Занятие № 1.
Уровни организации наследственного материала. Реализация генетической информации в клетке.
Заполните таблицу. Дайте определения понятиям
![]() | Урацил относится к пуриновым азотистым основаниям |
Свойство генетического кода: каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (кодон или триплет). Мономером ДНК и РНК является нуклеотид. Всего нуклеотидов 4: в ДНК - это А, Г, Ц, Т, а в РНК – А, Г, Ц, У. Каждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью трех нуклеотидов, называемых триплетом или кодоном. Из 4 нуклеотидов можно создать 64 различные комбинации по 3 нуклеотида. | 1.Триплетность: каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов. 2. Однозначность: кодовый триплет, кодон, соответствует только одной аминокислоте. 3. Вырожденность (избыточность): одну аминокислоту могут кодировать несколько (до шести) кодонов. 4. Универсальность: генетический код одинаков, одинаковые аминокислоты кодируются одними и теми же триплетами нуклеотидов у всех организмов Земли. 5. Неперекрываемость: последовательность нуклеотидов имеет рамку считывания по 3 нуклеотида, один и тот же нуклеотид не может быть в составе двух триплетов. |
Перечислите два этапа биосинтеза белка: | 1. Транскрипция (переписывание). происходит на матрице ДНК, ферменты участвующие в этом процессе: ДНК- геликаза, ДНК- топоизомераза, РНК- полимераза. 2. Трансляция- процесс биосинтеза полипептидной цепи. Этот процесс называют матричным, т.к он начинается на матрице ДНК. |
Принципы транскрипции: | 1.Комплиментарность. 2.Антипараллельность. З.Беззатравочность. 4.Ассиметричность. |
Стадии рибосомального этапа трансляции: | 1.Инициация; 2.Элонгация; 3.Терминация. |
Решите задачу.
|
Участок молекулы ДНК, кодирующий синтез полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦААГГА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
Решение: Участок молекулы ДНК,
Зная кодирующую цепь ДНК, кодирующий часть полипептида: по принципу комплемента -А–Ц–Ц–А –Т–А–Г–Т–Ц–Ц– А– А– Г–Г–А
1. Найти: последовательность аминокислот в полипептиде ДНК: А –Ц –Ц – А – Т – А – Г – Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А
и РНК: У – Г – Г – У – А – У – Ц – А – Г – Г –У – У – Ц – Ц – У –
2. Используя таблицу генетического кода, определяем последовательность аминокислот в полипептиде. УГГ – триптофан УАУ – тирозин ЦАГ – глутамин ГУУ – валин ЦЦУ – пролин
Ответ: триптофан – тирозин – глутамин – валин – пролин
Занятие № 2.
Введение в генетику. Формы взаимодействия генов.
Заполните таблицу. Дайте понятия определениям.
Совокупность всех признаков и свойств организма. | Фенотип |
Участок хромосомы, в котором расположен ген. | Локус |
При скрещивании гомозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения, как по фенотипу, так и по генотипу | Первый закон Менделя-закон единообразия гибридов первого поколения. |
Гены одной аллельной пары равнозначны, ни один из них не подавляет действия другого; если они оба находятся в генотипе, оба проявляют свое действие. Типичным примером является наследование групп крови человека по АВО- (группа АВ) и MN- (группа MN) системам. Одновременное присутствие в генотипе генов JA и JВ обусловливает наличие в эритроцитах антигенов А и В (IV группа крови). Гены JA и JВ не подавляют друг друга — они являются равноценными. | Кодоминирование |
Взаимодействие неаллельных генов, когда на проявление одного признака оказывают влияние доминантные гены разных аллельных пар. Гены принято обозначать одной буквой латинского алфавита с цифровыми индексами, например, А1А1, А2А2, а1а1 и т.д | Доминантный эпистаз |
Решите задачу.
|
Доминантный ген (В) обусловливает у человека способность свертывать язык трубочкой, рецессивный аллель (в) не позволяет свертывать язык. Мама гомозигота, умеет свертывать язык трубочкой, а папа – нет. Будут ли в этой семье дети свертывать язык трубочкой и какова вероятность их рождения?
Решение:
Дано: B-может
b- не может
Найти: F1-?
Решение: P ж. BB X м. bb
G ж. B м.b
F1 Bb-сможет (100%)
Занятие № 3.
Сцепленное наследование генов. Генетика пола.
Заполните таблицу. Дайте определения понятиям.
Частота кроссинговера, выражаемая отношением числа кроссоверных особей к общему число особей, характеризует расстояние между генами. | Морганида |
Особи, образующиеся в результате слияния кроссоверных гамет. | Рекомбинантные |
Это отображение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК с выделением границ гена. | Нуклеиновая последовательность |
Название биологического пола, который определяется по соотношению между мужскими и женскими половыми гармонами | Гормональный пол |
Признаки обусловлены генами, расположенными в аутосомах обоих полов, но проявляются они только у особи одного пола. | Ограниченными полом |
Решите задачу.
У человека гипертрихоз наследуется через У-хромосому. В семье, где отец болен гипертрихозом, родилась нормальная девочка. Какова вероятность того, что и следующий ребенок будет без аномалий?
Решение:
Если родится девочка, то аномалий не будет т.к. У-хромосома способствует рождению мальчика.
Занятие№ 4.