https://youtu.be/o4tOopmfxms
Ответ:
Если человек не поставил данного условия при входе в итикаф, то относительного этого есть два мнения.
(Обладатели знания хотят сказать что при входе в итикаф, человек поставил сам себе условия что если кто то из родственников заболеет, то я оставляю за собой право для того что бы выйти что бы навестить их. Или если занесут в мечеть покойного чтобы совершить над ним джаназа намаз, а потом понесут на кладбище, то я оставляю за собой право сопроводить эту джаназу до кладбища и дождаться пока его похоронят. И потом возвращюсь в мечеть и это не нарушает мой итикаф. Ставится условие, имеется в виду в сердце поставить условия, как намерение не обязательно проговаривать языком. Некоторые обладатель знаниям позволяют такое, то есть, если человек при входе в итикаф ставит себе условия что если у меня заболеет жена или заболеет какой ни будь родственник или сопроводить похоронные носилки. То я себе делаю эти исключения, то есть я захожу в итикаф с условие, что если такое будет, то я оставляю за собой право выхода из мечети. Если человек такого намерения не сделал, а потом, например на 3 день итикафа занесли в мечеть покойного чтобы совершить джаназа намаз и затем пошли люди сопровождать похоронные носилки. Может он их сопровождать, или нет?)
Относительно этого вопроса есть два мнения.
Первое мнение – Он не имеет право выходить для сопровождения джаназы, так как он не сделал этого исключения, и не поставил себе этого условия при входе в итикаф. И это мнение имама Малика, аш Шафи, абу Ханифы, риваят от имама Ахмада, и мнение Ата ибн Раббаха, Урвы, Мужахида, и Зухри. (Это мнение большинства ученых). Привели в довод на это хадис Аиши: «В соответствии в Сунной во время уединения не полагается навещать больных, присутствовать на похоронах, прикасаться к женщине или же ласкать ее и выходить из мечети без особой необходимости. Уединяться может только постящийся, и уединяться можно только в кафедральной мечети». Но мы уже говорили что этот хадис является больным, это не является ни словами Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, ни словами Аиши, но являются либо словами Зухри либо Урвы ибн Зубейра. Но достаточно нам хадиса который приходит в главе от самой Аиши, где она говорит: «И даже когда присутствовал, какой-то больной, я даже не задавала о нем вопроса, кроме как если, проходя мимо спрашивала как его дела и проходила, (а так чтобы я приходила и навещала какого-то больного такого не было)». (Эти слова приходят в хадисе 684, но у нас в главе в хадисе не приходит этих слов, потому что ибн Хаджар упомянул этот хадис в краткой форме, эти слова имеются в сборниках хадисов Бухари и Муслима).
|
Второе мнение. - Он может выйти для этого. Это мнение Саида ибн Джубейра, Ибрахима Ан-Нахаи, Хасана аль Басри и передается также от Али ибн Талиба у Ибн Абу Шейбы, от Абу Исхака, от Асыма Ибн Дамра, от Али Ибн Абу Талиба, и это иснад является хорошим. И также это мнение приходит в риваяте от имама Ахмада, и также это мнение Суфьяна Ас-Саури.
Но правильно в этом вопросе первое мнение, так как посещение больного и сопровождения джаназы не является для него обязательным.
(Точнее является коллективной обязанностью и ссли кто то за тебя навестит больного или кто-то вместо тебя сопроводит джаназу, то это ответственность с тебя спадает. А раз так это не является обязанностью от Аллаха, наложенной на тебя, поэтому ты не имеешь права навещать больного и сопровождать джаназа. Другой вопрос если человека обязаны посетить люди, но ни кто этого не делает кроме тебя, или джаназу нужно сопроводить до кладбища, но ни кто этого не делает, то есть нужда в тебе есть, тогда ты можешь выйти из мечети для посещения больного и сопровождения джаназы. Потому что, это переходит из разряда желательного в разряд обязательного касательно тебя лично). По этому, если дело не является обязательным, и его могут выполнить другие люди кроме тебя, то не должен ты оставлять свой итикаф из-за этого желательного дела. Также как тебе, например нельзя выходить с твоим братом, чтобы помочь ему решить его вопрос. (Кроме как если этот вопрос ни кто не может решить кроме тебя и решение этого вопроса является дарурой - крайней ситуацией, срочно необходимым).
|
Примечание, если совершение джаназы для тебя стало обязательным, и он может ее совершить, не выходя из мечети, то он не имеет права выходить из мечети. Но если ни кто кроме тебя не совершает эту джаназа, тогда ты обязан выйти из мечети чтобы совершить джаназу, если он не способен совершить эту джаназу кроме как выйдя из мечети. (Но если он может попросить, чтобы джаназу принесли в мечеть, то тогда не должен выходить из мечети). Также, если он стал обязанным захоронить умершего или похоронить его, (т.е. ни кто кроме тебя это сделать не может), то ему разрешается выйти из мечети, потому что это стало обязательным деянием для него, и стало подобным выходу из мечети в мечеть, в которой проводится джума (пятничный намаз).
|
А что касается человека, который поставил такое условие при входе в итикаф, относительно этого есть два мнения. (Т.е. поставил условие, что если принесут джаназа, то я выйду для совершения её).
Первое мнение. То, что если он поставил такое условие, то он может выйти из мечети для этого, это мнение имама Шафии, Суфьяна Ас-Саури, Исхака и риваят от имама Ахмада который посчитал правильным ибн Кудама. Потому что итикаф не ограничивается каким-то конкретным количеством дней, и если человек поставил такое условие, то как будто бы он дал обет то что он пробудет в итикафе, до того дня пока придет джаназа или появится больной которого необходимо посетить. И если он выйдет из мечети с этой целью как будто бы он выполнил свой обет.
Второе мнение. То, что ставить такое условие не является правильным. Это мнение имама Малика, Аль Аузаи, Абу Миджлаза, а также риваят от имама Ахмада.
Шейх Усеймин выбрал мнение первое. И в довод привел хадис Дубаа бинт Зубеир, то, что она хотела совершить хадж, но была больной, и посоветовалась с Пророком, мир ему и благословение от Аллаха, совершать ли ей хадж или нет, и тогда сказал ей Пророк, мир ему и благословение от Аллаха: «Совершай хадж, но поставь условие, что мой выход из ихрама в разрешенное состояние, будет там, где ты меня удержишь о Аллах». (Имеется в виду если моя болезнь усилится, и я не смогу совершать хадж, то я ставлю условие что я смогу выйти из ихрама при этом).
Говорит шейх Усеймин: «Из этого хадиса берется то, что если человек входит в какое-то поклонение, и при этом он устанавливает какое-то условие при входе в это поклонение, и это условие не противоречит самой сущности поклонения. То нет в этом ни чего страшного». (Например, если человек начинает держать пост, а потом ставит условие, что в обед он поест, такое делать нельзя, потому что это противоречит сущности поста).
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: «То, что мне кажется правильным, то, что такое условие противоречит итикафу, потому что итикаф это удержание твоей души и твоего тела в мечети и постоянное и неотлучное пребывание в ней, а дело уже не будь таковым, поэтому правильным мнением в этом вопросе является второе мнение».
(Т.е. если человек будет ходить постоянно кого то навещать, или будет выходить на джаназа уже не получится что он совершает неотлучное пребывание в мечети).
Значит, правильное мнение, что человек не выходит для посещения больного и джаназы без разницы ставил он такое условие или не ставил, кроме как эти действия стали обязательными для него лично.