По завершении производственной (экономической) и преддипломной практики студенты в течение 3-х дней представляют на кафедру Менеджмента (комн. 413):
- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;
- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, об отношении к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;
- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом производственной и преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики.
Завершающий этап производственной (экономической) и производственной практики – составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Написание отчета должно осуществляться студентом-практикантом систематически, постепенно в ходе прохождения практики, а в последнюю неделю практики необходимо уделить особое внимание завершению написания и оформлению отчета.
Содержание отчета должно соответствовать содержанию практики, которая излагается в разделах 3 и 4 данной программы.
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке выпускной квалификационной (дипломной) работы.
|
Отчет состоит из нескольких разделов: введения, основной части и заключения.
Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам тематического плана производственной (экономической) и преддипломной практики. По возможности, включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем и увязывается с общим направлением работ данного предприятия.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации.
Текст отчета по производственной (экономической) и преддипломной практике (в дальнейшем отчет) должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14 на белой бумаге формата А4 (210 х 295 мм) на одной стороне. Объем отчета без приложений должен быть не менее 45 страниц машинописного текста. Большие таблицы, иллюстрации и копии документов допускается выполнять в виде приложений. Объем приложений не ограничивается.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом чернилами, пастой или тушью.
Листы отчета должны иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
|
Страницы отчета должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом № 10. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится, на следующем листе, где приводится план отчета, указывается цифра «2». Последним листом отчета нумеруется последний лист списка литературы. Отзыв-характеристика и дневник в нумерацию страниц не включаются.
Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Отчет должен содержать:
- титульный лист (приложение 2);
- отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия (приложение 3);
- дневник по практике (приложение 4);
- содержание (план отчета) (приложение 5);
- введение;
- основную часть в соответствии с тематическим планом;
- заключение;
- список использованных литературных источников;
- приложения.
Слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Литература» записывают симметрично тексту с прописной буквы, включают в содержание отчета. Данные заголовки не нумеруют.
Заголовки разделов следует записывать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Формулы, содержащиеся в отчёте, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словами «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
|
Пример.
Фондоотдача определяется отношением объёма реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд. = Т / Со.ф., (1)
где Фотд. – фондоотдача;
Т – розничный товарооборот;
Со.ф. – среднегодовая стоимость основных фондов.
Все используемые в отчёте материалы даются со ссылкой на источник: в тексте отчёта после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников и номер страницы, например:[5, с.48].
Ссылки на разделы, формулы, рисунки, таблицы, приложения следует указывать их порядковым номером, например: «….. в разделе 3», «в … формуле (1)», «… приведены в таблице 2», «… в соответствие с рисунком 5», «….. в приложении 1»,
Сокращение слов в отчёте должно быть общепринятым и узаконенным.
Цифровой материал должен быть оформлен в виде таблиц. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Над верхним правым углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием её порядкового номера, например «Таблица 1». Таблица должна иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Слова в заголовке таблицы не переносят. При переносе таблицы на другую страницу с правой стороны листа пишут «Продолжение таблицы 1», ниже указывают нумерацию граф.
Иллюстрации (схемы, диаграммы) также имеют сквозную нумерацию. Номер и название рисунка помещают под ним, например: «Рис. 1. Этапы управления кадрами».
В конце отчёта ставится подпись и дата.
По окончании срока практики отчет сдается на проверку на кафедру Менеджмента.
На проверку отчетов по практике руководителю практики – преподавателю кафедры менеджмента дается не более 3-х дней в связи с тем, что преподаватель кафедры, систематически проверяя записи студентов-практикантов, по сути должен хорошо знать содержание отчета.
На проверенный отчет о практике оформляется рецензия, в которой отмечается объем и качество выполненной работы на практике, замечания по содержанию и оформлению отчета и рекомендации по их устранению. В рецензии обязательно указывается оценка «Допускается к защите» или «Не допускается к защите». В положительной рецензии необходимо указать дату, часы и аудиторию, где будет осуществляться прием отчетов по практике (или научно-методическая конференция по итогам практики).
Защиту отчетов по практике осуществляют два преподавателя кафедры Менеджмента. В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в выпускную квалификационную (дипломную) работу, оценить их полноту и объём работы, которую необходимо выполнить для завершения выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основные рекомендации к защите отчёта приведены в памятке для студентов (приложение 6). Результаты защиты оформляются в рецензии с указанием оценки по четырехбалльной системе. Рецензия подписывается обоими преподавателями и сдается методисту в деканат факультета Управления, коммерции и права.
Кроме этого, защита отчета по практике оформляется в зачетной книжке студента и в ведомости. Если руководитель практики - преподаватель кафедры Менеджмента – не допускает к защите отчет по практике, то отчет возвращается студенту на доработку с четкими и ясными замечаниями, изложенными на полях отчета и в рецензии. После доработки отчет необходимо представить на кафедру Менеджмента на повторную проверку и при получении допуска к защите явиться на защиту в указанное время. В том случае, если студент не защитил отчет по практике в установленные сроки, он не допускается до государственной аттестации.