Игра «Творческая ошибка»




Игры для занятий ТРИЗ с детьми

Картотека игр по ТРИЗ

Составила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

 

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2. Настольная лампа

-Хорошо, что красивая.

--Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

 

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.

Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается

 

Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)

Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют.

Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.

 

Игра «Маленькие человечки»

Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трёх и более.

 

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним.

Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.

На следующем этапе игру можно усложнить. Например:

Волк/злой/ - бабушка/добрая/.

Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/

 

Игра «Творческая ошибка»

Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию детей.

Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» - велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д

 

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Материал: модели поезда и вагончиков.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

 

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд)

 

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

- все книги

- все спички

- все ручки

- все ластики и т. д

 

Игра «Бином фантазии»

Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать.

Ход игры.

1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы (предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»), переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги, ходить можно не только на ногах, но и на руках»

2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором, между воспитателем и учителем.

3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» - «То и другое плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»

Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д

 

Игра «Что в чём»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход.

- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

 

Игра «Один - много»

Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Материал: разные предметы.

Ход.

Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?

Дети: Одна расчёска.

Воспитатель: Чего в расчёске много?

Дети: много зубчиков.

Аналогично:

- коробка

- книга

- стол

- цветок

- дерево

- морковь…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: