Категории социальной педагогики, их общая характеристика.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. СП как любая гуманитарная наука исследует, отражает изменчивые взаимосвязанные социальные явления (взаимодействия «человек-человек», «человек-среда» и т.п.). Обобщая и объясняя эти явления, ученые выдвигают понятия (= краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности явления, не позволяющие толковать его двояко).
Понятия изменяются в зависимости от изменений той объективной действительности, которую они отражают. Поэтому и значимость некоторых понятий в системе науки может возрастать или снижаться (например, религиозное воспитание). В процессе развития науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории (= наиболее общие, фундаментальные понятия, от которых происходят другие понятия данной науки). Таким образом, в науке формируется понятийно-категориальная система, которая находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, изучающих тот же объект.
СП использует 1) категории, имеющие междисциплинарный характер:
· человек – индивид высшего класса млекопитающих с присущей ему биологической организацией;
· индивид – единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его качествам;
· личность – а) человек в единстве своих социальных свойств и индивидуальности; б) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя определенного общества или общности;
· индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от другого (данного индивида от всех других);
· деятельность – целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности;
|
2) педагогические категории СП: обучение, воспитание, образование, взаимодействие.
3) категории, заимствованные из социологии и других общественных наук: социум, социальная защита, социальный институт, социальная политика, социальная адаптация и реабилитация.
4) собственно социально-педагогическими категориями ученые считают СП – СПД, социальное воспитание, социальное обучение.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Социально-педагогическая деятельность разновидность профессиональной педагогической деятельности, направленной на оказание помощи человеку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе.
Социальное воспитание - планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации.
Социальное обучение - целенаправленный процесс передачи систематизированных социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, социального института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
|
Социальная защита – система мероприятий, осуществляемых обществом и его структурами, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию обеспечения и деятельности человека.
Социальная поддержка – система специальных мер, направленных на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь – система мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса, полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, цель которой – оказание помощи людям, нуждающимся в ней и неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.
Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выступающие трансляторами социального опыта (семья, школьные/трудовые коллективы, неформальные группы и объединения), причастность к которым способствует социализации человека и освоение им системы норм и ценностей, принятых в данном обществе.
Социум – большая устойчивая социальная общность, для которой характерно единство условий жизнедеятельности людей в существенных отношениях и в связи с этим – общность культуры.