годы в Туймазинской школе второй ступени Аднагуловской волости, в 1931-1932 в Белебеевском татаро-башкирском педагогическом техникуме. Учеба давалась нелегко, жили впроголодь, и каждую неделю на выходные пешком, преодолевая расстояние более 60 км, приходили домой к родителям за продуктами. Шли всю ночь и только к рассвету добирались до Тюменяка. Передохнув пару часов и, собрав мешочек с продуктами, отправлялись в обратный путь.

В молодые годы отец обрел самые главные качества: волю, благородство, честность, целеустремленность. В зрелые годы он эти качества развивал, а в старости они стали для него опорой.

После окончания техникума в 1932 году его назначили учителем биологии и географии Кандры-Аминевской школы. Работал с большим старанием, за добросовестный труд в 1935 году был награжден Похвальной грамотой Туймазинского РОНО.

Все это время в нем жила мечта получить высшее образование, и в 1935 году он поступил в Башкирский Государственный педагогический институт на химико-биологический факультет и успешно закончил его в 1939 году. Только год успел проработать завучем и преподавателем химии в Ермекеевской средней школе Ермекеевского района. В марте 1940 года молодой учитель был мобилизован в ряды Красной Армии. 16 июня 1940 года военная часть, где служил Мирсагит Исхакович, вошла в Латвию и расположилась в лесу, неподалеку от города Резекне, а потом была переброшена в город Ригу. После пополнения, 21 июня 1941 года их перевели в город Калварию. 22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война. Начался трагический отсчет 1418 дней и ночей беспримерной борьбы с вероломным захватчиком, с германским фашизмом.

С первых дней войны отец на фронте, с июня 1941 года по февраль 1943 года служил в должности химического инструктора в 1318 стрелковом полку. Всю горечь поражений и отступлений первых дней войны испытал младший сержант Саттаров. Под постоянными бомбежками и артиллерийскими обстрелами, практически без еды и воды, со скудным запасом боеприпасов, постоянно теряя боевых друзей наши части отступали. В начале 1943 года в боях под Витебском отец получил ранение. В течение 6 месяцев лечился в госпитале в городе Котла - Сола Мари АССР. Мало кому пришлось провоевать на одном фронте. Каждое ранение и госпиталь могли означать попадание на другой фронт, где требовались бойцы с боевым опытом.

С июня по ноябрь 1943 года отец продолжил воевать химическим инструктором уже в 727 стрелковом полку. В сентябре 1943 года в боях под Смоленском снова был ранен. И на этот раз судьба была к нему благосклонна, он остался жить, может быть именно для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение. Вылечился в госпитале и снова на фронт, бить фашистских захватчиков. На сей раз службу химическим инструктором продолжил в 233 стрелковом полку 97 стрелковой дивизии.

28 ноября 1943 года Мирсагиту Исхаковичу было вручено извещение о награждении медалью «За боевые заслуги».

Читая, фронтовые письма отца, узнаешь сколько тепла к родному дому, родителям, родным и соседям он посылал. Ни строчки о сырых окопах, об артиллерийских обстрелах. Ни слова о смерти, о тяжести войны. Он верил, что вернется живым и невредимым, и будет жить достойной жизнью.

Папа часто рассказывал нам о войне. Я помню такой эпизод: шла подготовка к бою, солдаты рыли окопы. Отец, выкопав свой окоп, начал копать второй, в это время началась бомбежка и в первый окоп попала бомба. Так чудом он остался жив.

День Победы - Сагит Исхакович встретил в городе Кенигсберге. Но война для него продолжалась до октября 1945 года. Военная часть была переброшена на Дальний Восток для уничтожения японских милитаристов. После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии, Япония оставалась единственной страной среди бывших союзников Германии, которая отказывалась капитулировать и продолжала военные действия. 26 июля Япония отклонила требование трех держав – США, Великобритания и Китая о безоговорочной капитуляции.

В соответствии с договоренностями между союзниками по антифашистской коалиции, через три месяца после разгрома Германии Советский Союз вступил в войну с Японией. Война на Дальнем Востоке продолжалась до 2 сентября 1945 года. Отец с честью воевал с японскими войсками до победного конца. В конце 1945 года демобилизован на основании постановления СНК ССР №2546-683сс 5.10.1945 г. и вернулся в родное село.

За проявленный героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны Саттаров Мирсагит Исхакович награжден:

- медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» 10.11 1945 г.;

- медалью «За отвагу» №648056;

- медалью «За отвагу» №2808944 12.12.1946г.;

- медалью «За победу над Японией» Г №271228 5.05.1947 г.;

- юбилейной медалью «50 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» 26.12.1967 г.;

- медалью «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОБЕДЫВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» 1941-1945 гг. 15.07.1967г.;

- медалью «ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПОБЕДЫВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг» 20.07.1976 г.;

- юбилейной медалью «60 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» 22 апреля 1980 г.;

- орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫI степени, Ж № 954092 номер ордена 232559 от 14 марта 1985 г.;

- юбилейной медалью «СОРОК ЛЕТ ПОБЕДЫВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.» 9.05.1985 г.;

- юбилейной медалью «50 ЛЕТ ПОБЕДЫВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг» 22.03.1995г.;

- юбилейной медалью «70 ЛЕТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» 19.04.1988г.

Сколько тягот пришлось пережить отцу, сколько трудных испытаний выпало на его долю, но он не сломился, не очерствел душой.

После демобилизации, Туймазинским районным отделом народного образования был назначен учителем и завучем Тюменякской 7летней школы.

Здесь, в 1946 году, он и встретил свою будущую жену - Шамсутдинову Залифу Шамсутдиновну.

Мама родилась 20.03.1921 в деревне Тюменяк в многодетной, трудолюбивой семье крестьянина. В то время у каждой семьи был свой клочок земли. Дедушка, Шамсутдин Габдрафикович, со своими сыновьями и старшей дочерью Шамсинур, не покладая рук работали на поле, растили рожь, ячмень, просо. Урожай получали всегда отменный и поэтому семья жила в достатке: конь, корова, овцы, гуси, куры.

Когда в 1930 году был организован колхоз, все это, вплоть до кур, отдали туда. Мама рассказывала как их любимый конь Юлдуз убегал из колхоза и возвращался домой: «Смотрит в окно такими грустными глазами, слезы на глазах и я реву. Мы его кормили, и папа обратно отводил в колхоз. А через год конь умер».

Работящие люди нужны были и в колхозе, нашего дедушку назначили бригадиром земледельческой бригады. К тому же он был еще пчеловодом. После войны его сын Мударис Габдрафиков продолжил это дело, долгие годы работая на пасеке колхоза «1 Мая».

Наша мама была самой младшей в семье, всеобщей любимицей. Родители очень хотели, чтобы она получила образование. В 1937 году она окончила Тюменякскую 7 летнюю школу (первый выпуск школы). В 1937-1940 годы училась в Туймазинской средней школе №1, затем поступила в Башкирский Государственный педагогический институт на естественно-географический факультет.

Началась Великая Отечественная война. Братья ушли на фронт, отца не взяли по состоянию здоровья. Эти были очень тяжелые годы. Маме пришлось бросить учебу и устроиться на работу. Два года она проработала учителем начальных классов Зигитякской школы. В 1942 году ее перевели учителем математики в Тюменякскую 7 летнюю школу (отсюда, видимо, у меня любовь к математике. Я проработала 35 лет учителем математики в Серафимовской средней школе №1). До обеда – школа, после - работа в колхозе. Вместе с учащимися собирала колоски, дети тогда работали наравне со взрослыми, не хватало рабочих рук. Маме была вручена медаль «За доблестный труд в годы ВОВ».

Война продолжалась, с фронта приходили похоронки, не обошли они и ее семью – погибли два брата: Минебай и Мияссар. Живыми с войны вернулись Ахмадия абый – капитан инженерной службы и Мударис абый. Вот в такое тяжелое послевоенное время они встретились с отцом.

По своему характеру, умению общаться с людьми, доброжелательности, кулинарному мастерству, моя мама - Залифа Шамсутдиновна, очень похожа на свою свекровь Хазяр и на свою маму, бабушку Шамсиямал. Не зря папа выбрал ее в жены, ведь жених он был завидный: высокий, статный, красивый, спокойный, честный, порядочный, с высшим образованием, вернулся с войны («руки, ноги целы»), единственный его недостаток – седые волосы, как напоминание о военных событиях. И мама была ему под стать: высокая, стройная, чернобровая красавица с двумя толстыми косами, умная, веселая, она красиво пела и танцевала.

В 1946 году они создали семью и рука об руку, не жалея сил и времени, трудились в Тюменякской школе.

Отец был молодой, энергичный, уже через два месяца работы завучем его назначили директором школы. 25 лет был бессменным директором Тюменякской школы. Он понимал, что педагоги должны быть образованными, грамотными и призывал учителей учиться, посылал их на обучение. Так и мама в 1946 году экстерном сдала испытания при Белебеевском педагогическом училище и получила аттестат о присвоении звания учителя начальной школы.

В 1947 – 1952 годы мама заочно училась на филологическом факультете Башкирского Государственного педагогического института. Защитила диплом на «отлично» и прямо с института скорая увезла ее в роддом – там родилась моя сестра Гузель. Оставался еще один госэкзамен, мама, оставив дочь, сбежала с роддома на экзамен. Врачи подняли тревогу, думая, что она бросила ребенка. Но не такая была моя мама, сдав экзамен на «5», она вернулась в роддом. На следующий день под ее окнами собрались все однокурсники. Они пришли поздравить ее и принесли поднос, наполненный курагой, изюмом, черносливом, инжиром, финиками. Вот так из Уфы мама вернулась с дипломом и дочерью Гузель.

Первая школа, построенная в 1936 году, стояла около речки (место, которое затопляло во время паводков). После войны, в 1946 году, решили перенести ее на новое место, рядом с нынешней школой. Отец возглавил перестройку. Помогали всем селом и вскоре «новая» школа была готова.

Мне еще довелось учиться в этой школе. Наш первый учитель, Гареева (Байкова) Фильзира Ахметовна, учила нас четыре года. Удивительной души человек: чуткая, добрая и, вместе с тем, требовательная. К каждому уроку своими руками готовила наглядный материал, сама хорошо рисовала, пела, танцевала. Мы ее очень любили и до сих пор благодарны и признательны.

Перестроенная деревянная школа отапливалась дровами, ночью топили печи и к утру закрывали задвижки, чтобы сохранить тепло подольше. Полы были деревянные. Помню, была в школе учительница русского языка и литературы, Навар Зуфаровна, которая очень любила ходить на высоких каблуках и часто ее каблуки проваливались в щели между досками и мы, дети, смеялись.

Стены были побелены, впереди висели черные доски. В классах были деревянные черные парты с откидными крышками, которые при необходимости поднимали.

Учителя старались создавать уют в школе: было много стендов, портретов, цветов. В коридоре стоял бак с питьевой водой. Но деревянная школа ветшала, приходилось ставить подпорки в некоторых местах, да и места детям не хватало. Уже в 1962 году школа из 7 летней превратилась в 8 летнюю. Отец долго добивался строительства новой кирпичной школы в Тюменяке. Куда он только не обращался: и в РОНО, и Горком, и в Обком, и в Министерство просвещения… Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда колхоз взял на себя финансовое обеспечение.

Наконец, в 1967 году, новая светлая красивая большая школа на 360 мест была построена. Радости нашей не было предела! Это было чудо: после маленьких темных кабинетов оказаться в огромной светлой школе, сверкающей красками, с красивыми полами и новыми желтыми партами.

Началась кабинетная система обучения. К каждому кабинету был прикреплен класс, который следил за порядком, убирал его. С удовольствием все ученики и учителя занимались благоустройством новой школы. Оформляли стенды (я с мамой вырезала буквы из пенопласта и красила их), выращивали цветы, школа утопала в зелени. Был куплен аквариум с рыбками и клетки с птичками. В школе функционировал буфет, где Сахабутдинова Даужан апа продавала вкуснейшие булочки с чаем. Мы очень любили свою школу!

Школьная жизнь кипела: было организовано соревнование между классами, конкурс «Лучший ученик» (победители ездили в Москву, Ульяновск, Уфу), собирали металлолом, макулатуру, работали в колхозе (помогали в уборке сахарной свеклы, моркови, картофеля), выращивали на пришкольном участке овощи и продавали их. Все заработанные деньги шли на проведение мероприятий, поощрение победителей конкурсов. В школе ежегодно проводили туристический слет (на районных соревнованиях наша школа всегда была в числе призеров), конкурсы художественной самодеятельности. Трио баянистов нашей школы славилось на весь район. Еще у нас были дружеские отношения с Туймазинской СОШ №3. Помню как готовили большой концерт, и ездили к ним в гости. Самые активные участники художественной самодеятельности: Галимов, Ганиев, Ахметшин, Ахмадиев, Калимуллины, Сахабутдинова, Ахмадиева, Габбасова, Ахметова, Абдуллина и др.

Нашим классным руководителем была Рахматуллина Карима Рахматулловна. Мы с удовольствием принимали участие во всех школьных делах. На соревнованиях 1, 2 места часто оспаривали наш класс «Б» и «А» класс, где классным руководителем была моя мама. В школе отмечали дни рождения, устраивали чаепития, каждый приносил из дома что-то на стол: балиш, кыстыбый, чак-чак, губадия… Готовили концерт, спектакли, проводили конкурсы - было очень весело. Вели тимуровскую работу, помогая от чистого сердца ветеранам: девочки стирали, мыли полы, убирались, мальчики кололи дрова, чистили снег, копали огород. Заводилами в классе были Габбасова, Хисматуллина, Рахматуллина, Мустафин, Гиззатуллин и Абдуллина.

Всей школой в лесной поляне отмечали праздник Золотой осени и День пионерии (продукты и призы закупала школа). На Новый год каждый ученик школы получал пакет с подарками.

Тюменякская школа была одной из лучших в районе. Наши учителя были преданы своему делу. Это:

Саттаров Мирсагит Исхакович (директор, учитель химии);

Саттарова Залифа Шамсутдиновна (учитель татарского языка и литературы);

Рахматуллина Карима Рахматулловна (учитель истории и географии);

Асадуллина Галия Ахметовна (учитель математики);

Саитгареев Миргарифан Саитгареевич (учитель биологии);

Гареев Тимирзян Нагимович (учитель физкультуры).

Учителя русского языка и литературы:

Валиуллина Навар Зуфаровна;

Гайсина Гульсум Мугаллимовна;

Валиева Альбина Исхаковна.

Учителя начальных классов:

Байкова Фильзира Ахметовна;

Минникаева Савия Аюповна;

Шайхутдинов Гильмутдин Гальмутдинович;

Шайхутдинова Мусаббиха Якуповна;

Халиуллина Танзиля Гатаулловна (пионервожатая).

Долгие годы в школе работала библиотекарем Шагиева Мукатдаса апа, завхозом - Биктимиров Шайхетдин абый, технички - Исхакова Галия, Абзалова Мадина, Арсланова Савия.

Колхоз подарил школе лошадь, а лесхоз выделял каждое лето поляну для заготовки сена. Весь технический персонал, а так же некоторые учителя во главе с директором выходили косить траву. Я с папой тоже несколько раз была с ними. Это был настоящий сабантуй: готовили обед на костре, шутили, пели, смеялись. Вообще, коллектив школы был очень дружный.

Учителя не только учили детей, но и вели большую просветительскую работу среди населения, за каждым был закреплен свой сектор.

Я, будучи маленькой девочкой, каждую пятницу ходила с мамой в дом Ганжан апа. Мама рассказывала о событиях, происходящих в мире и стране, показывала фильм (брали школьный диапроектор). После этого люди обменивались впечатлениями и благодарили ее.

Хитом тюменякских учителей были спектакли. Они репетировали по вечерам, готовили спектакль. Сначала играли на сцене своего клуба, потом ездили по соседним деревням. Я помню постановки спектаклей: «Галиябану», «Кыз урлау», «Зянгар шаль», «Ул кайтты» и др. Это было целое событие. Собиралось все село, в клубе не было ни одного свободного места, еще и транслировали по местному радио. Помню, сестренка Резеда была еще грудным ребенком, мама с папой играют в спектакле, а она плачет дома, и мы не можем ее успокоить. Плакала она до тех пор, пока Алида, старшая сестра, не включила радио и не сказала: «Вот мама, вот она говорит, не плачь».

Самыми заядлыми артистами были: Саитгареев М.С., Халиуллина Т.Г., Саттарова З.Ш., Саттаров М.И., Валиева А.Х., Валиуллина Н.З., Гареев Т.Н., Шайхутдинов Г.Г. и др.

Как только хватало у них времени и сил? Ведь у всех были семьи, хозяйство, огороды…

На плечи директора школы возлагалась и общественная работа. С декабря 1956 года отец - член КПСС. Бессменный депутат Тюменякского сельского Совета, член парткома колхоза «1 Мая», руководитель политучебы, член художественного коллектива сельского Дома культуры, общественный лектор. По просьбе односельчан он выступал перед аудиторией с политинформацией. Выполнял должность председателя избирательной комиссии в предвыборных компаниях, вел общественную работу по линии ДОСААФ, преподавал массовую противовоздушную оборону населению.

К директору школы обращались и по личным семейным вопросам, как к авторитетному семьянину. Чистое моральное лицо, богатый жизненный опыт, позволяло ему давать ценные советы тому, кто обращался за помощью.

Педсоветы, совещания продолжались у нас и дома. Родители часто обсуждали различные школьные проблемы, советовались. Знали все проблемы, семьи учащихся, все они были для них родными. Помню разговоры типа: «Сегодня М. так плохо отвечал на уроке, глазу грустные, наверное дома проблемы, надо бы сходить, побеседовать…». В деревне их родителей все уважали.

Однажды зимой, в сильный буран дети из Сазбаша заблудились. Папа всю деревню поднял, искали целый день, нашли только к вечеру… Помню как папа, весь мокрый, без сил пришел домой и свалился.

Для него и мамы школа, семья - все было едино. Работа всегда была на первом месте.

В тоже время мама была самой лучшей мамой и замечательной хозяйкой. Какой вкусный хлеб она пекла! Ведь раньше хлеба в магазине не было, пекли сами. Семья у нас была большая - 7 человек. Мама на целую неделю пекла четыре больших каравая. Пироги, учпочмак, перемячи, балиш- все получалось у нее очень вкусно.

Когда мама вышла на пенсию, люди часто обращались с просьбой испечь хлеб для свадьбы, сделать чак-чак. Она никому не отказывала. Чак-чак делать помогал и папа.

Когда в колхоз приезжали гости, председатель колхоза - Чанышев И.З., а позже Загидуллин Ф., обращались с просьбой накормить гостей. Мама готовила для них суп с лапшой, картофельное пюре с курицей, плов, балиш.

Помню, как у нас в гостях были председатель совета министров Акназаров З.Ш., редактор газеты «Кызыл тан» - писатель Тагир Ахунзянов (Тагиров).

Тагир Тагиров только закончил свою повесть «Кукушки слышу счет» или «Галия», где он рассказывает историю своей молодости. Прототип Загира – это он сам, а Галия - это Миннур апа, подруга мамы. Он, узнав, что Миннур в гостях в деревне, попросил ее пригласить. Я была свидетелем их встречи через 20 лет. Миннур апа, красиво играла на мандолине и пела. Когда она спросила у Тагира абый: «Зачем же ты меня убил в своей повести?», он ответил: «Для меня ведь ты умерла тогда»... Любовь все еще была жива в их сердцах. Такие моменты в жизни не забываются…

Мои родители проработали в Тюменякской школе до выхода на пенсию. За добросовестный труд в 1951 году отцу присвоено звание «Отличник народного просвещения», в 1970 году - медаль «За доблестный труд», в 1971 году - звание «Ветеран труда», за безупречную работу награжден почетными грамотами РОНО, Горкома КПСС, Обкома КПСС.

Мама имеет награды:

- медаль «За доблестный труд в годы ВОВ»,

- медаль «За доблестный и добросовестный труд»,

- медаль «Участнику трудового фронта»,

- медаль материнства «Мать героиня»,

- почетные грамоты: Минпроса и обкома профсоюзов (1967), Исполкома райсовета (1971), РОНО (1964, 1967), Горкома КПСС (1966, 1970).

- звание «Ветеран труда» (1972).

После выхода на пенсию родители помогали уже нам в воспитании детей. Они были любимые бабушка и дедушка.

И завершая повествование, я хочу привести сочинение одной из внучек моих родителей - Габдуллиной Гульшат, дочери Гузель Мирсагитовны.

 

Сочинение - эссе «Учитель».

Упорствуя, волнуясь и спеша,

честно шёл к одной высокой цели

Н. А. Некрасов.

 

Вот и снова я иду по знакомой дороге. Не верится, что очень скоро я буду в самом родном месте на земле. Вот он дом, в котором мне всегда были рады.

Захожу во двор. Кажется ещё минута, и ко мне с лаем бросится Ночка. Всё время забываю, что её нет… Поднимаюсь по ступеням. Они по - прежнему скрипят и прогибаются под каждым моим шагом. Открываю дверь и жду, когда бабушка скажет: «Наконец-то ты снова дома!». Но никогда она так больше не скажет, не обнимет и не отругает за мои постоянные проказы. Как давно её уже нет…

Здесь всё как всегда лежит на своих местах. Я смотрю на вещи и чувствую запах свежеиспечённого хлеба, парного молока и аромат сложенного во дворе как будто только что скошенного сена. Но в комнате пусто, и только маятник отчитывает минуты моего пребывания здесь.

Снова смотрю на фотографии на стене, нахожу самых дорогих мне людей. Я никогда их не забываю, всегда помню и люблю. О них вспоминают односельчане и ученики, ведь дедушка и бабушка были сельскими учителями. Рядом с нашим домом стоит школа, которую открывал мой дедушка Саттаров Мирсагит Исхакович.

Только сейчас, когда я стала взрослой, а дедушки уже давно нет на свете, начинаю понимать, какой непростой была его жизнь.

Рано познал он тяжесть крестьянского труда. Слишком быстро пришлось ему повзрослеть: он был свидетелем Октябрьской революции, коллективизации, первых шагов строительства колхозов. Как ни трудно начиналась новая жизнь, подросток не забывал об учебе. Преодолевая огромные трудности, он успешно закончил Белебеевский татаро-башкирский педтехникум.

Работать начал в школе колхозной молодёжи. Учить было сложно: не было учебных пособий, ученики были взрослые, приходилось совмещать работу с учёбой. Мирсагит Исхакович оставался всегда доброжелателен, справедлив и чист. Таким он сохранил себя на всю жизнь.

Его не покидала мечта получить высшее образование. Дедушка поступил в Башпединститут и успешно закончил его в 1939 году. Только год он успел поработать завучем в Ермекеевской средней школе.

И в 1940 его мобилизовали в ряды Красной Армии. И вот: «…Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой…». С первых дней мой дедушка на фронте.

Не могу представить, сколько пришлось увидеть и пережить ему в страшные годы войны. Я прикоснулась к этим трагическим событиям через его фронтовые письма и дневниковые записи. У нас в семье с трепетом хранятся дедушкины письма. Единственные весточки в эти страшные годы. Даже не представляю, через сколько рук прошли эти жёлтые обгорелые листочки, прежде чем попасть в руки родных.

Я узнала, как трудно было моему дедушке в первых боях на границе: не хватало продовольствия, оружия, приходилось отчитываться за каждый патрон. Полураздетые, полуголодные солдаты вступали в сражения и стояли до последнего. Несмотря на тяжелейшие военные пять лет, на два своих ранения, дедушка не растерял лучшие человеческие качества. Война закалила, сделала выносливым и мужественным. Всё это пригодилось дедушке в его дальнейшей жизни и работе.

Главным смыслом жизни стала работа в школе. Мирсагит Исхакович добился разрешения строительства школы в родном Тюменяке. Все оставшиеся годы он был её директором и учителем биологии и химии. А моя бабушка - Залифа Шамсутдиновна работала учителем татарского языка и литературы.

Мирсагит Исхакович и Залифа Шамсутдиновна работали с воодушевлением, творчески приходя на помощь во время каждому, кто в ней нуждался. Ученики были благодарны им, так как видели, что они ценят не отношения к ним, а пользу, которую человек приносит делу. Их неуёмная любовь к труду передалась их дочерям и ученикам.

О Мирсагите Исхаковиче и Залифе Шамсутдиновне осталась память в школьных альбомах и сочинениях, фотографиях и рисунках в школьном музее.

Я с болью вспоминаю, как трудно дедушке было остаться одному после смерти бабушке. Он часто ходил по дому, смотрел на вещи и иногда, забываясь, звал бабушку по имени. Недолго смог он прожить без неё…

И опять они рядом, теперь уже навечно...

А я надеюсь, что стану достойной внучкой моих дедушки и бабушки, замечательных людей и прекрасных учителей.

 

 

23.04.2016

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: