Темы для студентов на базе ВО




Экзамен по философии состоит из двух частей. Первая - это домашняя работа - написание эссе и его защита на практическом занятии. Вторая, собственно экзаменационная – это выполнение одного задания, из списка (см. ниже) на выбор преподавателя.

Темы для эссе

Требования:

Объём- 5-6 печатных страниц формата А4, оформленных согласно правилам. Текст должен содержать Ваши мысли с аргументацией и примерами по выбранной теме. Обязательным, также является раскрытие позиции автора высказывания и информации, о его деятельности. Студенту необходимо быть готовым к устной защите своего эссе.

Темы для студентов полной формы обучения

1.В чем состоит значение философии сегодня?

2. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено». Гераклит.

3.«Самое страшное, что может случиться с человеком, - это если боги лишат его наказания». Сократ

4.«Любовь - это стремление к бессмертному». Платон.

5.«Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии». Платон.

6.«Человек вне общества — или бог, или зверь». Аристотель.

7.«Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими». Никколо Макиавелли.

8.«Истина была единственной дочерью времени». Леонардо да Винчи.

9.«Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим». Джордано Бруно.

10.«Всякий человек, желающий подняться до познания чего либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться». Николай Кузанский.

11."Все разумное действительно, и все действительное - разумно". Г.В.Ф.Гегель.

12.Существует ли смысл жизни?

13.Почему человеку так трудно познать самого себя? И какие опасности подстерегают его на пути к самопознанию?

14.Оправдано ли принуждение, если оно осуществляется от имени общества?

15.В какой степени мы ответственны за себя и других?

16.Глобальные проблемы, порождённые противоречиями общественного развития.

17.Глобальные проблемы, связанные с противостоянием общества и природы.

 

Темы для студентов на базе СПО

1. «Жизнь, – писал Ксавье де Местр, – представляет собой вечную борьбу того, что я хочу, с тем, чего хочет животное, в котором я живу ». Какое противоречие человеческой природы имел в виду французский мыслитель?

 

2. «Тот, кто становится пресмыкающимся, червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?» – Иммануил Кант.

3. «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков» – Джордж Бернард Шоу.

4. «Техника убийственно действует на душу» – Николай Александрович Бердяев.

5. «Кто не карает зла, тот способствует его свершению» – Леонардо да Винчи.

6. «Гениальные идеи приходят тем, кто заслужил их упорным трудом» – Владимир Иванович Вернадский.

7. «Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя» – Альбер Камю.

8. «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» – Альбер Камю.

9. «Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни» – Альбер Камю.

10. «На что ты рассчитываешь, то и обретёшь» – Аристотель.

11. «Корни образования горькие, но плоды сладкие» – Аристотель.

12. «Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит» – Бенедикт Спиноза.

13. «Великими людьми я называю только тех, кто оказал великие услуги человечеству» – Вольтер.

14. «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни» – Вольтер.

15. «Свобода — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять» – Вольтер.

16. «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека» – Людвиг Фейербах.

17. «У победителя много друзей, и лишь у побежденного они настоящие» – Никколо Макиавелли.

 

Темы для студентов на базе ВО

1. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даетсмысл жизни» – Николай Александрович Бердяев.

2. «Государство существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на земле не было ада» – Николай Александрович Бердяев.

3. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» – Сократ.

4. «Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов» – Федор Иванович Тютчев.

5. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели» – Федор Михайлович Достоевский.

6. «Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены» – Плиний Старший.

7. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» – Дени Дидро.

8. «Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству» – Иммануил Кант.

9. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» –Конфуций.

10. «Наша жизнь представляет собой результат преобладающих в нас мыслей» – Серен Кьеркегор.

11. «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» – Виссарион Григорьевич Белинский.

12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».В.Г. Белинский

 

 

Экзаменационные задания

№ 1. Вспомните, когда и где вам приходилось сталкиваться с понятиями философия, философ, философский. Каким значением они были для вас наполнены? Возможно ли философию определить как специфическую форму духовной культуры, несводимую ни к одной из других ее форм? Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения. Попытайтесь сформулировать свое определение философии.

№ 2. Что такое означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?

№ 3. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара. Что обозначает понятие нирвана в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?

 

№ 4. Расскажите легенду о принце Сиддхартхе Гаутаме − создателе буддизма. В чем заключается, на ваш взгляд, ее философский смысл? Будда, в переводе с санскрита, − «просветленный»; как вы думаете «просветленный» и «просвещенный» − это синонимы? Если нет, то в чем заключается, на ваш взгляд, различие между этими понятиями? Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением? В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма? Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни? Раскройте содержание понятий аскетизм и аскет. Широко распространено мнение о том, что аскет − это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть, что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?

 

№ 5. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий? Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной? Виртуальным в философии называется возможное (от лат. virtualis - возможный), то есть то, чего нет, но что может быть при определенных условиях. Можно ли говорить, что зло (прежде всего - общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность? Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций? Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая? В книге «Беседы и суждения», написанной учениками Конфуция есть такие утверждения: «Учитель сказал: «Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное... Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают его... Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям». На какие принципы небесного порядка (которым необходимо следовать) указывают эти утверждения Конфуция?

 

№ 6. Почему Древняя Греция ассоциируется в памяти человечества с «золотым веком» всемирной истории? Что такое античность и античная философия? В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии? Расскажите о периодизации греческой философии.

 

№ 7. Каковы исторические условия появления софистики как направления в древнегреческой философии классического периода? Кто такие софисты? Чем отличаются друг от друга понятия мудрец, философ и софист? Что такое софизм? Приведите примеры каких-нибудь софизмов. Если вы изучали или изучаете логику, попробуйте определить, какие логические законы нарушаются при построении софизмов? Каковы основные философские идеи софистов? Раскройте содержание понятий субъективизм, релятивизм, агностицизм, скептицизм. Каковы основные философские идеи Сократа? В чем заключается его противостояние софистике? Что такое майевтика? Почему Сократа часто сравнивали с софистами? Что общего между их учениями? Известный софист Протагор написал сочинение «О богах», главной мыслью которого было следующее утверждение: «О богах я ничего не могу знать: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют; слишком многое препятствует мне узнать это, и прежде всего - темнота предмета и краткость человеческой жизни». Какой принцип софистической философии лежит в основе этого утверждения?

 

№ 8. В чем заключается центральная мысль платоновского учения? Почему Платон сравнивает наш мир с пещерой, а чувственные предметы − с тенями? Как вы думаете, какие идеи Сократа, бывшего учителем Платона, оказали влияние на становление платоновского учения? Откуда мы знаем по Платону о мире идей, если он сверхчувственный? Что связывает нас с этим миром? Определите, какую науку Платон считал божественной (ближе всего находящейся к миру идей) и почему? Раскройте основные идеи учения Платона о душе и о познании. Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном обществе и государстве?

 

№ 9. Раскройте основные идеи философского учения стоиков. В чем заключается стоическое счастье? Раскройте основные философские идеи скептицизма. Что представляет собой скептическое счастье? Чем отличается стоическая невозмутимость души от скептической? Кто такие киники и что такое кинизм? Раскройте основные положения кинической философии. Что общего и в чем различие между античными киниками и современными нам циниками?

 

№ 10. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «...когда мы говорим, что удовольствие - это конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые..., но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение». В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? Как вы понимаете известное утверждение стоика Сенеки: «Сильнее всех тот, кто владеет самим собой».

 

№ 11. Скептический мыслитель Секст Эмпирик предлагает следующую классификацию философов: «Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрицания нахождения и признания ее невоспринимаемости, или упорствовать в отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что они нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут». Согласны ли вы с такой классификацией? Как вы думаете, к какому типу философов причисляли себя сами скептики?

№ 12. Говоря о предпочтительной позиции, которую человек должен занять в отношении к обществу, Эпикур выдвинул девиз: «Проживи незаметно!» Как такая позиция философа была обусловлена историческими условиями эпохи эллинизма? Сравните этот общественный идеал Эпикура с социальной позицией Платона. Чье этическое учение: эпикурейское, стоическое, скептическое или киническое ближе лично вам и почему?

 

 

№ 13. Вспомните из курса истории Древнего мира когда, где и как зародилась христианская религия. В чем заключаются причины непримиримой вражды язычников и христиан? Каковы основные различия их мировоззрений?

 

№ 14. Каковы исторические и идейные предпосылки радикальных мировоззренческих изменений эпохи Возрождения? Раскройте содержание понятий антропоцентризм и секуляризация. Охарактеризуйте основные способы идейной секуляризации. Как меняется представление о статусе человека в мироздании при переходе от теизма к пантеизму? В теизме тезис о сотворении мира является одним из главных; в деизме тоже идет речь о творении. В чем отличие деистической идеи создания мира от теистической?

 

№ 15. В чем заключается сущность коперниканского переворота в естествознании? Какие недостатки содержала в себе гелиоцентрическая система Коперника? Раскройте основные философские идеи Джордано Бруно. Из каких идейных предпосылок, на ваш взгляд, вытекает тезис Джордано Бруно о бесконечности Вселенной? Подумайте, являются ли понятия гилозоизм и пантеизм тождественными? Если нет, то в чем заключается их различие? Какая идея заключена в следующем рассуждении Джордано Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя... Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа..., и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

 

№ 16. Какую эпоху в истории философии называют Просвещением? Каковы основные черты философии Просвещения? Какие надежды связывали философы XVIII в. с просвещением человеческих умов? Какова специфика понимания просветителями движущих сил исторического процесса? В чем заключаются достоинства и недостатки идеалистического понимания истории? Из курса Новой истории вспомните взгляды французских просветителей XVIII в. Какую роль сыграли их идеи в подготовке Великой французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг.?

 

№ 17. Вспомните из курса Новой истории основные социально-экономические и политические черты эпохи, называемой Новым временем. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени? За что Фрэнсис Бэкон критиковал старую философию, и в чем он видел основные задачи новой? Что такое дедукция? Каковы ее достоинства и недостатки? Почему дедукция, по мнению Ф. Бэкона почти не продвинула человека в деле познания мира? Какой философский метод предложил Ф. Бэкон взамен средневековой силлогистики? Каковы его достоинства и недостатки? Что представляет собой процесс познания по Ф. Бэкону? Раскройте содержание понятия эмпиризм. Что представляет собой человеческое сознание от рождения с точки зрения эмпиризма?

 

№ 18. Расскажите о представителях эмпиризма - продолжателях философских идей Ф. Бэкона. Что представляет собой теория общественного договора Томаса Гоббса и Джона Локка? Фрэнсис Бэкон утверждал, что познанию окружающего мира препятствуют различные предрассудки и стереотипы нашего мышления, которые он называл идолами. Прочитайте следующее рассуждение Ф. Бэкона и определите, о каких познавательных препятствиях идет в нем речь: «Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Как вы думаете, какое из двух направлений средневековой философии – реализм или номинализм, продолжает эмпирическая философия Нового времени?

 

№ 19. Какое отношение к старой философии было у Рене Декарта? В чем видел он основные задачи новой философии? Что представляет собой универсальное декартовское сомнение? Какие цели оно преследует? Чем отличается сомнение Декарта от сомнения античных скептиков? Объясните знаменитый декартовский принцип: «Я мыслю, следовательно, я существую». Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является более достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса? Что представляет собой учение Декарта о существовании врожденных идей? Какие мыслители до Декарта разрабатывали подобные теории? Какими были представления Декарта о процессе познания? Какой метод был положен им в его основу? Раскройте содержание понятия рационализм.

№ 20. Расскажите о представителях рационализма - продолжателях философских идей Декарта. Чем отличается декартовское учение о врожденных идеях от теории врожденного знания Лейбница? В чем заключается сходство философских идей Ф. Бэкона и Р.Декарта? Прочитав следующее рассуждение Декарта, определите, почему наилучшей из наук он считал математику и каким образом предлагал он распространить ее метод на другие области знания: «Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».

№ 21. Прочитав следующее рассуждение известного французского просветителя Жан Жака Руссо определите, в чем он видит главный источник общественных несчастий и как предлагает усовершенствовать социальную жизнь. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое» и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - никому!».

 

№ 22. В чем видел И. Кант главный предмет философии? Почему его философия называется критической? Что такое феномен и ноумен в учении Канта? Как они соотносятся? Что называл Кант априорными формами сознания? Каким образом выглядит процесс познания в его учении? Считается, что Кант произвел в философии переворот, равный по своему значению перевороту Коперника в естествознании. Как вы думаете, в чем заключается «коперниканский переворот» Канта? Каковы этические воззрения Канта? Что представляет собой нравственное доказательство существования Бога? Какие поступки Кант называет легальными, а какие – моральными? Что такое категорический императив? Когда Кант говорил, что моральный закон в душе так же прекрасен, как звездное небо над головой, что он, на ваш взгляд называл моральным законом?

 

№ 22. Как понимать одно из центральных положений гегелевской философии: «Все действительное разумно, все разумное действительно»? Можно ли утверждать, что учение Гегеля продолжает пантеистическую философскую традицию? В чем заключается гегелевский пантеизм? Что представляет собой мироздание по Гегелю? Какие стадии саморазвития проходит гегелевская Абсолютная Идея? Как понимать гегелевское утверждение о том, что природа - это застывшая мысль? Что такое гегелевская триада? Охарактеризуйте ее основные элементы. Почему систему идеализма Гегеля называют классической? Определите черты сходства платоновского и гегелевского идеализма.

 

№ 23. Что такое марксизм? Каковы его источники и составные части? Что такое диалектический материализм? Как понимать утверждение Маркса о том, что он перевернул гегелевское учение с головы на ноги? Как трактуется материя в диалектическом материализме? Возможно ли называть его пантеистическим материализмом? Попытайтесь отметить достоинства и недостатки такого определения. Как соотносятся понятия материи и движения в диалектическом материализме? Какие формы движения материи выделяются Ф. Энгельсом?

№ 24. В любой общественно-экономической формации К. Маркс выделял две основные составные части: «базис» и «надстройку». Как вы думаете, что в историческом материализме подразумевается под тем и другим понятием? Что представляет собой классово-антагонистический общественный строй? Каковы с точки зрения марксизма причины появления частной собственности, антагонистических классов и эксплуатации человека человеком? Что называет Маркс отчуждением? Каково по Марксу будущее эксплуататорских общественно-экономических формаций? Какой общественный строй должен прийти им на смену с его точки зрения? Как вы думаете, марксистское учение о будущем человеческого общества представляет собой утопию или же, наоборот, вполне осуществимый научный прогноз? Обоснуйте свой ответ. Вспомнив марксистскую диалектику случайности и закономерности и свободы и необходимости попытайтесь определить, что говорит марксизм о случайности и закономерности в историческом процессе и о роли личности в истории?

№ 25. Прочитайте следующее рассуждение известного представителя экзистенциализма А. Камю. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно... Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? Судить можно по действиям, которые следуют за решением. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли вокруг Земли - не все ли равно? Словом, вопрос этот пустой. И в то же время я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению жизнь не стоит того, чтобы ее прожить... Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов». Каким образом предлагает Камю пересмотреть все вопросы, проблемы и идеи традиционной (старой, предшествующей) философии? Согласны ли вы с тем, что в подавляющем большинстве ее проблемы были, по сути, «пустыми»? Разделяете ли вы тезис о том, что подлинные философские вопросы всегда экзистенциальны (посвящены коренным проблемам человеческого существования)? Сейчас слово «экзистенциализм» стало очень модным и часто употребляется по поводу и без повода. Подумайте, какие вопросы и проблемы можно назвать «экзистенциальными»? Приведите примеры кинофильмов или произведений художественной литературы, в которых затрагиваются экзистенциальные проблемы.

 

№ 26. В чем Ф. М. Достоевский видел внутренний кризис и разложение гуманизма в современную эпоху? Согласны ли вы с мнением Достоевского о том, что нет ни окончательно «плохих», ни окончательно «хороших» людей, и что любой злодей может преобразиться, изменившись в лучшую сторону, а любой прекрасный человек может стать злодеем? Вспомните каких-нибудь героев романов Достоевского, например, Родиона Раскольникова или Ивана Карамазова. Можно ли их назвать полностью «положительными» или полностью «отрицательными» персонажами? И встречаются ли, по вашему мнению, полностью и до конца «положительные» или полностью и до конца «отрицательные» персонажи – в жизни?

№ 27. Однажды родители талантливого мальчика – в будущем известного мыслителя и поэта Дмитрия Мережковского – привели своего юного сына к Достоевскому, чтобы тот оценил его стихи. Послушав, Федор Михайлович поморщился и сказал: «Плохо, слабо. Страдать вам надо, молодой человек, страдать!» «Пусть не пишет, - лишь бы не страдал» – воскликнул отец ребенка. Как вы понимаете приведенные слова Достоевского? Согласны ли вы с ними?

№ 28. Как вы понимаете идею Достоевского о невозможности человеческого счастья без свободы? Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ. Согласны ли вы с утверждением Достоевского о том, что «если Бога нет, то все дозволено»? Нередко сравнивают личности и мировоззрения Достоевского и Ницше. Ницше говорил, что важнейший, мало кем еще осознанный факт нашей эпохи заключается в том, что «Бог умер, и это мы убили Его». Сравните размышления Достоевского и Ницше по этому поводу. Чья позиция ближе лично вам? Великий инквизитор в романе Достоевского «Братья Карамазовы» убежден в том, что человек – раб, хотя и создан бунтовщиком. «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно». Согласны ли вы с таким взглядом на человека? Достоевский говорит о двойственной, несовершенной природе человека, о его промежуточности. Как вы думаете, такая природа человека – вечный и незыблемый факт, или же это лишь преходящее, исторически преодолимое состояние?

№ 29. Л. Н. Толстой полагал, что все люди хотя и обманывают себя, но в глубине души знают, как надо жить – любя друг друга, – и что насильственные пути никогда не могут привести ни к чему хорошему. Как вы думаете, является ли такая позиция Толстого верной и действенной, или это несбыточная мечта? Разделяете ли вы отношение Льва Толстого к государству, армии, частной собственности, смертной казни? Обоснуйте свою позицию. Как Лев Толстой относился к личности и проповеди Христа и к официальной христианской церкви? Как вы думаете, почему Святейший Синод (высший орган православной церкви) отлучил Толстого от церкви?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: