Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Маркетинг»
Для студентов факультета Туристского сервиса, обучающихся
по специальности 100105.52 «Гостиничный сервис»
Тема 1. Предмет маркетинга. Маркетинговый комплекс.
1. Маркетинг: определение, основные функции, цели маркетинговой деятельности.
2. Основные концепции маркетинга (совершенствования производства, товара, интенсификации коммерческих усилий и другие).
3. Маркетинговый комплекс: понятие, основные элементы, особенности в турбизнесе.
4. Особенности маркетинговой деятельности гостиничного предприятия
5. Особенности маркетинговой деятельности туроператоров
6. Основные маркетинговые функции турагентства
7. Основные маркетинговые функции предприятия общественного питания
Тема 2. Маркетинговая среда
1. Маркетинговая макросреда: понятие, основные факторы, особенности их влияния для турбизнеса.
2. Маркетинговая макросреда: понятие, основные факторы, особенности
их влияния для гостиничного предприятия
3. Маркетинговая микросреда: понятие, основные факторы, особенности их влияния для гостиничного предприятия.
4. Маркетинговые посредники, их функции, особенности в гостиничном бизнесе.
5. Клиентурные рынки (пять основных типов), их особенности применительно к турбизнесу и гостиничному предприятию.
Тема 3. Сегментирование рынков. Позиционирование товара и фирмы.
1. Понятие и классификации товарных рынков (по видам товаров, по территориальному признаку и др.).
2. Типы товарных рынков по степени освоенности (потенциальный, доступный, целевой, освоенный), особенности работы с ними.
3. Сегментирование рынка индивидуальных потребителей, основные критерии
|
4. Сегментирование рынка организованных потребителей (организаций), основные критерии
5. Основные критерии, используемые при сегментировании туристского рынка, рынка гостиничных услуг
6. Основные маркетинговые стратегии (массовый, концентрированный маркетинг, др.), их применение в турбизнесе и сфере гостеприимства
7. Позиционирование товара, фирмы, особенности применительно к продуктам гостиничного предприятия
8. Виды конкурентных преимуществ и их использование при позиционировании фирмы и ее продукции
Тема 4. Товар.
1. Товар: определение, виды товаров, особенности услуги как товпара.
2. Три уровня рассмотрения товара (товар по замыслу, в реальном исполнении, товар с подкреплением). Показать на примере обычного товара (одежда, мебель, др.) и продукции гостиничного предприятия.
3. Торговые марки: понятие, роль, виды торговых марок.
4. Товарный ассортимент: понятие, особенности применительно к гостиничному бизнесу
5. Жизненный цикл товара: понятие, характеристика пяти основных этапов, особенности применительно к гостиничным услугам.
Тема 5. Ценообразование
1. Цена товара. Факторы ценообразования (внутренние и внешние).
2. Основные внутренние факторы ценообразования.
3. Влияние маркетинговых целей на ценообразование
4. Взаимосвязь цены с другими элементами маркетингового комплекса.
5. Внешние факторы ценообразования
6. Взаимосвязь цены и рыночного спроса. Коэффициент ценовой эластичности спроса
7. Измерение рыночного спроса. Привести пример расчета совокупного рыночного спроса на гипотетический товар
|
8. Основные методы ценообразования
9. Стратегии установления цен на новые товары
10. Стратегии корректирования цен.
11. Особенности формирования цены на гостиничные услуги.
Тема 6. Распространение.
1. Распространение: понятие, особенности распространения продукции в турбизнесе и сфере гостеприимства.
2. Каналы распределения: сущность, значение, функции, особенности в турбизнесе и сфере гостеприимства.
3. Уровни каналов распределения, основные варианты построения в турбизнесе и сфере гостеприимства.
4. Торговые посредники: определение, роль, особенности торговых посредников в турбизнесе и в сфере гостеприимства.
5. Оптовые и розничные торговцы, их особенности в турбизнесе и сфере гостиничных услуг.
6. Внутренняя структура и принципы функционирования каналов распределения, виды маркетинговых систем (традиционные, вертикальные, горизонтальные, др.).
7. Франчайзинг: сущность, основные формы, использование в индустрии туризма.
Тема 7. Продвижение.
1. Комплекс продвижения: основные элементы, их использование гостиничными предприятиями и другими предприятиями индустрии туризма.
2. Реклама: понятие, значение для продвижения гостиничных услуг
3. Связи с общественностью: понятие, значение для продвижения гостиничных услуг
4. Личные продажи, как инструмент продвижения, их значение, использование в туриндустрии.
5. Мероприятия по стимулированию сбыта, их значение для продвижения продукции фирмы
6. Прямой маркетинг как инструмент распространения и продвижения
7. Маркетинговые коммуникации. Эволюция средств коммуникации.
|
8. Каналы личной и неличной коммуникации, их значение для продвижения продукции предприятий туриндустрии.
9. Основные методы разработки общего бюджета продвижения
Тема 8. Стратегическое планирование.
1. Стратегическое планирование: понятие, основные этапы и элементы.
2. Стратегическое планирование: миссия, стратегические цели и задачи.
3. Стратегический аудит. SWOT – анализ.
4. Составление бизнес-портфеля. Анализ существующего бизнес-портфеля (Стратегические элементы бизнеса).
5. Планирование бизнес-портфеля. Метод «Матрица рост/доля рынка».
6. Разработка стратегий роста компании (матрица развития товара/рынка).
7. Основные маркетинговые стратегии
8. Роль маркетинга в стратегическом планировании.
Тема 9. Маркетинговые исследования
1. Маркетинговое исследование. Маркетинговая информация.
2. Маркетинговое исследование. Планирование и организация сбора первичной информации. Основные этапы.
3. Маркетинговое исследование. Определение структуры (вероятностный, детерминированный методы) и объема выборки.
4. Маркетинговое исследование. Выбор метода сбора первичной информации (наблюдение, эксперимент, опрос).
5. Маркетинговое исследование. Подготовка опроса. Разработка анкеты (требования к формулировке, составу, последовательности вопросов).
6. Представление результатов маркетингового исследования (содержание отчета).
Тема 10. Изучение конъюнктуры рынка