Этика, мораль и религия.




Н.Ф. Рахманкулова

Философия Канта

1. Характерные черты философии Канта, его система.

2. Познавательные способности.

3. Этика, мораль и религия

4. Эстетика

5. Антропология

6. Философия общества и политики, мораль и право.

 

1. Характерные черты философии Канта, его философская система.

Кант Иммануил (1724-1804) родился в Кенигсберге, Восточная Пруссия, в семье ремесленника (шорника). Изучал теологию и философию в Кенигсбергском университете, работал домашним учителем (9 лет), был с 1755 г. приват-доцентом, с 1770 по 1796 г. профессором /*, деканом и ректор (1786-1790)*/ Кенигсбергского университета. В Калининграде сохранилась его могила. Главные произведения Канта: “ Критика чистого разума”(1781),Критика практического разума “(1788), “ Критика способности суждения” (1798). /* «Антропология с прагматической точки зрения» (1798).*/Основы метафизики нравственности (1785)Метафизика нравов (1797)

Кант – основатель немецкой классической философии, создатель системы, именуемой критическая философия или трансцендентальный идеализм.

Центральная задача Канта - нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего, свободы личности. Он полагает, что главный вопрос философии - «Что такое человек?» (антропологический), охватывает три кардинальных вопроса:

1. Что я могу знать? (метафизический)

2. Что я должен делать? (моральный)

3. На что я смею надеяться? (религиозный)[1].

Основательной критике подвергается Кантом вся предшествующая метафизика, опиравшаяся на то, что со времен Платона и Аристотеля считалось умозрительным постижением вечных и неизменных благих первосущностей. Кант считает, что их объективное существование теоретически недоказуемо, а важнейшие идеи прежней метафизики – Бога, бессмертия души, свободы – относятся не к области сущего, но должного. Им придается статус регулятивных идей, высших целей, сообразуясь с которыми человек сознательно направляет себя по пути совершенствования. Кант решительно развел ценности и бытие, до него миропонимание покоилось вере в то, что существование высших ценностей абсолютно.

В творчестве Канта было два основных этапа – докритический (до начала 70-х гг.) и критический (с начала 70 гг. до конца жизни).

В докритический период философия Канта развивается под сильным влиянием идей Лейбница. Кант еще не сомневается, что порядок и связь идей соответствуют порядку и связи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Плодотворно применяет идею развития в естествознании. Выдвигает гипотезу, (позднее она вошла в теорию «Канта-Лапласа») о возникновении Солнечной системы, а, возможно, и Вселенной, естественным путем из облака разреженных частиц, из их вращающихся масс. Намечает идеи генеалогической классификации животных, естественной истории человеческих рас.

В критический период Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души, по-новому представляя образ человека как величественного и противоречивого творца собственного мира. В результате размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма, Кант, по его собственным словам, «пробуждается от догматического сна» и совершает «коперниканский переворот» от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту.

Подобно Копернику, представившему в движении не звезды, а позицию наблюдателя, Кант утверждает, что не субъект вращается вокруг объекта, а наоборот, объект - вокруг субъекта. Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта, вне его предмет существуют как непознаваемая «вещь в себе » или «вещь сама по себе ». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых формах. Кант отличает феномены от ноуменов – умопостигаемых (интеллигибельных) предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить.

 

Предварительное представление о философской системы Канта дает схема, которую он поместил в “Критике способности суждения” (1790 г).

«Все способности души   Познавательная способность Априорные принципы Применение их к
Познавательная способность   Рассудок   Закономерность природе
Чувство удовольствия и неудовольствия Способность суждения   Целесообраз-ность Искусству  
  Способность желания     Разум     Конечная цель   свободе».[2]  

К этой таблице можно добавить следующее:

Ведущая ценность сферы познавательной способности – истина, эта область феноменов - предмет онтологии и гносеологии Канта, исследуется в “Критике чистого разума”.

Ведущая ценность сферы чувства удовольствия и неудовольствия – красота, это область пересечения феноменального и ноуменального миров – предмет эстетики Канта, исследуется в «Критике способности суждения».

Ведущая ценность сферы способности желания - добро, это область ноуменов – предмет этики и онтологии Канта, исследуется в “Критике практического разума“ и в “Критике чистого разума”.

Способности познания

Отвечая на вопрос «Что я могу знать?», Кант в «Критике чистого разума» разрабатывает фундаментальные проблемы гносеологии и онтологии.

Всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, быть a posteriori (последующим по отношению к опыту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту). На вопрос о происхождении априорных форм сознания Кант ответа не дает, но явно не склонен считать их врожденными.

Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere – переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, в результате чего существует всеобщее и необходимое знание. «Я называю трансцендентальным, -пишет Кант, - всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori».[3] Кант использует и термин трансцендентное для обозначения того, что находится за пределами сознания и непознаваемо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо.

Человек как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное - трансцендентальное единство самосознания – сознание «я мыслю», сопровождающее многообразие представлений об объекте, то есть сознание целостности своего Я. Так Кант, по-своему интерпретируя Декарта, отвечает на сомнение Юма в существовании оснований понятия единства души, личности. Объективное - трансцендентальное единство апперцепции (узнавания, сопоставления), «благодаря которому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте».[4]

Всеобщее и необходимое знание должно вырабатываться теоретическими науками. Они основаны, по Канту, на априорных синтетических суждениях, то есть таких суждениях, в которых, в отличие от аналитических, предикат дает новое знание по сравнению со знанием, уже содержащимся в субъекте. Кант разъясняет: суждение «всякое тело имеет вес» синтетично, так как понятие веса не заключено в понятии тела, а суждение «всякое тело протяженно» аналитично – протяженность выводится из понятия тела.

Кант изучает, как возможно образование априорных синтетических суждений в сфере действия трех основных познавательных способностей (чувственности, рассудка и разума) и в соответствующих видах научного, теоретического (чистого) знания (в математике, естествознании и метафизике).

Чувственное познание и его априорные формы исследуются в разделе трансцендентальная эстетика (от греч. eisthetikos – чувственный). Априорные формы чувственности - пространство и время, они придают чистой математике всеобщий и необходимый характер. Внешняя форма чувственного созерцания – пространство, на нем основана геометрия. Внутреннее форма – время, на нем базируется арифметика. Это ответ Канта на вопрос «Как возможна чистая математика?».

Возможности рассудка Кант исследует в трансцендентальной аналитике, разума – в трансцендентальной диалектике, вместе они составляют трансцендентальную логику.

Рассудок - способность к понятиям и суждениям – основа теоретического естествознания. Априорные понятия рассудка – категории (неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт).

Система категорий Канта строится (по критерию различения форм суждений в теории Аристотеля) следующим образом:

- качество: реальность, отрицание, ограничение;

- количество: единство (единица меры), множество (величина), цельность, совокупность (целое);

- отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие);

- модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность).

Внутри групп намечаются тезис, антитезис, но нет перехода между группами.

Знаниевозникает на соединении форм чувственности и рассудка. Это две качественно разные способности, дополняющие друг друга: ощущения без понятий «слепы», понятия без ощущений «пусты». Такова «третья позиция» Канта в споре между эмпириками и рационалистами. Синтез ощущений и понятий происходит, потому что существует априорное единство самосознания. Чувственные данные подводятся под категории с помощью продуктивного воображения, которое действует во многом бессознательно (спонтанно, по словам Канта), через схематизм понятий.

Научное естествознание возможно, так как в основе всех суждений естественных наук лежат всеобщие и необходимые законы. Это три высших априорных закона всего того, что рассудок может мыслить:

- Закон сохранения субстанции.

- Закон причинности.

- Закон взаимодействия субстанций.

 

*Проблема источника понятий. Реализм – номинализм?. Третья позиция? Универсалии в душе, вне вещей, но не как их обобщение и имя, а априорные формы рассудка.*

 

Разум - способность к умозаключениям, доходящим до идей (идея – понятие разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений) в метафизике. Но возможна ли метафизика как наука? Существуют ли априорные способности разума, то есть, может ли он формировать понятия о безусловном, о том, что никогда не воспринимается чувствами в опыте?

Кант рассматривает три идеи, центральные для трех основных разделов традиционной метафизики:

- Души – (предмета рациональной психологии) безусловной целокупности всех обусловленных психических явлений.

- Мира (предмета рациональной космологии) – безусловной целокупности причинно обусловленных явлений.

- Бога (предмета рациональной теологии) – безусловной причины всех обусловленных явлений.

Эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рационально доказать, ни опровергнуть, пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия.

Так, в области космологии обнаруживается четыре антиномии чистого разума, то есть четыре пары антитетичных утверждений, в каждой из которых тезис и антитезис выглядят одинаково обоснованными.

  Тезис Антитезис
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве.
2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей. Ни одна сложная в мире вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
3. Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Существует свободная причинность (причинность через свободу). Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы.
4. К миру принадлежит или как часть его или как его причина безусловно необходимая сущность. Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

Антиномии чистого разума неизбежно возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве его предпосылки идею безусловного или абсолютного. Понятие абсолютного, бесконечного относится (приложимо) только к миру ноуменов (тезис), а применяется к миру феноменов, где есть лишь преходящее, конечное, обусловленное (антитезис).

По той же причине нельзя рационально доказать или опровергнуть существование души как имматериальной бессмертной субстанции и бытие Бога. Рассматривая традиционные доказательства бытия Бога (онтологическое, космологическое, физико-теологическое), Кант утверждает, что с научной точки зрения они не выдерживают критики, поскольку в основании их – прыжок от мысли о Боге к его существованию, а существование не выводится из мысли. Быть в уме не значит быть в действительности.

Бог, мир, душа – в качестве безусловного целого мыслимы, умопостигаемы (интеллигибельны) – ноуменальны и рационально не верифицируемы. Метафизика как теоретическая наука возможна только в качестве критики чистого разума.

Научное знание о предмете трансцендентальных идей невозможно, они не имеют конститутивного применения, но зато имеют регулятивное применение. Они дают рассудку системное единство, побуждают его к бесконечному движению к совершенствованию, достижению полного знания. Самое главное: идеи Бога, мира, души несут ценностный смысл, необходимы для утверждения безусловного достоинства личности, ее свободы. Данные идеи не подлежат рациональной проверке, они - предмет веры, первопринципы практического разума, выражающие безусловные цели. Кант по-своему восстанавливает значимость идей прежней метафизики, утверждая, что положительное содержание их – предмет не теоретического, а практического разума.

Этика, мораль и религия.

Вопрос «Что я должен делать?» - в центре внимания этики – практической философии Канта, она излагается в «Критике практического разума» и в ряде других произведений.

Кант признает примат практического разума не только для человеческого поведения, но и для философии. Дело первично: поступать приходится всем и всегда, чего нельзя сказать о теоретизировании. Настоящую пользу приносит философия, учащая людей достижению подлинного блага. Предмет практического разума – высшее благо, обнаружение и осуществление того, что нужно человеку для свободного самосовершенствования.

В основе практического разума – способность желания. «Это способность существа через свои представления быть причиной действительности предметов этих представлений»[5]. Благодаря данной способности возможна свобода личности, существование не только в феноменальном мире природной и общественной необходимости, но и в мире ноуменального сознательного самоопределения высшими целями – свободы. Как существо нравственное человек принадлежит к миру ноуменов. Практический разум – волящий, направляющий к должному. Этика есть философия убеждения.

Принципы морального сознания априорны. Идеи свободы воли (основы вменяемости), бессмертия души (основания для бесконечного совершенствования), Бога (гаранта нравственности, совпадения счастья и долга, высшего Блага, внеприродного условия природы) – необходимые постулаты практического разума. На эти регулятивные идеи опирается нравственность. «Поэтому мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере »[6]. Aufheben – приподнять, переместить (Гегель впоследствии употреблял данный глагол в значении «диалектически снять»).

Этика Канта – автономная этика долга. Добро есть то, что отвечает требованиям долга. Мораль не гетерономна, а автономна, не выводима из внеморальных ценностей-целей. В противном случае она бы зависела от них. Обусловленность означает несвободу. Поэтому философ отвергает этику утилитаризма (основанную на ценности пользы), гедонизма (на ценности удовольствия), эвдемонизма (счастья). Кант критикует концепции психологизма, натурализма, сенсуализма в этике, трактующие мораль как нечто опытно детерминированное. Он выступает за разделение этики и психологии. Этика занимается должным, необусловленным во времени, а психология сущим, определяемым работой психического механизма во времени. В частности, не им порождены моральные чувства - стыд, вина, чувство долга, они производны от самой моральности.

Высшее универсальное требование нравственного долга – «категорический императив» (безусловное повеление). Формулировки категорического императива:

1. Наиболее общая и формальная - «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»[7].

2. Более содержательная - «Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству в своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству»[8].

То есть надо поступать так, чтобы человечество в лице каждого всегда было свято[9], чтобы личность была абсолютной ценностью.

Формальный характер категорического императива определяет максимальную свободу нравственного выбора. Категорический императив задает дальние ориентиры, его полное исполнение возможно только в «потустороннем царстве целей», то есть в этом, реальном мире он не исполним, но к его исполнению дóлжно приближаться.

Этика Канта ригористична. Главный фактор нравственности - мотив, а не поступок. Источник нравственного поведения – добрая воля – способность поступать в соответствии с нравственным законом, то есть категорическим императивом. Истинно свободная воля и есть воля к добру. Нравственно благодеяние, совершаемое из чувства долга, а не по склонности. Даже Ф. Шиллер – почитатель и последователь Канта – не одобрил столь строгого разграничения и выразил свое отношение к нему в эпиграмме (дана в переводе Вл. Соловьева):

«Сомнение совести

Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность.

Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?

Решение

Нет другого пути: стараясь питать к ним презренье

И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг!».

Кант признает, чтостремление человека к счастью, то есть к самоутверждению, полной реализации своих возможностей и потребностей в земном, «посюстороннем» феноменальном мире, неистребимо. Однако цели долга и счастья происходят из разных миров и в этой жизни редко совпадают.

Из м. статьи ВФ 19 «В философии Канта такое понимание получает дальнейшую разработку, хотя у немецкого философа путь к союзу между свободой и счастьем, в их ценностной и содержательной полноте, предстает драматичным и бесконечно долгим. Он ведет к окончательному их соединению только в высшем божественном благе, в «потустороннем царстве целей». Человек «смеет надеяться» на этот союз, приняв три «постулата чистого практического разума»: бессмертия души, свободы и бытия Божьего [Кант 1995, 234-235].Человек, по Канту, двойственен: он и «homo phaenomenon» - «существо природы», и «homo noumenon» - «существо свободы»; достоинство первого относительно, второго – безусловно [Там же, 293, 196]. Из такой ценностной и онтологической антиномичности человека следует дихотомия склонности, определяющей его стремление к счастью, и нравственного долга, определяющего его стремление к свободе. «Счастье - это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию; следовательно, оно основывается на соответствии природы со всей его целью и с главным определяющим основанием его воли» [Там же, 228]. Свобода же осуществляется, главным образом, в исполнении нравственного долга. Моральный закон, наивысший принцип которого выражен в категорическом императиве, основывается на автономии «воли как свободной воли». Свобода, как постулат чистого практического разума, вытекает «из необходимого допущения независимости от чувственно воспринимаемого мира и из способности определения своей воли по закону некоего умопостигаемого мира» [Там же, 234]. Долг призывает ставить конечной целью не собственное счастье, а «собственное совершенство и чужое счастье », потому что стремиться к счастью человек склонен по природе, долг же есть «принуждение к неохотно принятой цели» [Там же, 419].

В высшем благе, «величайшее счастье представляется связанным с величайшей мерой нравственного (возможного для сотворенных существ) совершенства в самой строгой пропорции» [Там же, 232]. Поэтому, поясняет Кант, мораль «есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» [Там же]. В целом, Кант выстраивает систему взглядов, соединяющих идеи самоценности личности, свободы и счастья. Он утверждает, что человек есть цель «сама по себе », «человечество в его лице должно быть для него святым» [Там же, 196]. Обратим внимание на то, что по логике Канта, чем больше человек продвигается в исполнении нравственного долга, тем больше он реализуется как существо свободы, тем больше содействует счастью других людей и сам становится более совершенным и достойным счастья»[10].

Кант 1995 - Кант И. Критика практического разума. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.

И тогда поднимается третий философский вопрос «На что я смею надеяться?». Надежда на счастье нравственного человека нуждается в опоре на религию – веру в бессмертие души – справедливое воздаяние и в Бога – гаранта морали. Кант дает моральное обоснование идеям Бога и бессмертия души, усматривая смысл религиозной веры в утверждении нравственности.

В трактате «Религия в пределах только разума» (1793) он пишет: «…всякая религия состоит в том, что мы смотрим на Бога как на достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей».[11] Моральная религия основана на живой и свободной вере чистого разума в добро, чем отличается от богослужебной (статуарной) религии, опирающейся на церковную, мертвую и принудительную веру. Вера разума обязывает к внутреннему совершенствованию. Кант считал, что христианство возникло как моральная религия и протестантизм ближе всего к его истинной первоначальной форме. Главная заслуга Христа – нравственный пример. Бог есть любовь. Истинная церковь - моральная община, в которой люди помогают друг другу совершенствоваться.

Эстетика

Для Канта очевидно, что человек раздвоен, существует в двух противоположных мирах – феноменальном и ноуменальном. Так же очевидно стремление человека к преодолению этой противоположности, соединению миров необходимости и свободы, к органичной целостности, тотальности своего существования. Философ открывает в душе самостоятельный источник этого стремления – чувство удовольствия и неудовольствия, на котором основана способность суждения в соответствии с априорным принципом целесообразности.

Обнаружение целесообразности, то есть гармонии частей и целого, в сфере природного и человеческого вызывает особое чувство удовольствия. Когда мы оцениваем целесообразность объективно (прежде всего, в отношении органических тел природы), «на основании рассудка и разума (логически, посредством понятия)»[12], - действует телеологическая способность суждения. Так мы судим об органе (части), исходя из представления об организме (целом). Когда мы оцениваем целесообразность предмета субъективно (без намерения обрести понятие предмета), непосредственно на основе чувства удовольствия, - мы получает представление о красоте предмета, здесь действует эстетическая способность суждения. Эстетическое суждение есть суждение вкуса, оно относится к прекрасному и возвышенному. Нечто оценивается как прекрасное, исходя из целесообразности объекта, и как возвышенное, исходя из «целесообразности субъекта по отношению к предметам по их форме и даже бесформенности в силу понятия свободы»[13]. То есть источник возвышенного – в потребности человека быть универсальным свободным существом.

Прекрасное и возвышенное – главные категории, характеризующие мир эстетического. Это сфера свободной целесообразности, свободной необходимости, где красота связывает между собой истину и добро. «Вкус как бы делает возможным без слишком резкого скачка переход от чувственного очарования к обычному моральному интересу»[14]. Влечение к прекрасному способствует исполнению нравственного долга. Отсюда Шиллер заключает: красота спасет мир. Особая область применения эстетического чувства – искусство. Мир красоты - мир эстетической видимости, игры, смысл которой – в ней самой. Здесь идет игра воображения с рассудком и разумом, люди действуют свободно и в то же время по правилам, испытывая радость творчества и общения. Так Кант в своей третьей «Критике» находит связующее звено между феноменами и ноуменами, природой и свободой, рассудком и разумом, наукой и моралью, теоретической и практической философией.

Суждения вкуса, по Канту, имеют парадоксальное свойство «субъективной всеобщности». О вкусах и не спорят, и спорят: вкус индивидуален, субъективен, поскольку не основан на понятии, но он же, как умение благожелательно оценивать прекрасное и возвышенное, может воспитываться, «сообщаться», то есть обладает свойством всеобщности.

Исследуя понятие прекрасного, Кант приходит к выводу, что прекрасное как чистая красота - это то, что бескорыстно нравится всем как целесообразность без понятия о цели. Но выше чистой красоты - «красота сопутствующая», отвечающая целям познания и, что особенно важно, – морального совершенствования, она может выражать нравственный идеал, быть «символом нравственно доброго». Так прекрасное соприкасается с возвышенным. Скрытым глубинным критерием суждения о возвышенном является идеал человеческого совершенства.Это суждение соотносит воображение в его свободной игре «с разумом, чтобы субъективно соответствовать его идеям (не определяя каким)». Цели разума абсолютны, поэтому объекты, превосходящие обычную меру, могут быть восприняты эстетическом чувством как нечто духовно возвышающее человека, как «изображение идей »[15]. Чем выше культура человека, его нравственный уровень, тем глубже он чувствует возвышенное и судит о нем.

Искусство («прекрасное искусство» по терминологии Канта) – сфера жизни, отличная от природы, ремесла, науки. Искусство специализировано на выражении эстетических идей, создании субъективной целесообразности. Высоко оценивая коммуникативную роль искусства, Кант предлагает разделять его на три основных вида согласно трем средствам речевого общения (слово, жест, тон):

1. Словесные искусства: красноречие и поэзия. Поэзии принадлежит первое место среди искусств, поскольку она способна «эстетически возвышаться до идей», особым образом изображая понятия.

2. Изобразительные искусства: пластика (ваяние, зодчество) и живопись.

3. Искусства «игры ощущений» - красок (возможное искусство игры цветов с меняющейся гаммой), звуков (музыка).

Другие виды искусства производны от этих трех.

Искусство – создание гения, который есть талант художника, творящего не по правилам, но задающего правила и образцы для подражания; не способного ни объяснить, как сделано его произведение, ни дать предписания другим для создания подобного. В «Критике способности суждения» Кант утверждал, что гений существует только в искусстве, но позднее он расширил сферу гения, отнеся к ней все творчество.[16]

Главные достижения Канта в области эстетики: выдвижение ее в ряд одной из основных философских дисциплин; рассмотрение мира искусства и ценности красоты как соединяющих мир природы и свободы, ценности истины и добра; разработка категорий прекрасного и возвышенного; создание концепций эстетической видимости и игры; развитие романтической идеи творческой спонтанности и гениальности.

Антропология

Что такое человек? – главный вопрос философии Канта. Рассмотрению этого вопроса специально посвящена поздняя работа философа «Антропология с прагматической точки зрения» (1798).

Высшая ценность для Канта – личность, понимаемая как человечество в лице каждого отдельного человека. Строение действительности, в том виде, в каком она открывается человеку, задается, в значительной мере бессознательно, его душой. По сути своей человек противоречив, раздвоен между мирами необходимости (феноменов) и свободы (ноуменов). Антропологическая антиномия лежит в основе большинства антиномий Канта.

Двойственность человека выражена Кантом в его знаменитом сопоставлении образов звездного неба и морального закона: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне /…/ Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время, неизвестно каким образом, была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира…».[17]

Человек по природе зол, но в нем есть и задатки добра, проявляющиеся в изначальном чувстве вины. От природы же человек наделен сознанием и самосознанием. Сознание своего «я» и недоброжелательность ведут индивида к эгоизму, «монизму» - утверждению себя как центра мира. Однако Кант не принимает концепции «разумного эгоизма», полагая, что именно разум и склонность к доброжелательной общительности выводят индивида из состояния эгоцентризма к «плюрализму», к признанию другого человека как такой же части мира, как и я сам.

Высшее стремление людей - к органичной целостности (тотальности) – реализуется в процессе бесконечного исторического совершенствования, в развитии культуры. Человек – культурно-историческое существо. Он происходит из природы, в ней истоки любви, искусства, религии, науки, техники, но сформированы они в истории, в культуре. Культура в широком смысле слова включает собственно культуру и цивилизацию. Культура (в узком смысле) – это достижения человечества, основанные на системе гуманистических ценностей, в первую очередь, в развитии нравственности и свободы. Цивилизация – это внешне техническая сторона человеческих достижений, сама по себе ценностно нейтральная. Дело цивилизации легче, чем дело культуры, поэтому первая прогрессирует быстрее, чем вторая, и между ними существует несоответствие; однако в целом их взаимодействие способствует развитию обеих.

Просвещение выражает родовую сущность человека: его направленность к прогрессу через расширяющееся применение разума при условии преодоления всех форм несвободы, предполагающие длительное моральное совершенствование всего человечества. Просвещение (как эпоха) – время совершеннолетия человечества, когда индивид отказывается от высшей опеки, принимает на себя задачи самоуправления и самовоспитания, опираясь на собственные разум и волю. Канта разъясняет, что смысл лозунга Просвещения «Sapere aude» («Решись быть мудрым») - имей мужество пользоваться собственным разумом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: